Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона (на примере Свердловской области)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)
Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона (на примере Свердловской области)
THE ROLE OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION)
Julia Nekrasova
Master’s degree, Ural state University of Economics, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. Образование, как особая сфера социальной жизни, представляет собой общественно-исторический феномен, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков.
Развитие общей системы образования разворачивается под воздействием не только внешних и внутренних факторов, а также в сфере тенденций и противоречий международного и национального масштаба. В условиях политической, социальной, и экономической нестабильности, порождающих хроническую неуверенность в завтрашнем дне, наиболее важной задачей государства является стабилизация сферы образования.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что государство через систему государственного управления создает многообразие условий для развития, как личности, так и формирования человеческих ценностей. Практика управления образованием показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием.
Abstract. Education, as a special sphere of social life, is a socio-historical phenomenon that ensures the reproduction and development of society through the organized transfer of social experience in the form of knowledge, skills, and skills.
The development of the General education system is influenced not only by external and internal factors, but also by trends and contradictions on an international and national scale. In the conditions of political, social, and economic instability that generate chronic uncertainty about the future, the most important task of the state is to stabilize the education sector.
The relevance of the chosen topic is that the state through the system of state administration creates a variety of conditions for the development of both the individual and the formation of human values. The practice of education management shows the need for further improvement of the entire system of interaction between state and municipal education management bodies.
Ключевые слова: образование, регион, социально-экономическое развитие, стратегия.
Keywords: education, region, socio-economic development, strategy.
Развитие системы образования Свердловской области осуществлялось в 2016 году в соответствии с приоритетами государственной политики, обозначенными в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 и от 07 мая 2012 года №599, в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295[1]..
Основные приоритеты развития системы образования в Свердловской области обозначены в областной государственной программе «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 № 919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» (далее – государственная программа «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года») [1]..
Кроме того, стратегическим проектом в Свердловской области, определяющим приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, является Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы, которая принята Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы» (далее – Стратегия-2030) [1]..
Основной целью социально-экономического развития Свердловской области на предшествующий период, установленной нормативными правовыми актами Свердловской области, являлось повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики Свердловской области.
Составной частью Стратегии-2030 является проект «Создание конкурентоспособного образования», целью которого является совершенствование системы подготовки кадров по наиболее востребованным в экономике Свердловской области профессиям и специальностям.
Для достижения цели направлены следующие реализуемые в рамках государственных программ Свердловской области проекты: «Уральская инженерная школа»; «Педагогические кадры XXI века»; «Качество образования как основа благополучия».
Ожидаемыми результатами реализации всех трех проектов Стратегии - 2030 являются увеличение доли педагогических работников в возрасте до 35 лет, имеющих первую и высшую квалификационные категории, владеющих иностранным языком по европейской шкале знания, увеличение доли выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, увеличение численности учащихся общеобразовательных организаций, увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц, от общего количества образовательных организаций [1].
Особое внимание в системе общего образования Свердловской области уделяется образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. На решение данной задачи направлена комплексная программа Свердловской области «Доступная среда» на 2014–2020 годы. Основной задачей программы является создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья[1].
Инновационный сценарий развития Свердловской области предполагает активную роль государства в модернизации научно-исследовательского сектора, приоритезации перспективных направлений в области науки и технологий, создании инновационной инфраструктуры в регионе, направленной на повышение степени коммерциализации генерируемых в регионе разработок. Данный сценарий предполагает увеличение финансирования государством перспективных научных исследований и разработок в рамках областных целевых программ, активную помощь в участии региональных проектов в борьбе за федеральные ресурсы, направленные на развитие и поддержку инновационной деятельности, содействие региональным компаниям в выходе на новые рынки инновационной продукции. Реализация инновационного варианта развития экономики региона позволит создать благоприятные условия для повышения инновационного потенциала области как в приоритетных направлениях инновационного развития, так и в сопутствующих сегментах.
Говоря о механизмах повышения эффективности финансирования образования, необходимо помнить, что даже самые совершенные схемы, самые продуманные и проработанные механизмы в момент реализации разбиваются о коррупцию. В настоящее время на государственном уровне предпринимаются попытки противодействия коррупционным схемам в экономической и социальной сфере нашей страны. Однако для этого необходимо провести огромную системную работу на всех уровнях, которая должна затрагивать различные аспекты – от пропаганды до подтверждения факта неотвратимости наказания. И надо помнить о том, что решение данной проблемы затронет не только сферу образования, но и все без исключения сектора.
Кризисные явления, охватившие все страны мира и так или иначе сказавшиеся на объемах их бюджета, не обошли и нашу страну. Не лучшим образом влияют на благополучие экономики сегодняшние политические процессы, состояние рынка углеводородов, увеличившийся рост государственных расходов за счет прироста дополнительных субъектов, рост милитаристских тенденций в мире. Все эти факторы побуждают менять структуру расходов государственного бюджета. И учитывая вышесказанные факторы становится очевидным, к сожалению, что финансирование образования может вновь оказаться под ударом[3, с.23] .
И здесь на первое место выходят аспекты совершенствования нормативной базы для регулирования деятельности образовательных учреждений, усиления контроля за расходованием средств, а также тщательный подход к разработке критериев оценки их эффективности.
Говоря о финансировании как о ключевой проблеме российского образования нельзя не упомянуть следующий момент. Недостаток финансовых средств не является основной причиной снижения уровня образования в обществе и, увеличив качественно эти суммы решить все проблемы невозможно. Качество и состоятельность образования чувствительны только к минимальной точке финансирования: объемы денежных средств нельзя опускать ниже предельной минимальной рамки, поскольку дальше просто невозможно организовать процесс (помещения, кадры, оборудование). Но если этот минимум обеспечен, и обучаемому есть, где сесть и кого послушать,– дальше проблема существенным образом зависит не только и не столько от финансирования, а скорее от организационно-кадрового ресурса.
Также необходимо сказать, что недостаток финансирования образования и низкая эффективность использования данных средств является проблемой для стран с низким уровнем дохода.