Статья:

Формирующее оценивание как необходимое условие воздействия на мотивацию, процесс и результаты обучения младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шорникова Н.А. Формирующее оценивание как необходимое условие воздействия на мотивацию, процесс и результаты обучения младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 5(98). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/98/66572 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирующее оценивание как необходимое условие воздействия на мотивацию, процесс и результаты обучения младших школьников

Шорникова Наталья Александровна
магистрант, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, РФ, г. Шуя

 

В связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), появляются новые требования к содержанию системы школьного образования и к результатам освоения основной образовательной программы [4]. Поэтому ситуация, сложившаяся в школьной практике требует поиска новых подходов и инструментов к оцениванию учебных достижений учащихся. Так возникают необходимость создания новой системы оценивания, которая позволит оценивать и развивать предметные и метапредметные результаты учащихся и такая система должна базироваться на использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного. И хотя эти термины введены в речевую практику, на уровне организации учебного процесса, направленного на формирование у учащихся умений контролировать и оценивать свою деятельность, это трудовое действие не является сформированным у большей части педагогов начального образования. В связи с этим проблема организации формирующего оценивания привлекает все большее к себе внимание. Термин «формирующее оценивание» был предложен в 1967 году американским учёным Майклом Скривеном (Michael Scriven) в работе «The methodology of evaluation» (что в переводе означает: «Методология оценивания»). Ученый сформулировал понятие следующим образом: «Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах учащегося» [1]. Целью формирующего оценивания является сбор и обеспечение оперативной обратной связи с учащимися для того, чтобы получить анализ результатов преподавания учителя, помочь ему принять решение о предстоящих обучающих действиях. При использовании формирующего оценивания учитель, наблюдая за учениками и получая от них обратную связь в виде вопросов и суждений, корректирует на этом основании преподавание, ставит перед учениками те или иные учебные задачи. Обратная связь-важный компонент процесса обучения младших школьников, ее осуществление должно побудить к размышлениям и помочь измениться как ученику, так и учителю [3]. Использование формирующего оценивания с его возможностями воздействия на мотивацию, процесс и результаты обучения, роли участников образовательного процесса создает условия для достижения такого результата

Во время урока между учителем и детьми идет постоянный диалог. Учитель комментирует работы учеников, показывая, что им удалось в этой работе и что нужно сделать, чтобы следующая была лучше. Критерии оценки обсуждаются и принимаются учителем вместе с учениками [3]. Формирующее оценивание включает в себя самооценивание, взаимооценивание и оценивание учителем. Формирующее оценивание опирается на следующие правила:

1) критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей;

2) в оценивании принимают участие сами учащиеся;

3) результаты учащихся сравниваются с собственными предыдущими результатами, а не с результатами других учеников;

4) оценивается не только результат обучения, но и процесс обучения;

5) для оценивания используются специально разработанные электронные таблицы.

Используя разные приёмы самооценки учениками, практикующие учителя выделяют определённые различия по параметрам творческого и личностного развития:

-повышение процента детей со средним и высоким уровнем развития творческого потенциала;

-повышение уровня самооценки детей;

-увеличение числа детей с высокой учебной мотивацией;

-закладывается основа для развития взаимоотношений между учениками и учителем, учеником и одноклассниками.

Используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрырывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а так же обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результату.

Имея в виду актуальную проблему неразработанности эффективной технологии, нами проводится исследовательская работа, целью которой является обоснование, разработка и практическая апробация технологии формирующего оценивания, направленной на повышение образовательных результатов младших школьников на базе Муниципального образовательного учреждения «Китовская средняя школа» во 2-б классе.

 

Список литературы:
1. Scriven, Michael (1967). "The methodology of evaluation". In Stake, R. E. Curriculum evaluation. Chicago: Rand McNally. American Educational Research Association (monograph series on evaluation, no. 1.
2. Вилкова Л.В. Формирующее оценивание в реализации личностно-ориентированного подхода (научная школа профессора М.А. Викулиной) Вестник пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. серия № 1. Психологические и педагогические науки.
3. Логинова Е.А. Организация формирующего оценивания в начальной школе // «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» - сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции, Новосибирск: Сборник научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2018г.
4. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.
5. Михайлова М.А. Формирующее оценивание в начальной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера, изд-во: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. (Прага) , 2016г.