Формирующее оценивание как необходимое условие воздействия на мотивацию, процесс и результаты обучения младших школьников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)
Формирующее оценивание как необходимое условие воздействия на мотивацию, процесс и результаты обучения младших школьников
В связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), появляются новые требования к содержанию системы школьного образования и к результатам освоения основной образовательной программы [4]. Поэтому ситуация, сложившаяся в школьной практике требует поиска новых подходов и инструментов к оцениванию учебных достижений учащихся. Так возникают необходимость создания новой системы оценивания, которая позволит оценивать и развивать предметные и метапредметные результаты учащихся и такая система должна базироваться на использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного. И хотя эти термины введены в речевую практику, на уровне организации учебного процесса, направленного на формирование у учащихся умений контролировать и оценивать свою деятельность, это трудовое действие не является сформированным у большей части педагогов начального образования. В связи с этим проблема организации формирующего оценивания привлекает все большее к себе внимание. Термин «формирующее оценивание» был предложен в 1967 году американским учёным Майклом Скривеном (Michael Scriven) в работе «The methodology of evaluation» (что в переводе означает: «Методология оценивания»). Ученый сформулировал понятие следующим образом: «Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах учащегося» [1]. Целью формирующего оценивания является сбор и обеспечение оперативной обратной связи с учащимися для того, чтобы получить анализ результатов преподавания учителя, помочь ему принять решение о предстоящих обучающих действиях. При использовании формирующего оценивания учитель, наблюдая за учениками и получая от них обратную связь в виде вопросов и суждений, корректирует на этом основании преподавание, ставит перед учениками те или иные учебные задачи. Обратная связь-важный компонент процесса обучения младших школьников, ее осуществление должно побудить к размышлениям и помочь измениться как ученику, так и учителю [3]. Использование формирующего оценивания с его возможностями воздействия на мотивацию, процесс и результаты обучения, роли участников образовательного процесса создает условия для достижения такого результата
Во время урока между учителем и детьми идет постоянный диалог. Учитель комментирует работы учеников, показывая, что им удалось в этой работе и что нужно сделать, чтобы следующая была лучше. Критерии оценки обсуждаются и принимаются учителем вместе с учениками [3]. Формирующее оценивание включает в себя самооценивание, взаимооценивание и оценивание учителем. Формирующее оценивание опирается на следующие правила:
1) критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей;
2) в оценивании принимают участие сами учащиеся;
3) результаты учащихся сравниваются с собственными предыдущими результатами, а не с результатами других учеников;
4) оценивается не только результат обучения, но и процесс обучения;
5) для оценивания используются специально разработанные электронные таблицы.
Используя разные приёмы самооценки учениками, практикующие учителя выделяют определённые различия по параметрам творческого и личностного развития:
-повышение процента детей со средним и высоким уровнем развития творческого потенциала;
-повышение уровня самооценки детей;
-увеличение числа детей с высокой учебной мотивацией;
-закладывается основа для развития взаимоотношений между учениками и учителем, учеником и одноклассниками.
Используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрырывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а так же обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результату.
Имея в виду актуальную проблему неразработанности эффективной технологии, нами проводится исследовательская работа, целью которой является обоснование, разработка и практическая апробация технологии формирующего оценивания, направленной на повышение образовательных результатов младших школьников на базе Муниципального образовательного учреждения «Китовская средняя школа» во 2-б классе.