Статья:

Реализация цифровых стратегий в рамках обеспечения роста качества жизни населения в г. Москве

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Былинкина А.Е. Реализация цифровых стратегий в рамках обеспечения роста качества жизни населения в г. Москве // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 6(99). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/99/66828 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация цифровых стратегий в рамках обеспечения роста качества жизни населения в г. Москве

Былинкина Анна Евгеньевна
магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

В современном мире одним из главных условий обеспечения роста качества жизни населения является использование цифровых технологий. Благодаря цифровой трансформации и автоматизации совершенствуется и ускоряется процесс удовлетворения потребностей человека, что оказывает непосредственное влияние на качество жизни. [1, с.8] Развитие цифровых технологий способствует значительному росту экономики, что позволяет создавать благоприятные условия для повышения уровня жизни. Детальную оценку взаимосвязи между развитием цифровой экономики и национальным благосостоянием дают Сударушкина И.В. и Стефанова Н.А. в статье «Цифровая экономика». [2, с.70] Применение цифровых технологий приводит к получению «цифровых дивидендов», то есть к росту национального благосостояния. В Москве о цифровых технологиях, как о главном драйвере социально-экономического прогресса начали говорить в 2000-х годах. В 2003 году в столице стартовала Городская целевая программа «Электронная Москва», рассчитанная на 5 лет. Приоритетные проекты данной Программы представлены на Рисунке 1.  [3]

 

Рисунок 1.Приоритетные проекты Городской целевой программы «Электронная Москва»

 

Анализ результатов данной Программы показал, что использование передовых цифровых технологий внесло существенный вклад в развитие города. В связи с тем, что не все запланированные программой мероприятия оказались реализованы, было принято решение о продлении программы «Электронная Москва» до 2011 года. В феврале 2011 года Мэром Москвы С. С. Собяниным с целью дальнейшего и более эффективного использования цифровых технологий было дано поручение о разработке первоочередных Государственных программ г. Москвы. 9 августа 2011 года Правительством Москвы было принято постановление № 349-ПП «Об утверждении Государственной программы г. Москвы «Информационный город» на 2012-2018 гг.». [3] Главная цель Программы – обеспечение роста качества жизни населения города Москвы за счет использования цифровых технологий в различных сферах управления г.Москвы, а также в повседневной жизни населения. Основные показатели и результаты программы «Информационный город» за 2012-2017 годы представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Основные результаты программы «Информационный город»

Наименование подпрограммы/мероприятия

Факт за 2012 год

Факт за 2017 год

Изменение

1

Использование государственных услуг в электронной форме (кол-во поданных заявок)

620 тыс.

5,8 млн.

+835,4%

2

Процент покрытия жилого сектора

средствами видеонаблюдения (подъезды)

59%

86,3%

+27,3%

3

Доля использования электронных дневников и журналов в гос. образовательных организациях

95%

100%

+5%

4

Доля цифровых технологий в валовом

региональном продукте города

3,8%

5,6%

+1,8%

 

Как мы видим, реализация программы «Информационный город» положительно отразилась на многих показателях развития города, и, прежде всего, на подпрограмме предоставления гос. услуг в электронной форме, что в 2018 году даже позволило Москве стать лидером рейтинга ООН по уровню развития электронных правительств в городах. Учитывая основные результаты программы, мы можем сделать вывод, что цифровые технологии существенно влияют на большинство общепризнанных параметров качества жизни населения и значительно повышают её уровень, делают процессы управления и предоставления необходимых гражданам услуг наиболее эффективными.

В настоящее время Департаментом информационных технологий Москвы ведется работа над новой цифровой стратегией «Умный город – 2030», которая определяет цели и задачи развития цифровой экономики в Москве до 2030 года. [3] Одной из основных целей реализации новой цифровой Стратегии продолжает оставаться обеспечение роста качества жизни населения и дальнейшее улучшение условий проживания в Москве. На данном этапе разрабатываемая стратегия включает в себя шесть основных направлений («Городская экономика», «Городская среда», «Человеческий и социальный капитал», «Цифровая мобильность», «Безопасность и экология» и «Цифровое правительство»).

Все предложенные направления Стратегии полностью соответствуют поставленной цели и основополагающему принципу – ориентации на человека. На наш взгляд, особое внимание следует уделить «цифровому здравоохранению», которое способно существенно повысить продолжительность жизни человека и значительно улучшить её качество. Активное использование цифровых технологий в здравоохранении позволит расширить доступ к медицинским услугам и уменьшит их стоимость; повысит эффективность лечения, и даже даст возможность перейти от лечения к профилактике заболеваний. Для достижения указанных целей необходимо продолжить развивать и единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС), аналога которой в мировой практике пока нет, и городскую экосистему мониторинга здоровья москвичей. Следует более активно использовать и новейшие технологии в области медицины, например, такие как: телемедицина, робототехника, искусственный интеллект, возможности 3D-моделирования и 3D-принтеров, различные цифровые устройства контроля состояния здоровья человека. Следует отметить, что в настоящее время и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) и Министерства здравоохранения стран Европы вкладывают большие средства в перевод здравоохранения в цифровой формат.

Не менее существенный вклад в рост качества жизни населения города внесет и реализация направления «Безопасность и экология». На наш взгляд, именно дальнейшее развитие городских платформ видеонаблюдения и других средств контроля за жизнедеятельностью города и экологической ситуацией, и совершенствование цифровых экосистем мониторинга позволит прилагать усилия не для ликвидации последствий, а для заблаговременного прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций, и тем самым сделает Москву умным городом с ещё более комфортной средой проживания.

Использование цифровых технологий и реализация цифровых стратегий («Электронная Москва», «Информационный город», «Умный город – 2030» и др.) обеспечат значительный рост качества жизни населения города и предоставят большие возможности для развития всех видов деятельности и комфортного проживания человека в Москве.

 

Список литературы:
1. Кузнецова С.Б. Четвертая промышленная революция как результат инновационно-технологического развития производственных систем // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/65792 (дата обращения: 09.02.2020).
2. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА //Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – Т. 6. – №. 1. – С. 182-184.
3. Официальный сайт Мэра Москвы: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mos.ru. (Дата обращения: 10.02.2020).