Статья:

Влияние цифровизации на занятость населения в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Чернова О.А. Влияние цифровизации на занятость населения в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 6(99). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/99/66944 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние цифровизации на занятость населения в России

Чернова Олеся Алексеевна
студент, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В текущей статье исследовано влияние цифровизации на занятость населения в России. Целью выполнившего исследования является выявление актуальных угроз связанной с занятостью в России. В работе используются методы теоретического исследования: абстрагирование, синтез, анализ и обобщение. Результатом исследования является рассмотрения влияния цифровизации на изменение структуры рынка труда, перечня востребованных профессиональных компетенций, а также взаимодействия образовательной среды. 

Abstract. This article examines the impact of digitalization on employment in Russia. The purpose of this study is to identify current threats related to employment in Russia. The paper uses the methods of theoretical research: abstraction, synthesis, analysis and generalization. The result of the study is to examine the impact of digitalization on changing the structure of the labor market, the list of popular professional competencies, and the interaction of the educational environment.

 

Ключевые слова: занятость населения, цифровизация, профессии, IT технологии, российское образование.

Keywords: employment, digitalization, professions, IT technologies, Russian education.

 

Сейчас в мире живет 7 млрд человек, из них примерно 3,5 млрд — это трудоспособное население старше 15 лет. А рабочие места существуют только для 1,2 млрд.

Четвертая промышленная революция вносит уже сегодня изменения в российскую экономику, которая цифровизирует все сферы жизнедеятельности населения.  В целях реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы распоряжением правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Исходя из данной стратегии следует, что Россия относится к развивающим странам, и уже сейчас меняются традиционные направления развития бизнеса, взаимодействие с покупателями и поставщиками, будут осуществляться с помощью более усовершенствовавшими по эффективности IT-моделями, что является главнейшим условием в будущем социализации и конкурентоспособности на мировом рынке, но так же повлечет за собой новые вызовы и проблемы для российского общества.

Век цифровизации влечет за собой основную проблему – это занятости российского рынка труда. Наш современный мир быстро развивается, технологии не стоят на месте, информатизация общества и Интернет-ресурсы влияют на этот прогресс. В связи с этим Агентство стратегических инициатив решили совместно с Московской школой управления «СКОЛКОВО» разработать «Атлас новых профессий», в котором были помещены прогнозы касаемо появления новых специальностей в 2020-2030 годах [2]. Профессии связанны с такими технологиями как: Блокчейн (Blockchain), Интренет вещей (Internet of things, IoT), технологии больших данных (Big Data), искусственный интеллект (machine learning), роботизация и многих других. Эти технологии повлекут за собой уничтожение ряда профессий, в атласе они обозначены как профессии-пенсионеры. И уже в ближайшем будущем российский рынок труда с появление новых технологий изменится до неузнаваемости. Профессии, которые были популярны в 90-е и начале нулевых исчезнут с рынка труда, на их смену приходят цифровые платформы, онлайн-сервисы, IT-агрегаторы. Например:

-  телефонные операторы и колл-центры – их массово на рынке заменяют голосовые программы с распознаванием и синтезом речи, человеку звонит робот и в большинстве случаев он не подозревает об этом.  

- сокращаются профессии «продавец в магазине» – их заменяют интернет-магазины, маркетплейс и другие онлайн-агрегаторы товаров.

- в 2014 году с появлением сервиса блаблакар началось массовое сокращение водителей в сфере пассажирских перевозок.

- в Объединённых арабских эмиратах в метро уже работают поезда без машинистов и операторов.

С каждым годом всё больше и больше профессий начнут исчезать с российского рынка труда. На смену приходят профессии ИТ-специалистов. По данным аналитической службы ХедХантер (hh.ru) cпрос на ИТ-специалистов растет: с 2016-го по 2018 год доля вакансий для них от всех вакансий на hh.ru увеличилась на 5,5%. Доля открытых позиций для начинающих специалистов в 2018 составляла 9% всех ИТ-вакансий на рынке, за два года она выросла почти на треть [3].

Портал вести.ру в 2019 году опубликовал топ-5 IT-профессий [4]:

  1. Java-разработчик
  2. Data Scientist
  3. Руководитель в сфере информационных технологий
  4. UX-дизайнер
  5. Специалисты по Digital-маркетингу

Самая большая проблема российской IT-индустрии — это наши ВУЗы, которые не успевают трансформироваться за рынком труда. Молодые студенты гуманитарных, технических и даже творческих специальностей идут обучаться современным профессиям в так называемые онлайн-университеты, которые помимо знаний, гарантируют своим выпускникам трудоустройство и зарплату в 6-15 раз выше прожиточного минимума.

В 2018 году на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий был утвержден план, согласно которому,  численность обучающихся в сфере IT-технологий должна составить на 2020-2021 учебный год не менее 80 тыс. человек, а к 2024-2025 учебному году ее планируется поднять до 120 тыс. человек [5].

Стоит отметить, что некоторые ведущие российские вузы уже активно начали включать в образовательный процесс специалистов из бизнес сферы. В качестве примера можно привести совместную образовательную программу «Техносфера», реализуемую Mail.Ru Group и МГУ им. Ломоносова, или программу Высшей школы экономики и «Школы анализа данных» компании «Яндекс» [6]. 

Таким образом, возможность российского рынка труда подстроиться к новым технологическим вызовам будет определяться готовностью к ним нашей системы образования, а также желанием людей, умирающих специальностей, обучиться и получить новые профессии, которые требует рынок.

 

Список литературы:
1. Атлас новых профессий / Московская школа управления «Сколково»: Ассоциация стратегических инициатив. — Режим доступа: atlas100.ru.
Кирилл Варламов: цифровая экономика без человеческого капитала несостоятельна / ТАСС. — Режим доступа: https://tass.ru/interviews/5100624 
Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
2. Баланова С. Иллюзорный мир: пять главных мифов цифровой экономики / Forbes. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/kompanii/350323-illyuzornyy-mir-pyat-glavnyh-mifov-cifrovoy-ekonomiki
3. Бобков В. Н., Новикова И. В. Шичкин И. А., Бобков Н. В. Современные информационные технологии регулирования занятости от неустойчивых к устойчивым формам//Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 4 (202). С. 47-59
4. Заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности / Официальный сайт Правительства Российской Федерации — Режим доступа: government.ru/news/31325 
5. Лысенко А.Н., Себекина Т.И. Особенности подготовки кадров для цифровой экономики // В сборнике: вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды, Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 316-320
6. Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования / Российский инвестиционный форум. — Режим доступа: http://rusinvestforum.org/news/tsifrovaya-ekonomika-problemy-i-perspektivy-normativnogo-regulirovaniya/