Статья:

Юридические аспекты переселения беженцев с Ближнего Востока в страны ЕС

Конференция: XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Федосеева В.А. Юридические аспекты переселения беженцев с Ближнего Востока в страны ЕС // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(38).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Юридические аспекты переселения беженцев с Ближнего Востока в страны ЕС

Федосеева Влада Андреевна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Абдрашитов Вагип Мнирович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

На сегодняшний день наблюдается резкое преобладание такой категории населения как беженцы, мигранты и вынужденные переселенцы среди населения стран ЕС. Так, например, в Швейцарии статус признанного беженца получили 6 377 человек. А так же 7 109 беженцев – разрешение на временное пребывание, которое выдается в случаях, когда безопасное возвращение претендента на родину не представляется возможным [5].

Данная тенденция резкого прироста связана с множеством причин: чрезвычайное положение, которое усугубляется из-за локальных и мировых войн, массовые конфликты между этническими религиозными слоями населения, диктаторский политический режим последствием, которого может быть пренебрежение и нарушение прав и свобод человека и гражданина, и многие другие аспекты, которые вынуждают людей покинуть свою родину. Покидая свою родную страну, люди могут быть отчуждены и вынуждены скитаться безо всяких средств на существование, и без надежды на то, что они смогут найти временное убежище в другом государстве с соблюдением всех их политических прав и свобод, которые гарантируют им международные договоры и соглашения, заключенные между союзными государствами. Зачастую, подобные ситуации приводят к трагическим последствиям для стран ЕС, ведь именно, в них беженцы, и вынужденные переселенцы прибывают в огромном количестве. Положение беженцев в странах ЕС и их правовой статус, в текущее время, является актуальной проблемой для ряда развитых государств. На протяжении многовековой истории человечество не раз сталкивалось с подобной ситуацией и до сих пор ищет, и разрабатывает различные пути разрешения данной проблемы.

Для того, чтобы проникнуться данной глобальной и столь масштабной проблемой необходимо понять, а кто такие беженцы? Как в различных международных договорах и соглашениях трактуется и раскрывается данный термин. Так, Масловский В.В. в своей работе пишет, что универсальное определение «беженец» было впервые предложено в Уставе Международной организации по делам беженцев (МОБ) – специализированного учреждения по решению задач и вопросов затрагивающих эту категорию населения. Данная организация была образована Лигой Наций по причине массовой репатриации граждан в период Второй мировой войны. В Уставе МОБ определено, что беженец – это лицо покинувшее страну своего происхождения (гражданства или места прежнего постоянного жительства) и относящееся к одной из следующих категорий:

a)  жертвы фашистских и сотрудничавших с ними режимов,

b)  испанские республиканцы и жертвы режимов в Испании,

c)   лица, имевшие статус беженцев до Второй мировой войны по причине расового, религиозного, этнического характера по причине политический убеждений [1, с. 8].

Кроме того, наряду с понятием «беженец» в Уставе МОБ также можно найти родственное понятие такое как перемешенные лица, под которым понимаются лица, угнанные фашистским политическим режимом на принудительные работы, либо высланы по политическим, расовым, религиозным или этническим причинам [7, разд. В].

Современное толкование данного понятия можно найти в Конвенции о статусе беженцев 1951 г., где указано, что «беженец» – это лицо, которое:

1.  рассматривалось как беженец в силу соглашений от мая 1926 года и 30 июня 1928 года или же в силу Конвенции от 28 октября 1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокола от 14 сентября 1939 года или же в силу Устава о Международной организации по делам беженцев;

2.  в результате событий прошедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежность к определенной социальной группе или политических убеждений, находящихся вне страны своей гражданской принадлежности, и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [6, ст.1 разд. А].

В российском законодательстве понятие «беженец» находит свое определение в Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» в котором сказано, что: «беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [8, ст. 1].

Таким образом, разобравшись в сути данных определений из различных актов как национальных, так и международных, можно точно определить, какие нормативно-правовые аспекты указывают на определение и принадлежность социальных групп населения из неблагополучных стран к категории беженцев.

Большое внимание в данной научно-исследовательской работе хочется уделить рассмотрению причин и юридическим аспектам, выраженных как в национальном законодательстве отдельных стран, так и в международных договорах, соглашениях между странами-союзниками. Так, проведя анализ различных новостных ресурсов по данному вопросу можно говорить о текущей ситуации в ряде стран Европейского Союза. Благодаря средствам массовой информации, в которых публикуются официальные сведения и статистические данные, человечество может наблюдать и оставаться информированным о положении беженцев и их переселении из стран Ближнего Востока в страны с благоприятными для них условиями временного политического убежища и предоставлении им статуса беженцев, закрепленного в международном законодательстве. В известном новостном ресурсе говорится, что на 2015 год, было зафиксировано рекордное количество вынужденных переселенцев. По подсчетам УВКБ ООН данная цифра превышает на 6 млн. человек чем в 2014 году и составляет 65,3 млн. беженцев. Наибольшее количество беженцев бегут из Сирии (4,9 млн. чел.), Сомали (1,2 млн. чел.) и Афганистана (2,7 млн. чел.). Так в совокупности они представляют больше половины от общего количества вынужденно перемещенных по миру. Данные цифры говорят только о тех беженцах, которые официально закрепили за собой данный правовой статус, но стоит ли говорить о тех переселенцах, которые нелегально пересекают границы государств и находятся на их территориях незаконно. Ведь вынужденно переселенный гражданин, официально зарегистрированный на территории страны, предоставивший ему политическое убежище, ответственность за его жизнь, развитие и существование несет непосредственно ООН и координирует его размещение, содержание и безопасность в данном государстве [4].

Говоря о нелегальных мигрантах, большинство людей привыкло воспринимать их негативно и как нарушителей общественного порядка. В обществе уже сложилось мнение о такой категории людей, в связи с недавними событиями, произошедшими в Европе и участниками, которых выступали именно те самых неблагополучные граждане, прибывшие из стран Ближнего Востока. Стоит только вспомнить волну террористических актов, охватившую Европу. Последствия таких деяний очень трагичны. Теракты, произошедшие в период с января 2015 по июль 2016 года, повлекшие за собой смерти 306 человек и более 1000 получивших ранения различной тяжести.

Итак, рассмотрев основные показатели, представленные в данной работе, можно выделить конкретные причины, из-за которых весь мир охватила локальная и масштабная проблема миграции. Причинами данного явления выступают политические и экономические факторы развития и функционирования государств. Отдельно рассматривают возможные религиозные и этнические конфликты, а также дестабилизацию регионов из-за внутренних и межгосударственных войн (Гражданская война в Сирии, в Ираке войны, в Афганистане (2001–2004 и 2015), религиозные столкновения в Нигерии и т.д.). Основными причинами постоянного роста числа беженцев из стран Ближнего Востока в страны Европейского Союза в 2015 году выделяют:

1.  Резкое развитие вооруженного конфликта в Сирии, отсутствие путей и способов решения конфликта, войны в Ираке и Афганистане, иные конфликты на территории Африки и Ближнего Востока, откуда постоянно вынуждены иммигрировать большое количество беженцев.

2.  Увеличение территорий лагерей предоставленных для размещения беженцев и иммигрантов, находящихся под контролем Исламского государства. Данная причина способствует переполнению и постоянному росту числа беженцев в таких лагерях.

3.  Нестабильность и невозможность грамотного функционирования экономики стран Ближнего Востока обеспечить трудовую деятельность, субсидирование населения, в связи с ростом числа безработных граждан, усилением числа бедных граждан и как следствие явными межклассовыми конфликтами, возникающими в обществе в виду социального неравенства.

4.  Уменьшение финансирования лагерей для беженцев Турции, Ливане и Иордании. Сокращение выделяемых международными организациями и государствами средств повлекло за собой скудный рацион питания беженцев, ограничения в потреблении энергоресурсов и отсутствие возможности получения образования детям беженцев [3].

Рассмотрев конкретные причины в росте числа беженцев, можно также выделить последствия для стран Европейского Союза, которые вынуждены постоянно сталкиваться с проблемой постоянной миграцией и размещением на территории государств лагерей для беженца и вынужденных переселенцев. Последствия могут быть практически непредсказуемыми как для стран Европейского Союза, так и непосредственно для самих беженцев. Среди причин можно выделить, что поток беженцев, пришедших в Европу, практически не знаком с менталитетом, языком и традициями этих государств, что в свою очередь показывает их необразованность и незнание законов, норм и правил морали, манеры поведения и т.д. [4].

Анализируя данную причину, уместно будет отметить, что именно из-за незнания и низкого уровня образованности среди беженцев в европейских государствах могут возникать не только постоянные и непрекращающиеся разного рода общественные выступления, вызванные массовым недовольством народных масс в этих государствах. Наблюдается постоянный рост увеличения преступлений, в которых фигурируют мигранты и беженцы из развивающихся государств. Стоит ли говорить об уровне экономики в государствах Европейского Союза, где на сегодняшний день можно заметить сильнейший экономический кризис и не способность обеспечивать граждан своего государства рабочими местами, хорошей заработной платой и субсидированием отдельных категорий граждан. Поток беженцев, постоянно прибывающих в Европу, все более и более озлоблен, и жесток, поскольку люди, вынужденные покинуть свою родину, оставляют там свои дома, источники заработка. Долгое время они вынуждены находится, в специализированных лагерях для вынужденных переселенцев, и может быть, навсегда разлучатся со своей семьей и близкими. Учитывая нравственный национальный и эмоциональный фактор душевного состояния беженцев, можно говорить о предоставлении им специальных резерваций, в которых соблюдаются социально-культурные нормы и взгляды, которые привычны для народов, вынужденных в них находится по причине непонимания и отчуждения западноевропейской культуры и менталитета.

За свою историю человечество не раз сталкивалось с вопросом о способах и мерах решениях данной проблемы. В настоящее время проблема развития миграционного кризиса в странах Европейского Союза стала настолько глобальной и масштабной что на ее разрешение может уйти не один месяц и год. Поскольку, правовое положение и статус беженцев в этих странах предоставляется только официально зарегистрированным гражданам, и учет которых ведется под контролем УВКБ ООН, то и все беженцы, статус которых был закреплен в соответствующей международным договорам и документам форме, обязаны подчинятся властям тех государств, где им было предоставлено временное убежище в период неблагоприятной обстановке в их родной стране. Согласно Дублинскому соглашению, государства-члены Европейского союза несут ответственность по изучению ходатайства о предоставлении временного убежища для того чтобы избежать конфликтных ситуаций между страной, предоставляющей временное убежище и заявителем о предоставлении ему временного убежища [2, ст. 1, п. b].

В заключение своей работы, хотелось бы обратить внимание на слова председателя Европарламента Мартина Шульца, который высказался об отсутствие у мигрантов солидарности, толерантности и политкорректности, что, в первую очередь, усложняет процедуру принятия совместного решения о переселении и расселении народов из неблагополучных государств. Данный фактор говорит об увеличении нагрузки рабочих часов для миграционных служб отдельных стран. В связи с этим, было принято решение о закрытии границ Евросоюза и возвращении пограничного контроля. Так, в начале 2016 года 8 из 26 членов Европейского союза вернули контроль, чтобы сдерживать постоянные потоки мигрантов из стран Ближнего Востока, поскольку факт непрекращающегося наплыва мигрантов угрожает существованию Шенгенского соглашения, а противоречия о расселении беженцев, возникающие между странами, провоцируют раскол Евросоюза. В конце 2015 года Европейский Союз принял соглашение с Турцией о высылке мигрантов. После вступления в законную силу договора о депортации беженцев в Грецию и Малую Азию, мигранты в ответ на это начали прибегать к иному маршруту (итальянский маршрут) благодаря которому, они могли беспрепятственно добираться из Африки в Италию морским путем.

Таким образом, следует заключить, что ситуация, происходящая в мире, про которую говорится в СМИ, можно с точностью судить об высокой степени актуальности этой проблемы. На сегодняшний день в УВКБ ООН и Европейском союзе не было найдено и предложено четко плана о решении такой глобальной проблемы которая берет свое начало еще в начале 2015 года и по сей день не может быть решена таким образом, чтобы удовлетворить и государства Европейского Союза, который находится на грани своего раскола и сократить волну прибывающих мигрантов из неблагоприятных государств при этом, не затрагивая их социально-культурной основы и ментальности.

 

Список литературы:
1. Масловский В.В. «Определение понятия «беженец» в международном праве».
2. Дублинская конвенция 1990 г.
3. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский_миграционный_кризис.
4. Интернет-ресурс: https://ria.ru/world/20160620/1449217821.html.
5. Интернет-ресурс: http://www.swissinfo.ch/rus/проверка-фактов_кто-ищет-убежище-в-швейцарии-/42175446.
6. Конвенция о статусе беженцев 1951 г.
7. Устав Международной организации по делам беженцев (1946 г.).
8. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями).