Статья:

Проявление нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гайнуллина Л.И. Проявление нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(1).pdf (дата обращения: 21.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проявление нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Гайнуллина Лилия Ильдаровна
студент ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы» «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (БГПУ им. М.Акмуллы)», РФ, г. Уфа

 

Младший школьный возраст занимает существенный промежуток жизни ребенка. Именно в это время он открывает для себя новые виды деятельности, расширяет круг общения, активно развивается как личность. 

В этом возрасте, у всех детей, в том числе, и у детей с умственной отсталостью под влиянием учебной деятельности активно развиваются познавательные процессы и речь. 

Целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с обучением ребенка с умственной отсталостью в школе, освоением им школьно-значимых функций (чтения, письма, счета) связан с подготовкой к обучению в школе. 

Успехи ребенка с умственной отсталостью в овладении навыками чтения во многом определяются сформированностью соответствующих предпосылок к овладению этим учебным умением. 

Актуальность проблемы исследования чтения детей с умственной отсталостью обусловлена тем, что нарушение чтения являются одной из главных проблем обучения детей с умственной отсталостью, обуславливающие учебную неуспеваемость по целому ряду школьных дисциплин.

Ребенок, испытывающий трудности в овладении чтением, испытывает трудности с пониманием инструкций и задач, предъявленных ему письменно на всех школьных предметах, особенно на уроках русского языка и математики. Своевременное выявление нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью, точное определение ее патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения нарушения чтения от низкого уровня развития импрессивной речи ребенка чрезвычайно важно для построения системы коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими умственную отсталость.

Существует большая зависимость между развитием познавательной сферы, внимания, лексическим развитием ребенка с умственной отсталостью и уровнем овладения им процессом чтения.

Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Зависимость между развитием речи ребенка и объемом понимания лексического материала выделялась такими авторами, как Г.В. Бабина, Б.М. Гриншпун, Г.В. Чиркина. Проблемы нарушения чтения у учащихся с умственной отсталостью стали предметом изучения таких авторов как В.В. Ткачева, И.А. Каткова, А. Р. Лурия, И.Р. Лалаева, М. С. Певзнер и др.

Вышеописанное предполагает, что механизмами нарушения процесса чтения детей с умственной отсталостью являются недостаточность развития внимания, памяти, мышления, понимания речи.

В связи с этим выявление этих механизмов предполагает комплексный подход, т.е. обследование не только уровня сформированности чтения и выявление его нарушений детей с умственной отсталостью, но и диагностику познавательных процессов, в частности, внимания и памяти.

Для выявления нарушений чтения у учащихся с умственной отсталостью проводилось комплексное логопедическое и психолого-педагогическое обследование в период с 25 сентября по 20 октября 2017 года.

Логопедическое обследование предполагало изучение обследование собственно процесса чтения, а психолого-педагогическое обследование – предпосылок к овладению чтения, т.е. его механизмов – внимания и памяти. Исследование проводилось на базе Уфимской коррекционной школы-интерната №59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании принимали участие 12 учащихся 2  класса 8-10-летнего возраста.

Логопедическое исследование чтения реализовалось в рамках системного подхода в связи с чем была использована методика диагностики навыков чтения О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной [1], позволяющая как выявить уровень сформированности техники чтения, так и степень осмысленности чтения. Методика предполагает решение двух диагностических задач:

1) исследование навыков учащихся чтения вслух;

2) выявление уровня навыков учащихся чтения «про себя».

По результатам диагностики навыков чтения вслух отмечено следующее:

1) большинство обследованных учащихся показали низкий уровень навыка чтения вслух;

2) мыслительные процессы у детей характеризуются инертностью, тугоподвижностью, что проявлялось в нарушениях логических связей в сюжете прочитанного текста, в особенности, в передаче последовательности событий;

3) из-за нарушений функций фонематического анализа у учащихся с умственной отсталостью при чтении возникали трудности слияния звуков в слоги, что нарушало как плавность процесса чтения, так и уровень понимания детьми смысла прочитанного. 

4) большинство младших школьников с умственной отсталостью не соблюдали правила интонирования, темпа, ритма и паузирования, т.е. чтение характеризовалось отсутствием понижения голоса к концу предложений, отсутствием пауз между предложениями, ошибками ударения. Учащиеся практически не видели окончания предложения, повышали голос к последнему или предпоследнему слову в предложении, меняли интонацию, чаще, повышая ее на тех словах, которые знали визуально и читали их быстро и звонко.

По результатам обследования у учащихся с умственной отсталостью чтения «про себя» можно прийти к следующим выводам:

1) автоматизированное чтение не выявлено ни у кого из участников исследования;

2) молчаливым чтением характеризовались лишь 5 учащихся из 12, остальные 7 учащихся читали с беззвучной артикуляцией;

3) при передаче пересказа текста, были отмечены пропуски отдельных моментов, требовались наводящие вопросы по тексту. Ответы детей были неточные, с пропусками важных деталей. Все учащиеся с умственной отсталостью не смогли четко передать содержание прочитанного текста, характеризовались пропусками смысловых звеньев, нарушением смысловых связей, неоправданным повторением одинаковых связующих элементов.

Только 4 учащихся фрагментарно передавали некоторые смысловые звенья текста в нужной последовательности.

Таким образом, можно констатировать, что во втором классе у детей не сформированы такие составляющие деятельности чтения, как техника чтения и осмысленность чтения.

Психолого-педагогическая диагностика предполагала изучение уровня и особенностей сформированности необходимых для усвоения чтения предпосылок – произвольного внимания и слуховой памяти.

Диагностика внимания осуществлялась по методикам, предложенным О.В. Елецкой [3], Р.С. Немовым [5], диагностика памяти – по методике Т.П. Завьяловой [4].

Большинство участников исследования – 7 учащихся из 12 обследованных – показали низкий уровень развития внимания.  9 учащихся из 12 обследованных продемонстрировали низкий уровень развития слуховой памяти.

Уровень развития произвольного внимания ниже среднего выявлен у 5 учащихся с умственной отсталостью и уровень развития слуховой памяти ниже среднего – у 3 учащихся.

Качественный анализ результатов исследования произвольного внимания младших школьников с умственной отсталостью показал, что они не могут сконцентрироваться на задании, проявляют беспокойство в процессе обследования, внимание с трудом привлекается к видам деятельности, требующим волевых усилий, быстро откликается на другие стимулы – яркие раздражители (шумы, предметы), посторонние, не связанные с экспериментальным заданием, виды активности.

Недостаточность произвольного внимания еще более резко проявлялась на фоне низкой замотивированности учащихся на экспериментальных заданиях, что проявлялось в избегании волевых усилий, в хаотичных действиях, попытках быстро выполнить задание на основе догадок, без его осмысления.  

Качественный анализ результатов исследования слуховой памяти показал, что учащиеся с умственной отсталостью не могут запомнить достаточный объем информации, предоставленный экспериментатором для запоминания. Низкий уровень развития слуховой памяти учащихся с умственной отсталостью проявлялся в недостаточном запоминании инструкций, всем детям потребовалась повторная инструкция для ее понимания и выполнения.

Результаты проведенного комплексного исследования процесса чтения и сформированности его предпосылок говорят о взаимосвязи между развитием познавательных процессов (произвольного внимания и слуховой памяти) и особенностями усвоения навыков чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

Выдвинутое нами предположение получило свое подтверждение: нарушение процесса чтения у младших школьников обусловлено недостаточной сформированностью его предпосылок – произвольного внимания и слуховой памяти. В связи с этим, в исследовании процесса чтения у детей с умственной отсталостью необходимо применять комплексный подход, предполагающий как логопедическое обследование, так и психолого-педагогическое обследование, т.е. изучение собственно процесса чтения и познавательных процессов как предпосылок формирования чтения.

Исследование также показало, что в логопедической диагностике должен быть применен системный подход, т.е. направленность на изучение различных аспектов чтения – техники чтения и его осмысленности, овладения навыком чтения вслух и «про себя». . Эти подходы должны стать определяющими и при организации коррекционно-логопедической работы по формированию у младших школьников с умственной отсталостью навыков чтения.

 

Список литературы: 
1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследова¬ние письма и чтения младших школьников / Под общ. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: Творческий Центр СФЕРА; В. Секачев, 2008. – 128 с.
2. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – Спб.: КАРО, 2013. – 304с.
3. Елецкая, О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников : учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
4. Завьялова, Т. П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. – М. : АРКТИ, 2010. – 53 с.
5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2006. − 200 с.