Статья:

Продвижение предпринимательства в социальных сетях как фактор формирования имиджа малого города (на примере г. Югорска ХМАО)

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Елесина Н.А. Продвижение предпринимательства в социальных сетях как фактор формирования имиджа малого города (на примере г. Югорска ХМАО) // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 25.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Продвижение предпринимательства в социальных сетях как фактор формирования имиджа малого города (на примере г. Югорска ХМАО)

Елесина Нина Алексеевна
магистрант ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург
Голомидова Марина Васильевна
научный руководитель, д-р филол. наук, профессор, профессор кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург

 

В рамках маркетинга территорий тема формирования, развития и продвижения имиджа городов привлекает внимание значительного числа отечественных и зарубежных специалистов [2, 3, 7, 9 и др.] Традиционно имидж города определяют как целенаправленно формируемый его образ, который сориентирован на основные группы общественности и служит паблицитным капиталом территории, способствуя повышению ее конкурентоспособности. «Наряду с материальными активами и человеческим капиталом, -  пишет Н.М. Старинщиков, - имидж становится инструментом экономического развития территории. Мнение о городе, формируемое в сознании инвесторов, жителей и туристов, оказывает значительное влияние на доходы муниципального бюджета, объем экспорта и динамику валового городского продукта» [9, С. 3].

Будучи многомерным феноменом, имидж города складывается из ряда составляющих, производных, в свою очередь, от восприятия и оценки разных сторон города как субъекта экономической, социальной и культурной жизни. Одним из таких значимых компонентов является бизнес-имидж локации. Под бизнес-имиджем мы понимаем совокупность устойчивых представлений и оценочных мнений относительно состояния бизнес среды и бизнес активности территории, о развивающихся здесь отраслях экономики и состоянии трудовых ресурсов, о деятельности власти по поддержке, развитию и контролю за предпринимательством. [8, С. 14]

Специалисты бизнеса отмечают важную роль этого компонента имиджа города в развитии предпринимательской среды и достижении коммерческих целей. [9, С. 164] А уникальные локальные бизнес-проекты, при их надлежащем информационно-коммуникационном сопровождении, могут привлекать внимание разных стейкхолдеров и в целом работать на сильный имидж локации. Особая роль последнего заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, и, кроме того, в привлечении и сохранении человеческого капитала. [7, С. 7] Наибольшую остроту приобретают проблемы имиджирования для малых российских городов. Решение этих проблем нередко осложняются ограниченностью финансовых ресурсов, что не позволяет органам местного самоуправления в полном масштабе реализовывать меры по внедрению маркетинговых коммуникаций. В этом случае значительные возможности для стейкхолдеров, заинтересованных в продвижении бизнеса, открывают социальные сети. На исследование перспектив их внедрения применительно к предпринимательской среде северного российского города Югорска и направлено наше исследование.

Анализ текущего имиджа г. Югорска показал, что имиджирование важно, в первую очередь, не для привлечения туристов, а для стабильно-благополучного социального самочувствия самих жителей, для населения прилегающей территории и для новых трудовых ресурсов.

В настоящее время особенно сильное воздействие на позитивное восприятие города оказывает действующее на его территории крупнейшее газотранспортное предприятие ООО «Газпром трансгазЮгорск». Югорск признан его столицей и успешно использует этот фактор в своем позиционировании.

Вместе с тем нельзя не отметить, что интересы города в значительной мере связаны не только с поддержанием крупного, но и с развитием малого и среднего бизнеса. Этот факт подтверждается, во-первых, большим количеством активных социальных субъектов, нацеленных на предпринимательскую деятельность, и, во-вторых, работой многих городских организаций, содействующих становлению предпринимательской среды. Самая известная и масштабная организация такого профиля - Югорский филиал ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор».

Однако проблемой, препятствующей результативному продвижению предпринимательства, является отсутствие надлежащего опыта у бизнесменов Югорска – неумение грамотно коммуницировать в публичном деловом пространстве, выбирать вектор для дополнительного развития, эффективно монетизировать свое уникальное торговое предложение.

Для решения обозначенной проблемы нами был разработан информационный проект «Позиционирование владельца малого бизнеса и его проекта в контексте продвижения территории». Проект представляет собой серию мастер-классов, посвященных продвижению бизнеса в социальных сетях, которые помогут владельцам различных видов деятельности скорректировать предложенческую нишу, масштабировать свой бизнес, привлечь внимание дополнительной аудитории к местным проектам города Югорска – а значит, оказать влияние на развитие социальной среды территории. Важно отметить, что этот проект рассчитан на владельцев уже функционирующего бизнеса, которые хотят выйти на новый уровень – территориальный или финансовый, например.     Основными целями проекта являются:

· Помочь предпринимателям привлечь внимание дополнительной целевой аудитории;

· Реализовать идею масштабирования местных бизнес-проектов;

· Привлечь в регион на обучение новых предпринимателей;

· Увеличить инвестирование местных видов бизнеса.

Эффективность проекта во многом обеспечена такими особенностями продвижения в социальных сетях, как вовлечение (возможность аудитории выразить свою заинтересованность материалом сайта бренда, продуктом и т.д.) и социальное взаимодействие (систематические действия пользователей сетей, направленные друг на друга).

Главный инструмент, который предлагается использовать предпринимателям – продвижение через личностный потенциал лидера компании, его узкую экспертность. Исследования, проведенные авторами статьи «Формирование бренда личности как средства продвижения бизнес проектов» [9], позволили выявить определяющее влияние личностных характеристик руководителей на успешность и конечные результаты реализации бизнес-проектов. Кроме того, имеют значение и психологические особенности взаимодействия членов общества: ограждаясь от влияния рекламы, люди склонны доверять не компании в целом, а «разговору» с конкретным человеком, тем более если он приобретает доверие в глазах аудитории.

Программа обучающих мастер-классов выглядит следующим образом:

1 блок занятий: лекционная часть предполагает следующие темы: «Корректировка ниши, выбор узкой экспертности лидера бизнес-проекта», «Раскрытие личного потенциала в контексте бизнес-проекта», «Определение уникального торгового предложения, его ключевых посланий и позиционирование». 

Практическая часть блока включает задание по детальной разработке этапов личного брендинга

2 блок занятий включает два лекционные темы: «Технологии самоподачи и коммуникации в социальных сетях», «Контент, присущий эксперту, который будет привлекать аудиторию и формировать необходимый имидж».

Практическая часть второго блока содержит два задания: А) Выбор концепции, экспертности владельца бизнеса, Б) Подготовка коммуникационного проекта, отражающего узкую экспертность лидера бизнеса.

В 3 блоке занятий представлена лекция на тему: «Взаимоотношения с подписчиками в социальных сетях и клиентами. Сарафанного маркетинга»; а также практические задания: разработка клуба потенциальных клиентов; разработка основного продукта, сопутствующего и продукта для аудитории с разным уровнем дохода; разработка ТОП-проекта и его продвижение в социальных сетях. 

4 блок представляет собой заключительную лекцию и включает в себя следующие темы: «Подготовка профиля (аккаунта) к продвижению», «Способы привлечения аудитории», «Масштабирование бизнеса: выход на онлайн и привлечение аудитории с близлежащих городов»

2 этап реализации проекта – продвижения мастер-классов – наполнение лендинг-странички в социальной сети Instagram, создание сайта с информацией о данном проекте:

1. https://www.instagram.com/pr_online_/ - лендинг-страничка.

2.  http://ninasmm.ru/ - сайт с информацией о данном проекте.

На данных информационных ресурсах представлены отзывы предпринимателей, которые смогли протестировать проект, преимущества проекта, возможные форматы обучения, цены и информация об авторе проекта. 

3 этап распространения: продвижение проекта через социальные сети, СМИ и публичные выступления автора проекта с целью привлечения внимания общественности к разработанной методике (выступления проводятся по всем регионам, чтобы привлечь внимание больше общественности).

В качестве каналов распространения информации о проекте мастер-классов используются средства массовой информации, социальные сети, а также выступления эксперта на профильных конференциях на тему продвижения предпринимательства.

Разработанный нами проект частично реализован: апробация материала была проведена более чем на 150 предпринимателях. Опыт показал эффективность внедряемой методики, так как активность первых участников демонстрирует достаточно много примеров успешного развития и применения компетенций.

В будущем предполагается, что мастер-классы будут проходить в Югорске, а продвигаться в сети Интернет. Относительно реализации проекта высказана заинтересованность со стороны Югорского филиала ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор», который предложил продвигать серию мастер-классов в регионах, представляя город Югорск. Таким образом, по нашему мнению, внедрение и использование программы может в целом оказать позитивное влияние на формирование бизнес-имиджа Югорска.

 

Список литературы:
1. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 6. С. 49—57.
2. Гавра Д. П., Савицкая А. С. Структурная модель имиджа государства/региона для внешних и внутренних аудиторий. 2014. URL: http://www. statebrand.ru/rabochie_materialy (дата обращения:
1. 24.01.2018).
2. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. - М., Издательство «Манн, Иванов и Фербер». 2013.
3. Замятин Д. Географическое пространство и ментальность: генезис и модификации географических образов. 2011. URL: http//www.ruthenia (дата обращения: 22.01.2018).
4. Киселица Е.П. Замураева Л.Е. Пинигина Е.П. Формирование бренда личности как средства продвижения бизнес проектов. «Российское предпринимательство» № 2. 2013.
5. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. СПб., 2015. 
6. Методы повышения инвестиционной привлекательности субъекта Федерации: бренды регионов и их продвижение. 2016. URL: http://www.marke tologi.ru/docs/edu/reg_brand.html (дата обращения: 22.01.2018).
7. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. М.: ИКФ Омега-Л, 2002.
8. Старинщиков Н.М. Формирование и продвижение имиджа города: Авторф. дис…канд.экон.наук. Новосибирск, 186 с.