Многоплановость лирического героя в поэзии Ильи Виноградова (сборник "Несанкционированные стихи")
Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Многоплановость лирического героя в поэзии Ильи Виноградова (сборник "Несанкционированные стихи")
“Antisanction Poems” by Ilya Vinogradov and the Hero of this book with different varieties of his images
Angelina Vereshchagina
Student Murmansk Arctic State University, Russia, Murmansk
Аннотация. Данная статья посвящена образу лирического героя в поэзии Ильи Виноградова. В сборнике «Несанкционированные стихи» герой предстаёт как многоплановый персонаж и в контексте традиций русской литературы ХVIII – XIX веков.
Abstract. This article analyses the main character of “Antisanction Poems” by Ilya Vinogradov and different varieties of his images in the context of Russian literature historical tradition.
Ключевые слова: лирический герой, многоплановость образа, «Несанкционированные стихи».
Keywords: the main hero of lyrical poetry, different varieties of his images,“Antisanction Poems”.
Илья Виноградов – современный мурманский поэт, прозаик и журналист, чье творчество предназначено взрослой и детской аудитории. Его поэзии свойственны, с одной стороны, непосредственность и юмор, передающие состояние счастья находиться рядом с семьей, а с другой − мучительные размышления о судьбе страны.
Какое непостоянство характерно для человеческой жизни, с ее взлетами и падениями, так и в многовековой истории России были периоды надежды на процветание, заканчивающиеся разочарованием. Вслед за кризисами и войнами наступает период стабильности, который оставляет след в произведениях писателей. В каком же времени живем мы с вами? По мнению критика Дмитрия Быкова, «мы переживаем время…глубочайшего внутреннего застоя». Потеря своего места в современном обществе и желание обрести внутреннюю гармонию с собой прослеживается в поэзии Ильи Виноградова.
Лирический герой, сохраняя авторское отношение к миру, часто принимает позицию людей современного «потерянного поколения», и это рождает его многоплановость. Он обособлен от других и находится в поиске своего места и предназначения, пытается противостоять «обществу потребления», говоря о значимости души каждого, кого он встречает на своем жизненном пути. Такой герой может напомнить пушкинского Онегина или лермонтовского Печорина, поскольку типаж узнаваем, оторван от современного мира, но в то же время крепко связан с Россией. Неслучайно Илья Виноградов обозначил тему мечущейся души в поисках покоя, гармонии, духовности, недостижимой для понимания абсолютным большинством. Традиционную тему страдания мурманский поэт обозначит емкой метафорой «русский ген печали». Она стала и названием стихотворения, и сквозным мироощущением героев его поэзии:
Ложатся невзгоды кучно
На тучную русскую пашню;
И без революций скучно,
А после – то глупо, то страшно…
…И блеск мишуры в витринах,
И лязг оружейной стали
бессильны,
Покуда внутри нас
Неведомый ген печали.
В поэзии Виноградова можно найти много тем для размышлений, каждая из которых обладает собственными красками. Часто сюжет построен на встрече лирического героя, кажущегося читателю неким альтер-эго автора, с незнакомыми людьми, истории которых его впечатляют. Таким образом, в своем творчестве поэт не ограничивается рассуждениями над проблемами собственной душевной и духовной жизни, он интересуется внешним миром, с его политическими, социальными, экономическими противоречиями. И главное – его интересуют люди, не всегда ему понятные или близкие по духу, но значимые для него своей судьбой. Можно сказать, что магистральной темой творчества мурманского поэта стала тема Н.А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо?», которую он дополняет вопросом: «где на Руси жить хорошо?».
В 2018 году вышел сборник «Несанкционированные стихи», который уже своим названием указывает на некоторую отстраненность лирического героя от сугубо личных переживаний. В названии сборника соединяются политизированный и злободневный смысл термина «несанкционированный» (не получивший официального разрешения, согласия) с «образным выражением мысли в слове»[1], то есть, с поэзией. И все это вместе окрашивает стихи чувством тревоги, яркими эмоциями и сатирической интонацией.
Своеобразна композиция сборника, связанная с тем, что из четырех его разделов озаглавлены только два. В первом разделе поднимаются проблемы войны («40 армий», «Война»), отсутствия бога и духовности в людях («Сосед к соседу в душу лезет…», «Где деньги – бог, там главный жрец – нечестность). Центральным стихотворением является «Несанкционированное», посвященное размышлениям о человеке, свободном от природы, но оказавшемся в общественных рамках и который вынужден жить по указке власти: «Я бы стране, чем умею, / Рад и бесплатно служить./ Грустно, работая, ею / Переработанным быть…»
Можно заметить, что столкновение патриотичности и любви к Родине с жизнью в условиях политических конфликтов и «общества потребления» угнетает лирического героя. Так перед ним встает вопрос поиска лучшего места для жизни. Поэт погружает читателя во второй раздел сборника с ироничным названием «Евростихи» (как «евроремонт», «евроокна»), посвященный путешествию по Европе. Цикл имеет характер путевых заметок, а герой Ильи Виноградова предстает перед читателем одиноким путешественником. Он находится в поиске новых впечатлений, которые могли бы помочь понять самого себя и познать красоту другого мира.
Такая тема не нова в мировой литературе. Можно вспомнить «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова, «Кандида» Вальтера, «Путешествия Лемюэля Гулливера» Дж. Свифта и знаменитый роман Стерна «Сентиментальное путешествие». Лирический герой посещает столицы, в которых соединяются культура, эстетика города и быстрый темп жизни (Будапешт, Варшава, Вена). Но предметный мир «Евростихов» наполнен ощущением духоты и недостаточностью простора. Это можно заметить в стихотворении «Европа»:
Все платно здесь…
Еще чуть-чуть и воздух даже…
…И не от жадности – отнюдь! –
Родного хочется простора,
Где на сто верст жилья простого
Не встретишь, уж не обессудь…
Герой находится в поисках домашнего уюта и размеренной жизни. Неслучайно на протяжении цикла автор часто обращается к реке «Дунай», символизирующей быстрое течение жизни, за которым лирический герой не может угнаться на чужой земле. В стихотворении «Будапешт» заметно противопоставление «поджарого южанина Дуная» и «обмелевшей Невы», в котором герой отдает предпочтение последней, поскольку ему среди подобного великолепия неуютно. В стихотворении «Вена» под шум реки лирическому герою «…впервые за целую жизнь / Тишины захотелось». Знакомство с «Евростихами» завершается строфой второй части «Вены»: «Всех правителей вспомнишь с трудом – / Кто построил чего и разрушил./ Ну, а Моцарт обрел вечный дом – / В человеческих душах».
С точки зрения героя Ильи Виноградова, культура представляет собой некое звено, объединяющее все страны и всех людей. Но культура России кажется наиболее близкой и понятной ему. Таким образом, он находит ответ на вопрос «где на Руси жить хорошо?»: на Родине, какой бы она ни была.
Следующий раздел сборника под названием «Соседи» может быть собирательным образом русского национального характера. В Европе герою недоставало странных и сложных людей. Потому-то персонажами цикла становятся спившийся философ, соседка, поющая в подъезде, друзья и незнакомцы. Лирический герой – мурманчанин с его повседневными радостями, заботами и переживаниями. В стихах раскрывается личность самого поэта. Это можно заметить по характеру произведений, написанных в биографическом ключе. Встречаются такие обращения, как «Илюха» или фразы «я философа знал…», «меня он окликнул…». Центральной темой стали случаи из жизни героя: разговор с освобожденным из мест заключения в «Осеннем случае», воспоминание о спившемся соседе в «Философе», история одинокого старика в одноименном стихотворении, тоска по умершему другу в «Друзьях». Каждая история дает лирическому герою пищу для размышлений, наполняет его мудростью, он примеряет разные маски.
Персонажи, выбранные поэтом, отмечены нестандартными и тяжелыми судьбами, характерными для героев Ф.М. Достоевского, для юродивых в русской литературе. Ильей Виноградовым подняты темы нищеты, пьянства, бедности и одиночества. Среди сумасшедших, захмелевших, преступников находится блаженный старик из одноименного стихотворения, напоминающий князя Мышкина из «Идиота». Он «на здоровье не сетовал – молча недужил: / Он зарекся давно о плохом разговаривать…». Был доволен маленькой квартирой, простой едой, ценил родных и близких, но позже остался один: «Было трудно – смеялся: не такое, поверьте,/ Повидал на веку, что, мол, старому станется…/ Для того, кто с рожденья на волос от смерти,/ Жизнь не черное поле, а белое таинство».
Так прослеживается сквозная тема, характерная для сборника, его персонажей и лирического героя – тема «гена печали». В стихотворении «Певица» он рассказывает про соседку, поющую в подъезде его дома, о которой ему и другим жителям хочется сказать: «Лучше бы молчала». Но герой Виноградова задумывается о ценности каждой человеческой жизни, которая может прерваться в любой момент. В стихотворении прослеживается, характерная для русской литературы, тема печальной песни, в которой человек открывает собственную душу:
Соседка осенью сошла с ума –
Не буйная, таких не забирают,
Она выходит на подъезд с утра
И что есть духу песни распевает…
…И я ушел в водоворот забот,
Минуты не найдя для разговора.
Но долго слышал, как она поет…
И замолчит, дай Бог, не слишком скоро.
После рассказа о путешествии по Европе и окружающих людях на Родине, лирический герой возвращается к мыслям о самом себе в последнем неозаглавленном разделе сборника. Он принимает обличие философа, размышляющего о жизни, смерти и собственном будущем. Это отражено в стихотворении «Судьба», идея которого заключается в том, что человек находится «в ледяных, чужих руках». Обращается к себе поэт в стихах «Подсолнух» и «Птица». В каждом из этих произведений герой отпускает прошлое («Вспомню – и сам не поверю, / Будто был это не я») и шагает навстречу будущему («Что…сегодня приснится, / То ждет меня впереди»): «Дождусь ли дней, счастья полных,/ Иль полных тревог и бед – / Меня научи, подсолнух,/ Идти до конца на свет».
Таким образом, можно проследить многоликость лирического героя через плавное погружение читателем в сборник «Несанкционированные стихи», которое начинается с политических размышлений и завершается темой душевного покоя в финальном стихотворении «Гималаи», по сюжету которого лирический герой оказывается в горах, в месте, далеком от суеты. Стихотворение наполнено настроением умиротворения, можно подумать, что поэт близок к тому, чтобы обрести самого себя. Багаж жизненного опыта позволяет ему принять многочисленные грани собственной души. Злободневность названия и, кажущаяся первоначально, политизированная направленность стихов оказывается, в итоге, лишь толчком к осознанию лирическим героем цикличности жизни, повторения каждого события в мире и пониманию красоты гармоничной души, к которой теперь он стремится:
Помолчу. Что слова? Просто сор
И пускание пыли.
То, что нет ничего лучше гор,
До меня говорили.
Нам близка мысль британского писателя XX века Сомерсета Моэма о том, что «поэзия проистекает из чувств, которые понимаешь тогда, когда они позади, и становишься безмятежным…». Так в поэзии Ильи Виноградова каждый читатель может обнаружить одну из масок лирического героя, наиболее понятную и близкую по духу. В результате поисков, лирический герой обрел гармоничность, в которой прослеживаются мудрость, принятие жизни и надежда на будущее.
[1] Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. − 1209 с.