Статья:

Ключевые концепты в произведениях У.С. Моэма

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Харченко Е.А. Ключевые концепты в произведениях У.С. Моэма // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ключевые концепты в произведениях У.С. Моэма

Харченко Екатерина Андреевна
магистрант Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Склярова Наталья Геннадиевна
научный руководитель, профессор, д-р филол. наук, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

The Key Concepts in the Works of W. S. Maugham

 

Ekaterina Kharchenko

student of Master’s degree Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don

Natalia Sklyarova

Professor, Doctor of Philology Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу актуализации ключевых концептов и способу их выражения в произведениях У.С. Моэма. Ключевыми концептами в творчестве У.С. Моэма являются «жизнь», «бог» и «любовь», т.к. они представляют собой неотъемлемую часть общефилософских проблем человеческого бытия.

Abstract. This article is devoted to the issue of actualization of the key concepts and the method of their expression in the works of W. S. Maugham. The key concepts in the work of W. S. Maugham are "life", "God" and "love", because they are an integral part of the General philosophical problems of human existence.

 

Ключевые слова: ключевые концепты; У.С. Моэм; жизнь; любовь; бог.

Keywords: key concepts; W.S. Maugham; life; love; god.

 

Картина мира художественного текста отражает индивидуальное-авторское восприятие действительности писателем и воплощается в отборе как элементов содержания, образующих концептосферу произведения, так и средств его языкового выражения.

Лучшие книги У.С. Моэма, выдержавшие испытание временем и обеспечившие ему место среди классиков английской литературы XX века, поднимают ряд больших и общефилософских проблем человеческого бытия, поэтому они представляют собой богатый материал для исследования концептов «жизнь», «любовь», «бог».

Наследие У.С. Моэма отмечено присущей ему сдержанностью, отстраненностью и рационализмом в передаче сущности жизни.

Автор давал порой непоследовательные, спорные, а иногда и неприемлемые ответы на вопрос о смысле жизни, но в то же время его художественная честность в подходе к решению этой проблемы доходила вплоть до откровенного признания, что он и сам не знает решения, а лишь предлагает свою точку зрения, которую просит не считать истиной.

Согласно утверждению самого писателя, величайшая трагедия жизни состоит не в том, что люди гибнут, а в том, что они перестают любить.

Данный тезис отражает его истинное отношение к этому прекрасному чувству, возникающему между людьми.

Рассуждая о смысле жизни, о сущности человека, о цене независимости и индивидуальной свободы, о причине зла и страданий людей, У.С. Моэм прямо или косвенно затрагивал проблему религии.

В этом направлении автор проделал сложный путь: от наивной веры к ее решительному отрицанию.

 Он старался понять, каким образом теология и философия объясняют наличие в мире зла и жестокости, что привело его к полному разочарованию, поскольку ни один из богословов, за которыми он всю жизнь так тщательно наблюдал, не реализовал то, что проповедовал.

Кроме того, писатель имел возможность сравнить религии разных народов, поскольку провел много времени путешествуя по миру, в частности, посетил южные страны. Каждое произведение У.С. Моэма отражает его собственное понимание Бога и божественного промысла.

В романах и рассказах У.С. Моэма находят отражение понятийный, ценностный и образный аспекты перечисленных выше ключевых концептов. Понятийный аспект концептов «жизнь», «любовь» и «бог» представлен определенным набором тематических групп слов различных частей речи. Оценочный аспект данных концептов отражает как положительную, так и отрицательную характеристику жизни, любви и бога, которая может быть выражена эксплицитно и имплицитно при помощи разноуровневых языковых средств.

Образный аспект концептов «жизнь», «любовь» и «бог» выражается при помощи различных стилистических средств, таких как сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, оксюморон, эпитет, которые отражают противоречивость отношения к жизни и к богу, характеризуют любовь, а также людей ее испытывающих, т.е. изображают не только возвышенное, но и земное.

Итак, в разные периоды своей литературной карьеры У.С. Моэм по-разному описывал отношение к жизни, её значимость для героев.

Общим для персонажей его произведений являлось то, что любовь играла важную роль в их существовании, ради нее люди совершали безумства и были готовы преодолеть любые преграды.

В своих романах и рассказах писатель опирается не только на христианскую традицию, но и обращается к другим религиозным культурам, понимание божественного в которых отличается от европейского.