Статья:

Формирование правовой компетентности педагога в условиях детского сада

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ушакова И.И. Формирование правовой компетентности педагога в условиях детского сада // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(12).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование правовой компетентности педагога в условиях детского сада

Ушакова Ирина Игоревна
студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Лунина Елена Ефимовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования правовой компетентности педагога современного дошкольного образования. В ней раскрывается понятие правовой культуры педагога и ее влияние  на  правовое воспитании детей. Сформулированы условия эффективности работы по формированию правовой компетентности педагогов и ее результаты.

Abstract. The article is devoted to an actual problem of formation of legal competence of a teacher of modern preschool education. It expands the concept of legal culture and its influence on legal education of children. Formulated conditions the effectiveness of formation of legal competence of teachers and its results.

 

Ключевые слова: правая культура, правосознание, правовая компетентность.

Keywords: the right culture, sense of Justice, legal competence.

 

Воспитание поколения, уважительно относящегося к законам,  правопорядку, умеющего использовать правовые знания в различных жизненных ситуациях – одна из задач педагогического сообщества. Решение задач правового воспитания современных детей и их родителей  зависит от правовой культуры личности  самого педагога.

Правовая культура – это сложная система, в которой последовательно взаимосвязаны правовые знания – правовое сознание – правовые умения и навыки – правовая позиция – правовая активность. Она отражает деятельность человека не только непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют правила, законы, юридические нормы, в том числе и в образовании. Необходимость формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования обусловлена постоянными  изменениями, происходящими  в  современном российском образовании, а также в смене приоритетов, когда в центре внимания становится личность  педагога, его культура, профессионализм. Анализ уровня правовой компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что они осознают значение права как инструмента реализации своих профессиональных задач, однако,  слабо знают законодательную базу системы образования, не умеют использовать правовые механизмы в осуществлении своих законных интересов и интересов обучающихся.

За последние пять лет произошло глобальное обновление нормативной базы образования,  в том числе дошкольного: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (с изменениями от 29 июля 2017 года);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Примерная основная образовательная программа дошкольного образования;  Профессиональный стандарт «Педагог»;  Документы по правам ребенка и формам его правовой защиты;  Приказ «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и  другие документы федерального, а также регионального, муниципального уровней.

В настоящее время в обновленную нормативную базу вновь вносятся различного рода изменения. В работе педагога нормативно- правовая база -это важнейшая составляющая профессиональной деятельности.  От самого педагогического работника требуется  понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Дошкольные работники нуждаются в постоянной помощи со стороны руководства детского сада в развитии правовой компетентности.

В Профессиональном стандарте педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) указаны следующие компоненты правовой компетентности педагогических работников: знание законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; соблюдение законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и трудового законодательства; соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики; способность защитить достоинства и интересов обучающихся, оказать помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; следование нормативно-правовым, руководящим и инструктивным документам, регулирующим организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов); соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики; взаимодействие с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами в интересах ребенка.

Правовая компетентность педагога дошкольного образования - это качество действий специалиста, обеспечивающих знания и эффективное использование в  деятельности законодательных и нормативно-правовых документов различных уровней власти для решения  соответствующих профессиональных задач. В процессе формирования правовой компетентности происходит как общепрофессиональное, так и  индивидуальное, то есть личностное развитие. От компетентности  педагога, его общей и правовой культуры зависят соблюдение и защита прав детей в образовательной  организации  и семье, а также  результат процесса правового воспитания детей и их родителей.  Из чего следует, что формирование правовой компетентности  педагога  не самоцель, а насущная необходимость.  

В последние годы появились научные труды, актуализирующие проблему правовой компетентности педагога  (E.H. Бекетова, В.И. Зверева, И.А. Зимняя, A.M. Кац, Е.А. Певцова, М.М. Поташник, H.H. Решетников, А.II. Ситник, ГЛ. Фриш, Т.И. Шамова, и др.). Исследования показывают, что в  процесс формирования правовой компетентности педагогов  необходимо включать  такие структурные компоненты как: информационный (информирование о праве);  оценочный (формирование отношения к праву);  регулятивный (воспитание установки на правомерное поведение); когнитивный (воспитание чувства необходимости правомерного   поведения) а также организацию деятельности субъектов образования.

На наш взгляд,  процесс правового развития педагогов детского сада  будет эффективным при соблюдении следующих условий:

-если имеются все необходимые ресурсы: кадровые, временные, информационные, материально-технические и др.;

- работа осуществляется систематически;

-подобраны адекватные формы и методы, мотивирующие деятельность педагогов;

-обеспечивается своевременная консультативная помощь всем желающим;

-происходит вовлечение  педагогов в процесс разработки локальных нормативных документов ДОО;

- обеспечивается  диалоговый характер общения в процессе изучения и анализа документов;

- имеется возможность наблюдения практического опыта использования     знаний нормативных документов при решении профессиональных задач;

- происходит трансформация знаний родителям обучающихся и т.д.

Система работы по формированию правовой компетентности педагогов будет способствовать: добросовестному исполнению обязанностей и соблюдению правовых норм; предотвращению ошибок при решении профессиональных задач; смягчению и разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;  повышению культуры педагогического труда, профессиональной этики педагога; критическому осмыслению педагогической практики с позиции права; стимулированию получения правового образования и участия в правовом просвещении на протяжении всей жизни; выработке привычки соотнесения  собственного поведения с установленными нормами, ограничениями и запретами при осуществлении педагогической деятельности; развитию навыков пользования установленными правами, гарантиями и эффективному их отстаиванию.

 

Список литературы:
1. Бессарабов, Р.А. Правовая социализация и правовое Р.А. Бессарабов // Философия права. – 2010. – №4. – С.118-122. 
2. Ильин, И.А. О сущности правовой грамотности личности [Текст] / И.А. Ильин. – М., 2009. – 131 
3. Ушакова И.И., Лунина Е.Е. Правовое воспитание дошкольников как фактор развития личностных качеств детей  [Текст] / Ушакова И.И., Лунина Е.Е. // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции(10 апреля 2018 года). В 2 ч. Ч. 1. Дошкольное образование. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2018. С.380-383.