Статья:

История России на примере одного музейного экспоната

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Порсева Е.А. История России на примере одного музейного экспоната // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История России на примере одного музейного экспоната

Порсева Екатерина Андреевна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки создания, хронология и история строительства Каслинского чугунного павильона – экспоната Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Его дальнейшая судьба, влияние на историю России.

 

Ключевые слова: Каслинский чугунный павильон, история, чугун, доменная печь, Урал.

 

Каждый артефакт имеет свою судьбу, которая неразрывно связана с историей края, где он был создан, а иногда и с историей всего человечества.

Цель данной статьи – проследить предпосылки создания, хронологию и  историю строительства, а также дальнейшую судьбу одного конкретного музейного экспоната на фоне истории края.

Для исследования выбран Каслинский чугунный павильон – один из самых ценный музейных экспонатов Екатеринбургского музея изобразительных искусств, единственное в мире архитектурное строение, полностью выполненное из чугуна. Каслинский чугунный павильон входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. [3.].

Предпосылки создания Каслинского чугунного павильона

Изобретение доменной печи существенно удешевило производство чугуна и повысило его качества. Чугун стали применять для литья пушек и пушечных ядер. Армии, вооруженные более прицельными  и дальнобойными орудиями имели преимущество. Поэтому в России остро встал вопрос о производстве собственного чугуна. Место строительства будущих чугунолитейных заводов вопросов не вызывало – на Урале были обнаружены большие месторождения железной руды.

В 1701 году на Каменском заводе была выплавлена первая партия чугуна.

Железную руду на Урале можно было добывать сравнительно дешево, так как она залегает вблизи поверхности.  Таким образом,  стремительное развитие чугунолитейного производства на Урале определили два фактора: востребованность чугуна в военных целях и низкая себестоимость добычи руды.

К середине XIX века на Урале уже действуют сотни небольших разрозненных металлургических заводов. Однако производительность и технологии их сильно уступают английскому производству. Одной из важнейших причин такого отставания является все еще действующее в России крепостное право.

Несмотря на устаревшее оборудование, между заводами идет жесткая конкуренция за военные заказы и рынок сбыта своей продукции. Мастера стремятся любыми способами привлечь внимание крупных заказчиков.

Именно в это время на Урале зарождается особый вид изобразительного искусства – декоративное чугунное литье.

Создание Каслинского павильона

В конкурентной борьбе  с другими заводами Каслинские мастера придумывают оригинальный рекламный ход: на ярмарке они демонстрируют свои изделия  в специально созданной для этого торговой палатке, отлитой из чугуна – чугунном павильоне. Павильон прекрасно выполняет свою рекламную функцию – заказчикам издали видно необычное  ажурное чугунное строение, которое так и хочется рассмотреть поближе.

Первый такой павильон был отлит для Нижегородской выставки в 1896 году. Идея оказалась очень удачной и на удивление своевременной.

Для предстоящей в 1900 году Всемирной выставки в Париже требовалось нечто особенное, способное затмить виртуозность английских мастеров. И вот тут идея павильона пришлась очень кстати. Для представления продукции заводов Кыштымского горного округа (в число которых входит и Каслинский чугунолитейный завод) было решено создать исключительно роскошный павильон, на что были выделены немалые средства. Для работы над сооружением был приглашен  архитектор из Санкт-Петербурга Е.Е. Баумгартен и собраны лучшие мастера литейного дела со всего Урала.

На создание Каслинского павильона ушло два года. За это время было отлито и отчеканено более полутора тысяч деталей, каждая из которых сама по себе могла бы считаться ценным произведением искусства. При входе в павильон посетителей должна была встречать чугунная скульптура женщины в древнерусских доспеха – «Россия» скульптора Н.А. Лаверецкого.

До отправки в Париж павильон несколько раз собирали и разбирали, чтобы исключить возможность малейшей неполадки. [1.].

Роль Каслинского павильона в истории России

Мастерство уральских металлургов было замечено, павильон на Всемирной выставке получил  самые высокие оценки – Гран-при в номинации «металлические изделия» и большую золотую медаль. Скульптура «Россия» стала настоящей сенсацией выставки.

По окончании выставки президент Франции Эмиль Лубе предложил управляющему Кыштымскими заводами П. Карпинскому продать всю композицию за 2 млн. рублей. Однако Карпинский согласился продать все, кроме статуи «Россия». На настойчивые предложения президента Карпинский категорично ответил: «Месье, Россия не продается!» Фраза Карпинского стала крылатой.

В итоге сделка не состоялась, Каслинский павильон вернулся на родину, где его ждала печальная участь.

Тем не менее, цель всего предприятия была достигнута. Выставку посетили более 5млн. человек (это число до сих пор является рекордом посещаемости выставок). Российских металлургов заметили и по достоинству оценили. Вскоре после выставки Кыштынские заводы стали получать крупные заграничные заказы. [3.].

Дальнейшая судьба Каслинского павильона

По возвращении на Урал Каслинский павильон нигде не выставлялся. Такое монументальное искусство не было востребовано на родине.

Более 20 лет детали шедевра пролежали в разобранном виде в подвале частного дома, разрушаясь под действием сырости.

Революция и гражданская война привели экономику России в упадок. Производство металла из руды резко сократилось.

В 1921 году директор Каслинского завода Захаров Н.Ф. решил пустить чугун из «никому не нужных» ящиков на производство более востребованной продукции. На защиту шедевра встали старые мастера и работники Уральского областного государственного музея. В Уралобком было направленно несколько обращений о сохранении культурного наследия. Вопрос решился в пользу сохранения павильона. Однако за время ожидания ответа на утюги и чайники успели переплавить более 60% деталей павильона. Оставшиеся детали по-прежнему хранились в неприемлемых условиях. [2.].

Лишь спустя 15 лет, когда Россия оправилась от последствий гражданской войны, разрозненные детали павильона были переданы в Свердловскую картинную галерею (ныне Екатеринбургский музей изобразительных искусств).

Еще 20 лет потребовалось искусствоведу и реставратору Павловскому Б.В.  на то, чтобы разыскать немногочисленные фотографии Каслинского павильона с Парижской выставки, а так же найти средства на  его реставрацию. Несмотря на большую  популярность павильона  и 5млн. посетителей выставки, фотографий сохранилось крайне мало. В то время фотография не была доступна любителям, она требовала времени и очень высокого профессионализма фотографа. Со  средствами на реставрацию дела в обескровленной Второй мировой войной России дела обстояли еще хуже.

Работа по восстановлению павильона началась лишь в 1957 году под руководством С.М. Гилева. [1.].

Открытие восстановленного павильона состоялось 3 мая 1958 года. Шедевр каслинских мастеров был смонтирован в главном зале   Екатеринбургского Музея Изобразительных Искусств, где находится и по сей день.

 

Список литературы:
1. Губкин О. П. Каслинский чугунный павильон. История создания и реставрации. 1900-2000. [Текст]  // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.
2. Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон. [Текст]  //. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1978. -128c.
3. Карабасов Ю. С., Черноусов П. И., Коротченко Н. А., Голубев О. В. Металлургия и время: энциклопедия. [Текст]  // Т. 6. Металлургия и социум. Взаимное влияние и развитие. — Москва: Изд. Дом МИСиС, 2014. — 224 с. — ISBN 978-5-87623-536-7.