Динамика развития образа Шерлока Холмса в кинокультуре
Секция: Культурология
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Динамика развития образа Шерлока Холмса в кинокультуре
Шерлок Холмс, по мнению экспертов в области социологии, культурологии и литературоведения, является одной из наиболее известных во всём мире вымышленных личностей как минувшего времени, так и современности. Артур Конан Дойл заставляет Холмса находится в вечном движении, одна история может заменить другую, потому что они, по сути – кусочки одной головоломки. Шерлок Холмс по-настоящему «бесконечен» – человек, который никогда не жил и поэтому никогда не умрет. Неизменно великолепный, Шерлок Холмс может возродиться в настоящем при помощи любого из существующих способов: печати, театра, радио, кино и телевидения. Часто обсуждаемая «безвременность» Холмса связана не столько с ностальгией по прошлому, сколько с поразительной современностью самих историй [8].
Истории сыщика Шерлока Холмса кинематограф посвятил около 210 лент, каждая из которых пыталась по-своему интерпретировать образ знаменитого детектива, наделяя его абсолютно новыми чертами характера, но при этом, сохраняя его суть: способность разобраться в сложнейших и запутанных делах, силу интеллекта, экстраординарную наблюдательность и аналитические способности [7].
Для кинематографа начала XX века, только-только начавшего свое становление, снять фильм о Шерлоке Холмсе казалось чем-то недостижимым. Первое появление Шерлока Холмса было лишь пробой пера. В 1900 году вышел 30-секундный фильм «Озадаченный Шерлок Холмс», в котором некий молодой человек, который может появляться и исчезать по своему желанию, крадет у Холмса мешок вещей. И каждая попытка детектива поймать этого вора заканчивается провалом. В этом фильме в главном герое с трудом можно разглядеть известного детектива: первый Холмс одет в распахнутый халат, из-под которого выглядывает белая рубашка с повязанной на шее бабочкой, а вместо трубки у него в руках сигара. Совсем не тот Шерлок Холмс, какой он в книге. Правда, уже после 1900 года кинематографисты разных стран начинают показывать на экране своего Холмса, выпуская подряд фильмы, в основу которых положена история об этом сыщике.
Первыми исполнителями роли Холмса были вовсе не англичане. За экранизацию романа Артура Конан Дойла брались датчане, французы, американцы и только в 1914 году своего Холмса представили английские режиссеры [5].
Первые «Холмсы» отличались своим разнообразием, не было ни одного режиссера, пытавшегося с точностью передать образ сыщика так, как он представлен в книге. Единственным общим элементом образа была курительная трубка, все остальное – интерпретация каждого конкретного режиссера. Первые Холмсы: датчанин Хольгер-Мэдсен в короткометражном 30 минутном фильме 1908 года и англичанин Джеймс Брегингтон в 1914году.
В 1920-е года страстная любовь к Холмсу в кино продолжилась. Вначале, Артур Конан Дойл никак не реагировал на попытки режиссеров передать образ его героя. Так было до 1922 года, когда на экраны вышел фильм «Шерлок Холмс» с Эйлом Норвудом в главной роли. Американский актер настолько понравился английскому писателю, что тот тут же прокомментировал кинокартину и назвал Норвуда самым удачным Холмсом за всю историю кино. Он стремился перевоплотиться настолько, чтобы выглядеть не актёром Эйлом Норвудом, но Шерлоком Холмсом в исполнении Эйла Норвуда. За время съёмок Норвуд перевоплощался в викария, таксиста-кокни, артиста, японского курильщика опиума, газетчика, бородатого иностранного шпиона, не говоря уже о многочисленных бродягах и разносчиках. Одним из ключевых элементов оригинальных историй являются взаимоотношения Холмса и Ватсона. В более ранних фильмах о Холмсе его помощник появлялся от случая к случаю. Студия «Столл», снимавшая этот фильм, нашла для Ватсона место в каждой серии. Введение компаньона в сюжет позволяет способностям и характеру Холмса раскрыться более полно. Холмс и Ватсон проявляются лучше всего, когда работают вместе: тепло и человечность доктора смягчают холодность и расчётливость, присущие детективу. Ко всему прочему наличие Ватсона даёт кинематографистам возможность показать историю или хотя бы её часть глазами бессменного биографа сыщика, как и в оригинальных рассказах. Студия «Столл» впервые в полной мере применила средства кино, при помощи которых развивается сюжет и демонстрируются дедуктивные таланты Холмса.
Единственной претензией Конан Дойла к фильмам кинокомпании, высказанной несколько лет спустя в его мемуарах, было то, что фильмы снимались в современном Лондоне и в них «присутствовали телефоны, автомобили и другие предметы роскоши, о которых викторианский Холмс даже мечтать не мог». Но ещё долгое время никто не пытался воссоздать викторианский Лондон Холмса в кино.
На период 30–40-х любовь к знаменитому сыщику немного угасла. Фильмы про Холмса потеряли свою актуальность, а зрители умным детективным лентам начали предпочитать веселые мюзиклы и комедии, чтобы отвлечься от печальных событий этой эпохи. Однако именно в этот период и появляется еще один известный образ Холмса, исполненный Бэзилом Рэтбоуном. С этой ролью к Рэтбоуну пришло наибольшее признание. Было снято 14 фильмов в период между 1939 и 1946 годами. Его партнером по сериалу был Найджел Брюс, сыгравший доктора Ватсона. Их первые два фильма «Приключения Шерлока Холмса» и «Собака Баскервилей» стали кассовыми гигантами того времени и положили начало целой серии фильмов о великом сыщике. Рэтбоун и Брюс также играли эти роли на радио. Имя Бэзила стало прочно ассоциироваться с Холмсом. В 1950-е годы он несколько раз был гостем развлекательных телешоу, где появлялся в костюме детектива.
Не столь велика любовь была к Шерлоку Холмсу и в период 50–60-х годов. Тут в роли «шерлоков» выступали и Рональд Ховард, и Питер Кушинг, и Алан Уитли. Правда, ни один из героев так и не смог запомниться зрителю. Люди настолько привыкли видеть Шерлока Холмса в традиционном исполнении, что очень быстро потеряли интерес к этому герою [5].
Но все изменилось в 1980-е, когда режиссер Игорь Масленников поделился с миром своим Шерлоком, которого сыграл Василий Ливанов. Именно русский Шерлок Холмс, ни английский, американский или датский, пришелся по вкусу избалованной детективными историями публике [9].
Основная ошибка двухсот фильмов, кроме фильмов студии «Смолл», снятых по рассказам о Шерлоке Холмсе во всем мире, заключается в том, что везде фигурирует только Холмс. Несмотря на то, что все рассказы о Холмсе написаны будто бы Ватсоном, в фильмах он незаслуженно оказывается за кадром. При этом исчезает парность персонажей. Масленников заметил, что на Ватсона действительно мало обращают внимание.
Верный друг Шерлока Холмса по-настоящему талантлив, и только постоянное присутствие рядом с Холмсом талантливого Ватсона дает возможность убедиться, что Холмс «чуть выше», то есть что он не просто талантлив – он гениален. А как друзья они ни в чем не уступают друг другу, это абсолютно равноценная мужская дружба. Будь доктор Ватсон просто «эхом», это обеднило бы и лишило человеческого обаяния и тот и другой характер. Шерлок Холмс и доктор Ватсон – великолепный литературный дуэт [4].
У русского Шерлока совершенно уникальный голос. Причем интересно, что этот неповторимый скрипящий тембр – приобретенное свойство, возникшее в результате стечения обстоятельств. Во время съемок фильма «Неотправленное письмо» режиссер Михаил Калатозов решил, что Василий Ливанов и его партнерша Татьяна Самойлова сами озвучат своих героев – им пришлось кричать в тайге, на морозе. В итоге Ливанов потерял голос. После болезни тембр изменился настолько, что актеру казалось, что говорит другой человек [6].
Успех серии фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» объясняется не только качественной игрой и подходящим актерским составом. Отдельное слово о музыке к фильму. «Уберите из этих фильмов музыку Владимира Дашкевича – и они станут неинтересными, пресными», – говорил режиссер в одном из интервью. Но все это лишь внешние причины популярности фильма, внутренние причины кроются куда глубже. «Холмс противопоставлен официальной полицейской системе Скотланд-Ярда, потому что главное для него – оказать помощь, а не только воздать кару. В этом, мне кажется, и состоит секрет непреходящей любви читателей и зрителей к Шерлоку Холмсу, живому олицетворению верности и надёжности – качеств, в которых всегда так нуждались люди. В этом и была причина, почему мы так охотно принялись за работу над этими фильмами» [1].
Сам цикл фильмов был тепло воспринят не только советскими гражданами, но и за рубежом, в частности в Англии: «Спасибо русским актёрам! Они вернули нам наших национальных героев!», – говорили, посмотрев фильм, англичане. Дочь Конан Дойля Джейн написала в Москву письмо со словами: «Доведись папе увидеть этого русского актёра – он был бы счастлив!» [3]. А в музее на Бейкер-стрит над портретом лучшего английского исполнителя роли Шерлока Холмса висит портрет Василия Ливанова. Критики выделяя достоинства экранизации в основном отмечали: «что создатели сериала тщательно отнеслись к первоисточнику, и атмосфера произведений Конан-Дойла передана с настоящей любовью истинных ценителей классики детективного жанра». В результате получился лучший гимн английскому джентльменству [10].
Её Величество Королева Великобритании Елизавета II наградила званием Кавалера Ордена Британской империи российского актёра Василия Ливанова в 2006 году, в день рождения самой королевы. Надо заметить, что среди иностранцев такой орден вручали только Элизабет Тейлор, Стивену Спилбергу и нашему мистеру Холмсу – Василию Борисовичу Ливанову [11].
В 2009 году режиссер Гай Ричи представил своего Холмса – обаятельного, энергичного, немного хулиганистого англичанина, сыграл которого Роберт Дауни мл. У Ричи Холмс получился полной противоположностью тех образов, что мы наблюдали на протяжении всего XX века. Это остроумный, привлекательный, при этом вечно неопрятный мужчина, которому нравится разгадывать загадки и носиться по Лондону, бесконечно сражаясь с врагами.
Холмсу Ричи больше не нужны орлиный нос и вытянутый череп. Рост ему тоже не нужен. Крепко сшитый коротышка Дауни покрывает эти недочеты нервозностью и сумасшедшей реакцией на все происходящее. Бывший наркоман хорошо играет наркотические штучки Холмса. Фильм Гая Ричи становится постмодернистским, отражая главное направление в искусстве нашего времени. Режиссер очень остроумно поступил, максимально отдалив образы персонажей от оригинала. Режиссер заигрывает со зрителем, которому давно известно, что есть Холмс, Ватсон, миссис Хадсон, трубка, скрипка, трость, наркотики … Экранизация главного литературного детища Артура Конан Дойля, при всей своей очевидности и проработанности остаётся нелегкой задачей. Камнем преткновения становится неизбежность сравнений и параллелей. Между новым и старым, новаторством и классикой. И, как правило, любимое и родное всегда одерживает вверх. Единственный выход – изменить правила игры, дав понять, что первоисточник – лишь точка отсчета, базис, фундамент. На котором режиссёр строит собственный дом с новым фасадом. Именно это предстояло сделать Гаю Ричи, англичанину, знающему толк в криминальных разборках. Правда, другой эпохи. Простая на первый взгляд конструкция фильма держится на трех опорах. Это: блистательный Роберт Дауни младший, темпоритм, и классический английский юмор, сдержанный и остроумный. Перед нами предстает новый Шерлок Холмс, обаятельный чудак, самодовольный сноб, временами хулиганистый и бравурный, а временами жалкий и одинокий. Удивительно, но этот образ пришелся по вкусу многим зрителям, а исполнитель роли Холмса, Роберт Дауни младший, был удостоен Золотого Глобуса за лучшую мужскую роль.
Последние современные сериалы, как «Шерлок» и американский «Элементарно», замкнули символический круг. Холмса снова воспринимают в качестве современного персонажа. К примеру, сама викторианская эпоха с её телеграммами и конными экипажами, осовремениваются до сегодняшнего дня.
В «Шерлоке»2010 г. канала BBC One своего успеха добились и британские кинематографисты, решившие перенести Шерлока Холмса в современный мир, и, тем самым, привлекли к знаменитому персонажу толпу поклонников среди молодежи. «Этюд в розовых тонах» собрал у экранов 7,4 млн. человек.
У современного Шерлока в кармане BlackBerry с выходом в Интернет, а доктор Ватсон прошел Афганистан. Идея адаптации знаменитых на весь мир рассказов пришла в голову законодателям английского телевидения Стивену Моффату и Марку Гэттису.
«Нужно быть радикальным в экранизациях. Все достоверные и благоговейные версии уже были сняты», – заявлял Моффат, защищаясь от критики.
На кучерявого Бенедикта Камбербэтча в распахнутом пальто и ненавидящем носить шляпу, хочется смотреть не отрываясь. И это несмотря на то, что создатели сериала сильно отошли не только от сюжета книги, но и от самого образа, придуманного Артуром Конан-Дойлом.
Современный Шерлок Холмс с его высокофункциональной социопатией – это рок-звезда, ему все дозволено, хотя он, в конечном счете, отвечает за свои действия и их последствия. Он идеал для юных зрителей: над ним не властны никакие законы, кроме своего собственного. Образ невероятно умного детектива, который способен фактически раскрыть все преступления и тайны на свете, но при этом ведет себя как обиженный на весь мир подросток – наверное, в этом и есть секрет привлекательности современного Шерлока Холмса. «Шерлок Холмс дает надежду, что даже самые тяжелые ситуации могут быть разрешены. В своем роде, это сказка для взрослых, которая помогает справляться с реальными жизненными трудностями, рассматривая их через призму Шерлока».
Причины интереса к таким людям корнями уходят в потребность преодолевать границы дозволенного, расширять их и нарушать, в конечном счете. Это потребность в свободе. Что особенно актуально для нашего общества, в котором сегодня высокий запрос на свободу бунта, на возможность делать и говорить то, что хочется. Хотя это общая тенденция для всех современных обществ, члены которых ограничены множеством социальных правил.
В современном Шерлоке нашла свое отражение мода на все необычное и отличное от общепринятых понятий нормы.
Людей всегда интересовали разнообразные отклонения, но с целью выявить и изолировать их для безопасности общества. Сейчас же «модно» быть странным, непохожим на других, иметь необычные интересы или уникальные способности. Нельзя отрицать, что есть что-то крайне привлекательное в этих современных хороших-плохих героях, которые по международной классификации болезней попадают в класс «другие органические расстройства личности». Ключевое слово – безумие. Оно стало главным героем начала XXI века. Мода на героев с определенными психическими перекосами определила рисунок игры Камбербэтча. Он сделал своего Шерлока высокофункциональным социопатом. «Сама идея недружелюбного героя, холодного, опасного, – существовала всегда, – говорит Моффат. – Просто она не доминировала. В нашем сериале, несмотря на маргинальную репутацию и образ жизни, Шерлок – счастливый человек. Ему комфортно быть таким, каков он есть. Согласитесь, это чертовски захватывающе – история о счастливом социопате» [8].
Еще один секрет привлекательности нового сериала «Шерлок» состоит в том, что в нем используют пусть давно и хорошо известный, но очень эффективный режиссерский ход: постепенное раскрытие личности главного героя, который с первых серий воспринимается нами как человек очень закрытый. Мы, когда смотрим этот сериал, вступаем в совершенно особые взаимоотношения с главным героем, у нас возникает почти непреодолимый интерес к его личности, и через эту личность у нас возникают отношения уже с самим сериалом. Мы переживаем за героя, мы сопереживаем ему, мы включаем его в собственную картину мира, выстраиваем с ним отношения.
Именно в том, что Шерлок социопат, то есть человек, с точки зрения общества, ведущий себя неподобающим образом, кроется, возможно, один из секретов его сексуальной привлекательности. На протяжении веков женщинам нравились негодяи, сильные харизматичные мужчины, которые могут многого добиться и с которыми интересно быть рядом. А Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча являет собой нынешний образец мужской привлекательности и красоты. Вот это сочетание модной, если можно так выразиться, внешности и негодяйства сексуально привлекательно. Ум – вот новый показатель сексуальности в 21 веке.
Шерлок, как и положено великому детективу, умеет раскрывать масштабные преступления еще до того, как они произошли. В 2010 году, когда состоялась премьера шоу, мы еще жили в мире, сравнительно равнодушном к информационному террору. Не было еще ни твиттер-революций, ни скандала с News of The World, ни Эдварда Сноудена, ни Occupy Wall Street, ни шумихи вокруг хакеров из группировки Anonymous, ни всеобщей озабоченности шифрованием персональных данных. А драма с Джулианом Ассанжем развивалась параллельно с пост-продакшн сериала и едва ли могла его вдохновить. Таким образом, прозорливый «Шерлок» попал в струю времени и придумал для этого времени и героя, и антигероя.
Молодой, асоциальный и бесконечно одаренный Шерлок Холмс, таким образом, стал идеальной ролевой моделью для пытливой молодежи по всему миру. Он вполне себе борец против системы, желающий докопаться до правды, но при этом не отверженный, а востребованный и стильный.
Почти весь мир смотрит на возвращение Холмса. Для чего англичане оживили старого джентльмена? Что породило такое возвращение? В чем смысл послания, которое было сделано английскому и мировому сообществу.
В первую очередь это фигура нового сыщика. Каждый новый тип героя детектива – это всегда ответ на некий вызов времени. Главный принцип: под новое зло – новый сыщик. Появление нового сыщика означает появление нового зла.
В этом смысле, появление нового Холмса как большого международного явления, это в первую очередь симптом, говорящий о том, что в мире происходят огромные изменения и эти изменения пугают наших современников и нужно, чтобы защититься от опасностей, призвать какого-то чрезвычайно мощного защитника для спасения ситуации.
Новые технологии и их возможности пугают людей. Люди опасаются, что информационные технологии могут быть использованы во зло. И вот Холмс пытается от этих опасностей их оградить. Китайская угроза. Угроза интеллектуалов, которые готовы на всё ради денег. Страх, что военные опять какими-то сумасшедшими гадостями занимаются за закрытыми дверями своих баз. Националисты, этническая преступность, протестное движение, ответственность за военные преступления и т.д. Короче очень современная и близкая для всех проблематика. В каждой серии данного сериала новое зло выявлено, пронумеровано и Шерлоком побеждено.
Так почему же для этой роли вернули именно Шерлока Холмса? Потому, что он является символом превосходства Великобритании, в первую очередь интеллектуального, над всем остальным миром! Мы еще можем делать большие дела! Мы еще можем нести бремя мирового лидерства. Вот основное послание, которое отправляют люди наделенные властью сериалом «Шерлок».
А новое зло оно в том, что в способность больших вождей западного мира, решать реальные проблемы, стоящие перед миром, уже почти никто не верит. Запад теряет свою военно-промышленную мощь и фактически потерял уже свою интеллектуальное превосходство над остальным миром. В него перестали верить. И вот вернуть веру в старых джентльменов и в весь западный проект, и призвали великого сыщика с улицы Бейкер-стрит вместе с его другом и напарником Ватсоном [2].
Конан Дойль это признанная и страшно любимая классика. В неё авторы упаковали и боязнь террористической угрозы, и распространенное сегодня представление о том, что зло террористов и зло правительств практически неотличимы, и главный сегодняшний страх – страх всеобщей доступности, открытости взгляду неизвестного наблюдателя. Словом, как и положено очень хорошему сериалу, то есть умному массовому продукту, это мастерски сделанный реестр страхов, мнений и штампов современности.
При адаптации образа Шерлока к современности возникает множество вопросов. Нужны ли способности Шерлока Холмса в компьютерную эру? Сыщик с Бейкер-стрит – с его необыкновенной памятью и способностью к систематизации данных – во многом и есть живой компьютер. Создатели «Шерлока» откровенно признают это, заставляя своего героя в запале знаменитого спора о том, необходимо ли знать, что Земля вертится вокруг Солнца, называть свой мозг «жестким диском», который он не хочет замусоривать лишними файлами. Вопрос – нужен ли живой компьютер в эпоху, когда компьютеры неживые стали столь совершенны? Ответ – нужен, потому что у него, в отличие от мертвой машины, есть сердце. В новое жестокое время сердце может оказаться нужнее, чем мозг, даже и подобный жесткому диску. Тема холмсовской сострадательности, даже чувствительности в «Шерлоке» разрабатывается подробно, так что, честно говоря, если нам и придется этот сериал ругать, то, скорее всего, не за излишнюю изобретательность и искусственность, а за сентиментальность.
Вопрос, что бы Конан Дойл подумал о Шерлоке Холмсе: высокоактивном социопате, строчащем эсэмэски, в исполнении Бенедикта Камбербэтча, остаётся открытым, но ясно одно – величайший детектив пережил и перерос своего создателя, как и обещал с самых первых дней своей кинокарьеры.
Следующим шедевром стал детективный сериал «Элемента́рно», так же основанный на персонажах книг сэра Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе.
Британский сыщик Шерлок Холмс – бывший наркоман, который был отправлен в Нью-Йорк на лечение в реабилитационный центр, а по завершении лечения остался в Бруклине как консультант Нью-Йоркской полиции. Вольное исполнение романа Артура Конана Дойля вызвало много критики.
В интервью о роли сыщика Джонни Ли Миллер отмечал, что современная трактовка романа тоже имеет право на существование. И право зрителей – выбирать, какой фильм они будут смотреть. Но своей ролью актер оказался доволен.
Поклонники сериала выделяют несколько причин, почему «Элементарно» гораздо интереснее всех Шерлоков: его не надо ждать годами и в какой-то момент просмотр «Элементарно» превращается в ритуал; в сериале разрушены все шаблоны; Шерлок живет не в Лондоне, а в Нью-Йорке; наркотики мешают, а не помогают; доктор Ватсон – девушка, а не мужчина; отношения с полицией нормальные, а не как в книге Конан Дойля; и наконец, параллельно с расследованиями развивается личная жизнь Холмса. И это интересно зрителю.
В «Элементарно» у Шерлока вообще нет границ компетенции. Он без помощи интернета вспомнил, что главный футбольный клуб Чечни – «Терек». Сначала гениальность Холмса раздражает, потом к ней привыкаешь и наслаждаешься. Шерлок и Ватсон работают сутками – весь процесс показывается в сериале, и это мотивирует на деятельность.
Многие не любят американский сериал за то, что там мало осталось от Конана Дойля. Но это же не экранизация. Экранизация закончилась тогда, когда у Шерлока появился в руках мобильный интернет. Современные сериалы добавили много нового. «Элементарно», в отличие от «Шерлока», пошёл в этом до конца.
Фильмов и сериалов про Холмса было снято уже очень много. Все уже знают, как было у писателя. Это тот редкий случай, когда уже всем давно не интересно смотреть экранизацию, и чем дальше от неё уходит сериал/фильм, тем интереснее. Интересны не оригинальные истории про Холмса, а импровизации на заданную тему.
Поэтому каждое поколение, интерпретируя образ известного сыщика, наделяет его особыми чертами и ценностями, отвечающими социальным запросам определённой эпохи. Тем не менее, в ходе анализа различных интерпретаций образа Шерлока прослеживаются его универсальные характеристики, отражающие высокоразвитые интеллектуальные способности.
Изначально представленный в произведениях лорда Артура Конан-Дойля образ Шерлока Холмса характеризуется мечтательностью, поэтичностью, романтизмом, приверженностью к отшельническому образу жизни, одиночеству, некой грусти, что, по всей вероятности, отражает идеалистические представления общественного сознания эпохи его создания. Однако анализ произведений, апеллирующих к личности всемирноизвестного детектива, позволяет сделать вывод о том, что с течением времени нежный рыцарский образ Шерлока Холмса эволюционирует, отрываясь от своего создателя и, подобно легенде, начинает самостоятельную жизнь [9]. Обретя популярность и став своего рода прецедентным феноменом, образ Шерлока Холмса стал использоваться маркетинговыми компаниями в целях популяризации табачной продукции и средств гигиены, лицо великого сыщика всех времён появлялось на трактирных вывесках, к его образу прибегали авторы пьес и многочисленных «безымянных» книг о подвигах известного детектива. По мнению Корнея Чуковского, великого фаната Холмса, переводчика и редактора Конан Дойла, который писал об упрощении сложных книжных образов в народном сознании: «… у одинокого камина засел мечтательный и грустный отшельник, поэт, музыкант и сыщик, пленительный Шерлок Холмс ... Таким его воспевает восторженный менестрель и летописец – лорд Артур Конан Дойл. Но вот произошло нечто необычайное. Этот романтический, нежный, рыцарский образ вдруг, на наших глазах, изменяется, перерождается, эволюционирует, отрывается от своего создателя, Конан Дойла, как ребенок отрывается от материнской пуповины, и как миф, как легенда начинает самостоятельно жить среди нас. Появляется во всем мире множество безымянных книжек о подвигах Шерлока Холмса, его лицо изображается на табачных коробках, на рекламах о мыле, на трактирных вывесках, о нем сочиняются пьесы, и дети затевают игры в «Шерлока Холмса», а газеты всех стран делают это имя нарицательным. многомиллионный читатель, восприняв этот образ от писателя, от Конан Дойла, стал тотчас же незаметно, инстинктивно, стихийно изменять его по своему вкусу, наполнять его своим духовным и нравственным содержанием – и бессознательно уничтожая в нем те черты, которые были ему, миллионному читателю, чужды, в конце концов отложил на нем, на его личности свою многомиллионную психологию» [12]. Таким образом, динамику развития образа Шерлока Холмса можно рассматривать как эволюцию социального сознания.