Статья:

Анализ религиозной культуры хлыстовщины в рамках отечественной историографии

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Донцов А.Л. Анализ религиозной культуры хлыстовщины в рамках отечественной историографии // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(23).pdf (дата обращения: 22.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ религиозной культуры хлыстовщины в рамках отечественной историографии

Донцов Алексей Леонидович
магистрант, Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

 

Актуальность изучения проблемы мистического сектантства, в том числе и хлыстовской религии, обусловлена тем, что оно составляет значительную часть религиозной картины, сформированной в XVII-XX веках. На данный момент все более важным становится изучение истории религии, в связи с ростом интереса к процессу развития Русской православной церкви и формированию  феномена «народной религии».

Так, традиционная культура «русского мистического сектантства», которое объединило в себе многие простонародные религиозные движения XVII-XX вв., слабо изучено с фольклорно-этнографической и культурно-антропологической точки зрения. В особенности это касается такого движения, как хлыстовщина. История данного религиозного движения и его связь с традиционной русской религиозной культурой весьма слабо изучены в целом.

Говоря об исследовании религиозной культуры русских сект XVII-XX вв., необходимо отметить их важность для прояснения и понимания целого спектра научных вопросов, поднимаемых как в современной фольклористике, так и в этнологии.

В первую очередь, изучение подобных простонародных религиозных движений и образований позволяет открыть ряд новых источников, по новому взглянуть на старые, а также найти исследовательские перспективы в отношении проблемы развития «народной религии» («народного православия»). Это обусловлено тем, что именно культура сектантов позволяет нам выявить и проанализировать ряд типологических и генетических особенностей массовой религиозности в России XVII-XX вв.

Во-вторых, подробное исследование различных религиозных аспектов, таких как словесность, специфические обряды и идеология русских сект, позволяет в полной мере по-новому взглянуть на уже давно рассматриваемые вопросы социальных и психологических функций ритуала и фольклора, формирования динамики крестьянской культуры рассматриваемого периода, соотношения устных и письменных текстов в массовой культурной традиции XVIII-XX вв., роли утопических и эсхатологических тенденций в русской народной культуре.

Поэтому анализ религиозной культуры христовщины имеет несомненную актуальность для современных исследований по русской фольклористике и этнографии.

На данный момент история публикаций и работ, в которых затронута тема хлыстовщины и рассмотрения данной народной религии в контексте православной культуры, весьма своеобразна. Это обусловлено тем, что работ, в которых затрагивается данная проблема довольно много (в особенности – в конце XIX и первых десятилетиях XX вв.). В них рассматривается генезис движения, социальная и экономическая организация общин, ритуалистика и фольклор. Но квалифицированная научная публикация историко-культурных материалов и их беспристрастный анализ в большинстве случаев составляют исключение, но никак не правило.

Как в дореволюционной России, так и в советское время данная тема весьма активно эксплуатировалась многими политиками, богословами, историками, а также представителями литературного сообщества для формирования всевозможных мифологем разного характера: социального, культурного и религиозного.

В данном исследовании значительную роль сыграли работы В.И. Даля, Н.И  Надеждина, которые были созданы по заказу государства для анализа идеологии мистических сект, а также с целью поиска способов предотвращения дальнейшего развития сектантства.

Также необходимо отметить и работы преподавателей богословия.

В этом случае речь идет, прежде всего, об исследованиях и публикациях И.М. Добротворского, Н.И. Барсова, К.В. Кутепова. В своих трудах они анализируют последствия раскола и то, как это повлияло на формирование сектантских общин, а также ищут пути предотвращения их развития в будущем.

Важную роль в изучении истории и культуры хлыстовщины играют труды Н.Г. Высоцкого, изначально прямо сотрудничавшего с различными миссионерскими организациями, Д.Г. Коновалова, выпустивший в 1908 г. свою монографию «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве», где он пытается анализировать сектантскую экстатику с неврологической и психиатрической точки зрения.

Также необходимо отметить и обширный труд современного историка А.А. Панченко «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционна я культура русских мистических сект».

Данная монография представляет объемное систематическое исследование культуры двух религиозных движений: хлыстовщины и скопчества. Фольклор, ритуалы и идеология сектантов рассматриваются в довольно широком контексте народной религиозной культуры.

 

Список литературы:
1. Барсов, Н.И. Русский простонародный мистицизм [Текст] / Н.И. Барсов.  – СПб.: Альфарет, 2011.
2. Высоцкий, Н.Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа «людей божиих» [Текст] /  Н.Г. Высоцкий.  – М.: Синодальная типография, 1917.
3. Добротворский, И. М. Люди Божии [Текст] / И. М. Добротворский. – Казань: Унив. тип., 1869.
4. Коновалов, Д.Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве [Текст] / Д.Г. Коновалов.  – Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1908. 
5. Панченко,  А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционна я культура русских мистических сект [Текст] / А.А. Панченко. – М.: ОГИ, 2002.