Статья:

Роль осветительного прибора в восприятии искусства

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Балаболкина А.В. Роль осветительного прибора в восприятии искусства // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(23).pdf (дата обращения: 20.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль осветительного прибора в восприятии искусства

Балаболкина Анастасия Вячеславовна
студент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула
Ушакова Ирина Владимировна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

В современном мире информационных технологий и технологического прогресса сфера дизайна набирает всё большее значение. На данный момент основная задача дизайна и самой дизайнерской мысли – это быть «на одной волне» с техническими и гуманитарными знаниями. Весь опыт, накопленный в этих областях раскрывается в дизайне, который имеет множество направлений.

Промышленный (индустриальный) дизайн относится к области искусства, занимающейся художественным проектированием предметов, которыми наполнена среда обитания человека. Промышленные дизайнеры стараются сделать их максимально стильными, функциональными, удобными в использовании и изготовленными из современных материалов. Дизайн открывает нам свободные возможности эстетических идей, новые красоты, значимость, величину и глубину человека, его воображение. Именно поэтому такие интересные дизайнерские решения пользуются большой популярностью у людей и востребованы на рынке.

В нашем обществе всё больше людей занимаются дизайном, графикой, живописью, скульптурой и т.д. и нуждаются в пространствах, где могут выставлять свои шедевры современного искусства, например в арт-пространствах, галереях, музеях. Именно в таких помещениях большое внимание уделяют освещению, благодаря которому можно акцентировать внимание на определенных моментах в картине, создать необходимую атмосферу. Освещение — проводник зрителя к богатствам изобразительного искусства.

В галереях свет должен выполнять следующие функции:

  • полноценно освещать демонстрационные предметы;
  • создавать акцентирующее освещение в зависимости от цели экспозиции;
  • давать полноценное освещение помещений, чтобы люди по нему могли свободно передвигаться, не наталкиваясь друг на друга и не сбивая элементы выставки;
  • обеспечивать собранность выставляемых объектов;
  • выгодно выделять предметы искусства или иные изделия выставки на фоне музейного помещения.

Существует несколько видов светильников: шинопроводные (трековые), споты, настенные и потолочные.

 

Рисунок 1. Примеры светильников для галерей

 

Рисунок 2. Примеры светильников для галерей

 

Предлагаю вашему вниманию свой вариант светильника.

В процессе эскизного поиска были рассмотрены различные аналоги, заимствовались различные формы и дизайнерские решения. Путём анализа форм аналогов происходил процесс эскизирования, который привёл к конечному варианту. В готовой модификации объединены удачные элементы из выбранных аналогов.

Разрабатывая светильник, я пришла к выводу, что он должен быть лаконичным, «не бросаться в глаза», а просто направлять потоки света, выставляя арт-объекты, картины и т.д. самым главным.

                     

Рисунок 3. Эскизный поиск

 

Рисунок 4. Эскизный поиск

 

Один из основных механизмов осветительного прибора я сделала вдохновясь трековыми светильниками, скользящими по шинопроводу. Он представляет собой трек с отверстиями для проводки, крепления плафона и для крепления к стене, потолку, постаменту и может крепиться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Плафон имеет форму геометрической фигуры – тор, внутри которого протянута светодиодная лента, занимающая половину формы тора, а вторая половина состоит из пластика, внутри которого расположен механизм вращения конструкции на 90 градусов, модуль с креплением к шинопроводу, а также проведена проводка и  снаружи находится выключатель. 

 

Рисунок 5. Проект осветительного прибора

 

Готовым результатом является эстетический, лаконичный, эргономичный и удобный в эксплуатации объект.

Преимущества данного осветительного прибора:

  • можно создать общее или направленное освещение;
  • систему можно установить на разных поверхностях, будь то подвесной, реечный, гипсокартонный потолок, бетонная стена, постамент;
  • комплектующие характеризуются прочностью и стабильностью, обеспечивают бесперебойную работу системы долгое время;
  • благодаря светодиодной ленте потребляется меньше электроэнергии, но при этом мощность освещения не меняется (плюс её хватит на более долгий срок эксплуатации), а также от такого света предмет, на который направлен поток света не будет нагреваться;
  • светильники сочетают в себе удобство, простоту и многофункциональность, дают возможность решать любые функциональные задачи;
  • футуристичный, лаконичный, обтекаемый внешний вид отлично впишется в интерьер арт пространства, сохраняя при этом максимальную функциональность.

Подводя итог, хочу отметить, что светильник играет ключевую роль в подаче творческого продукта. Качественно выполненный осветительный прибор может полноценно освещать демонстрируемые предметы, акцентировать внимание на изделии выставки и быть конкурентноспособным продуктом на современном рынке.

 

Список литературы:
1. LIGHT.RU - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL https://lightru.pro/osveshhenie-dlya-muzeev/ 
2. 1Posvetu - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL https://1posvetu.ru/svetodizajn/osveshhenie-muzeev.html 
3. Theory&Practice - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL https://theoryandpractice.ru/posts/8712-gallery-lightning