Статья:

Роль А. И. Анисимова в сохранении древнерусского искусства

Конференция: CXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Кульбакова М.Е. Роль А. И. Анисимова в сохранении древнерусского искусства // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(120). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(120).pdf (дата обращения: 27.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль А. И. Анисимова в сохранении древнерусского искусства

Кульбакова Маргарита Евгеньевна
студент, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, РФ, Москва

 

Большое значение в изучении и сохранении русских древностей принадлежит выдающемуся историку и реставратору Александру Ивановичу Анисимову. Многие его исследования, статьи и журнальные заметки о древнерусском искусстве сохраняют познавательную ценность и в наши дни.

Александр Анисимов один из первых русских реставраторов, который придавал большое значение научной деятельности в реставрации. Именно он сформулировал первые теоретические положения научной реставрации.  Основная мысль заключалась в том, что памятник живописи — это неповторимое, индивидуальное произведение.

Кроме того, Анисимов обратился к методологии раскрытия древнерусской живописи.

Он исключал всякое живописное дополнение, считал, что реставрация должна ограничиться лишь раскрытием. Анисимов теоретически обосновал метод восполнения утрат живописи путем сохранения в этих местах фрагментов записей.  В тех случаях, когда утрат было достаточно много и они мешали авторскому восприятию, Александр Иванович предлагал покрывать их “ единым нивелирующим тоном”. Таким образом, научные принципы Анисимова были первыми в разработке метода фрагментации в реставрации.

Александр Иванович начинал свою реставрационную деятельность с расчистки фресок XIV века церкви Федора Стратилата в Новгороде. Так же он обследовал церковные памятники в пяти обширных уездах Новгородской губернии:

Череповецком, Боровичском, Устюженском, Кирилловском и Белозерском.  Итогом его научной экспедиции было открытие Новгородского епархиального древлехранилища, известного на сегодняшний день как  Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.

Как известно, с середины XIX века икона начинает восприниматься как произведение живописи. Прежний интерес к памятникам классической древности уступил место «примитивам», и расчистка каждой старинной иконы или фрески давала новый толчок для понимания творчества средневековых живописцев. В эти годы А.И. Анисимов часто выступает с докладами о новооткрытых памятниках и публикует первые большие статьи о древнерусской живописи. Обильный материал для выступлений в печати и в ученых обществах давали, в частности, расчищавшиеся под его руководством фрески XIV века в церкви Феодора Стратилата, а также частичные расчистки фресок того же столетия в новгородских церквах Спаса Преображения, Ковалева и Рождества Христова.  В широких кругах художественной интеллигенции статьи Анисимова пользовались большой популярностью, и с этих пор он был признан знатоком новгородского искусства.

По приглашению Грабаря Александр Анисимов работает в Комитете по охране культурных и художественных сокровищ России при Совете всероссийских кооперативных союзов. Так начинаются многочисленные поездки А.И. Анисимова по городам, селам и монастырям с целью разыскания, расчистки или учета памятников русской старины.  Везде он руководит расчисткой или обследует предполагаемые памятники древнерусского искусства. Прочная связь с Ярославлем и множество местных икон и фресок, которые требовали постоянного наблюдения и раскрытия, помогли А.И. Анисимову организовать в 1925 году филиал живописной секции ЦГРМ, который существовал пять лет и проделал большую работу по спасению художественных ценностей не только в Ярославле, но и в Угличе, Ростове, Романове-Борисоглебске, Мологе.

Основным принципом было категорическое запрещение каких-либо восполнений утрат на пострадавших памятниках с целью их улучшения и придания им опять как бы первоначального целостного вида.  Другим замечательным достижением Комиссии и ЦГРМ явилось открытие древнейших русских икон и выяснение творческого наследия великих художников Феофана Грека и Андрея Рублева. При этом И.Э. Грабарь сосредоточился преимущественно на вопросах, связанных с Феофаном и Андреем Рублевым, а А.И. Анисимов увлекся исследованием русской живописи домонгольской эпохи. В результате  были открыты «Богоматерь Владимирская», «Устюжское Благовещение» и «Нерукотворный образ Спаса» из Успенского собора Московского Кремля, икона «Ангел Златые власы» из Исторического музея, фрагменты иконы «Богоматерь Знамение» из Новгорода, фрески Димитриевского собора во Владимире, иконы «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Спас Златые власы» из Кремля, «Димитрий Солунский» из Дмитрова, «Никола с избранными святыми» из Новодевичьего монастыря в Москве, «Богоматерь Оранта» из Ярославля и другие памятники, в том числе и такие, которые уже могли быть датированы переходной эпохой от XIII к XIV веку и даже ранним XIV столетием. Получился большой, разнообразный материал, который был широко освещен в статье А.И. Анисимова «Домонгольский период древнерусской живописи», напечатанной к десятилетию советской реставрации. Эта статья явилась основой для изучения совсем новых фактов из истории русского изобразительного искусства.

Нельзя не упомянуть и о преподавательской деятельности Александра Анисимова. Начиная с середины 1910-х годов он читает специальные курсы и семинарские занятия по искусству Древней Руси. Несмотря на то, что в науку о русских древностях А.И. Анисимов пришел в качестве любителя, он стал специалистом, к мнению которого прислушивались и видные ученые, получившие специальное искусствоведческое образование.

Особенно велики были его познания в области иконописи, причем они имели не книжный характер, а специфический оттенок знаточества, который был определен многолетней работой с конкретными памятниками в церквах, столичных и провинциальных музеях, реставрационных мастерских, в частных собраниях и на выставках, а также общением с реставраторами и коллекционерами. В 1920—1929 годах работал в Государственном Историческом музее заведующим отделом памятников религиозного быта. В начале 1920-х годов руководил секцией древнерусского искусства в Институте историко-художественных изысканий и музееведения. Работал в Московском НИИ археологии и искусствознания, Государственной Академии художественных наук. Годом раньше состоялась аналогичная выставка филиала ЦГРМ в Ярославле, а в московском Историческом музее тогда же открылась выставка памятников религиозного быта, ядро которой образовали иконы и лицевое шитье. Все указанные выставки были рассчитаны прежде всего на русского зрителя. Заграничная публика, исключая немногих ученых, посещавших в это время Москву или знакомившихся с реставрационными работами по печатным материалам, не знала о выдающихся открытиях в Советской России. И вот в 1929 году появилась возможность устроить передвижную выставку русских икон, расчищенных за предшествующие десять лет. В наиболее полном варианте, который предназначался для Европы, выставка состояла из 130 вещей. Лишь очень немногие, особо ценные памятники, например, «Богоматерь Владимирская» и «Троица» Андрея Рублева, посылались за границу в копиях. Десятки других экспонатов представляли собой подлинные произведения, а в их числе новгородские и псковские иконы XIII–XIV веков и московские иконы XV–XVI веков.

Таким образом, Александр Анисимов внес неоценимый вклад в сохранении и изучении церковных древностей. Благодаря его подвижнической деятельности мы можем видеть ценнейшие памятники древнерусского искусства. Теоретические принципы научной реставрации Александра Ивановича до сих пор являются основополагающими при работе с памятниками искусства.

 

Список литературы:
1. Вздорнов Г. И. Александр Иванович Анисимов (1877—1932) // Советское искусствознание. — М., 1984. — Вып. 2. — С. 297—317.
2. Кызласова И. Л. Александр Иванович Анисимов (1877—1937). — М.: Изд-во Моск. гос. горного ун-та, 2000. — 89 с.
3. Бобров Ю. Г. История реставрации древнерусской живописи. - Ленинград “Художник РСФР” 1987.