Статья:

Театральные блогеры и их влияние на современную театральную журналистику

Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Болгова А.С. Театральные блогеры и их влияние на современную театральную журналистику // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(25).pdf (дата обращения: 13.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Театральные блогеры и их влияние на современную театральную журналистику

Болгова Анна Сергеевна
студент, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва
Карпова Татьяна Георгиевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Российский государственный социальный университет РФ, г. Москва

 

THEATER BLOGGERS AND THEIR IMPACT ON CONTEMPORARY THEATER JOURNALISM

 

Anna Bolgova

Student, Russian State Social University, Russia, Moscow

Tatyana Karpova

Scientific director, Cand. filol. Sciences, associate professor, Russian State Social University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Оценочно-критический дискурс любого искусства является важной составляющей культуры общества, залогом восприятия искусства во всем спектре его художественных и социальных функций. Театральная журналистика в современной России переживает ситуацию периферийности в контексте художественной критики, где преобладают литературные, музыкальные, изобразительные рефлексии, несмотря на длительность существования феноменов самого театра. Научный анализ современных процессов в сфере театрального блоггинга как нового направления журналистики важен для развития театрального искусства и его популяризации, поскольку оценка функционирования сферы обществом является весомой составляющей любого искусства. Именно современный театральный блог призван анализировать, освещать и оценивать повседневные явления театрального искусства, пытаясь выявить их значение в современности.

Abstract. Evaluative-critical discourse of any art is an important component of the culture of society, the key to the perception of art in the whole spectrum of its artistic and social functions. Theater journalism in modern Russia is experiencing a peripheral situation in the context of artistic criticism, where literary, musical, and visual reflections predominate, despite the long existence of the phenomena of the theater itself. The scientific analysis of modern processes in the field of theater blogging as a new area of journalism is important for the development of theater art and its popularization, since the evaluation of the functioning of the sphere by society is a significant component of any art. It is the modern theater blog that is called upon to analyze, cover and evaluate the everyday phenomena of theatrical art, trying to reveal their significance in modern times.

 

Ключевые слова: театр, блог, журналистика, блоггинг, критика, социальные сети.

Keywords: theater, blogging, journalism, blogging, criticism, social networks.

 

Культура постмодернизма в период так называемой «второй современности», стадия разрушения обычной формы художественных актов охарактеризована многими исследователями как время, когда медиаобраз, виды и способы информации, эстетизация повседневной жизни стали главной чертой современного общества. Возникновению этого явления способствовали такие культурные трансформации, как глобализация, интенсификация образа жизни, изменение парадигмы социального познания и рациональности. Это обусловило сегодня особый статус существования театрального искусства, которое рассматривается как художественный аспект медиа. В рамках информатизации приобретает актуальность цель данной статьи - исследование новых направлений театральной журналистики, в частности, театрального блоггинга.

Многие теоретики и историки театрального искусства отмечают, что главной эстетической доминантой в нем выступает непосредственной эстетически-смысловой обмен между зрителем и актером [3, с. 4]. В этом аспекте театральную коммуникацию нецелесообразно рассматривать как простой процесс передачи информации. В контексте глобализационных изменений современности актер выступает как коммуникатор, поэтому вполне уместным представляется его отождествление с «медиумом». Эту коммуникацию или интеракции с театральной публикой в определенном сценическом пространстве исследователи характеризуют как вопрос медийности. Ее изучение требует релевантного междисциплинарного подхода, своеобразного «метафорического образа обнаружения», выраженного в вербально реализованных аналитических журналистских жанрах, которые нередко отождествляются с аналогичными жанрами театральной критики: рецензией, обзором, интервью.

Стоит заметить, что сегодня не существует четкой дифференциации подобных диффузных жанров, природа которых устоялась в театроведческом и литературоведческом подходах. Это осложняется тем, что театральная журналистика как уникальный концепт бытия, вневременное явление, интертекстуальный универсум, который представляет собой развитую модель социокультурной коммуникации, производя в свою очередь информационные журналистские жанры (интервью - диалог, портретное интервью, биографическое лейтмотивное интервью), аналитические жанры (рецензия, корреспонденция, обзор), художественно - публицистические жанры (очерк) [2, с. 33].

Переход к использованию СМИ интернет-сетей стал революционным в журналистике, в том числе и в театральной. Это создало условия для возникновения нового журнализма, который синтезировал функции традиционных СМИ. Таким образом, появляется новый взгляд на театральную журналистику, значительно расширяются ее горизонты. В интернет-изданиях на высоком уровне находится интерактивность, благодаря которой легко определить количество постоянных читателей, просмотров, проследить за процессом привлечения новой аудитории и др. Поэтому основатель или автор могут лучше ориентироваться в отношении реципиентов к контенту театральной сферы, получать от них информацию о работе издания и уже на основе этого строить редакционную политику [4, с. 47].

Среди отечественных блогов о театре можно выделить следующие каналы сети Telegram: «Вилисов Постдраматический» (автор: Виктор Вилисов); «Между искусством и театром» (автор: Ильмира Болотян); «Немирович и Данченко» (автор: Евгений Зайцев); «Пост / постдрама» (автор: Ольга Тараканова); «Воспитание вкуса» (автор: Дарья Вернер); «Пиши перформенс» (автор: Иван Демидкин); «Посттравматический театр» (автор: Александра Воробьева); «Театр и академия» (автор: Елена Гордиенко) [7] и пр. Также в качестве самостоятельных сайтов и страниц в других социальных сетях существуют такие ресурсы, как: Postbenua (автор: Нина Бенуа) [5]; Блог «ПТЖ» (блог Петербургского театрального журнала) [6]; People theatre (автор: Максим Дримлинг) [8] и пр.

Поскольку блоги рассматриваются в контексте театральной журналистской деятельности, следует обратить внимание на общие черты и различия между театральным блоггингом и театральной журналистикой.

Первое отличие - это способ коммуникации. Ведь СМИ преимущественно ориентированы на определенную прогнозируемую аудиторию, а театральный блогер до конца не знает, кто его будет читать, но и преимущественно сам реципиент ищет в сети нужную информацию.

Во-вторых - это субъективность. Когда традиционная театральная журналистика работает на основе объективности подачи информации, то блогер, наоборот, интерпретирует события, выражает субъективное мнение в отношении спектаклей, афиш, гастролей, самого конкретного театра и т.д.

Третье - это возможность мгновенной реакции. Комментарии к блогу создают эффект общения он-лайн, позволяют обмениваться идеями и мыслями относительно достоинств или недостатков как театрального блога, так и предмета обзора, что обеспечивает быстрое распространение информации в сети, которого не могут достичь традиционные СМИ.

Четвертое - это ракурс на событие. Ведь СМИ, описывая театральное событие, преимущественно применяют факт или систему фактов, которыми оперируют с помощью дедуктивного или индуктивного метода (количество проданных билетов, премьер, реклама, фактические затраты театра и пр.). В блоге большее внимание обращается на малоизвестные мелочи, нюансы, которые могут изменить мнение и уже устоявшееся представление о массовом событии театральной жизни.

Пятое - это коммуникативное воздействие на аудиторию. Блог обеспечивает интерактивность, заставляет читателя иметь активную позицию, привлекать его к обсуждению проблем театров (конкретного театра) и их функционирования, сопереживанию и ответственности, а также обеспечивает эффект присутствия и создания новой реальности. К сожалению, СМИ несколько потеряли эту тесную связь со своей аудиторией.

Современный театр оказался достаточно мобильным, по-граждански честным и идеологически не заангажированным видом искусства, который существует в интерактивной плоскости и способен мгновенно (и в этом его коммуникативная сущность) реагировать на вызовы времени. Большой спектр освоения жизненных тем, переосмысление блогерами классических критериев в новом социокультурном пространстве (от шекспировской тематики в глубины фольклорного осмысления жизни) позиционируется как выигрышно обновленная театральная журналистика в содержательном и внешнем оформлении [1, с. 39]. Факт объективной реальности (театральная премьера, разговор с известным деятелем культуры, художественный фестиваль) на страницах блога фокусируется в трагико-драматической концепции действительности как духовно-эстетической системе координат автора (блогера), органично отражает специфику именно этого вида искусства. Этот акт эстетически-чувственного общения с публикой в форме блога может позиционироваться как соответствующая жанровая модификация публицистики. Именно современные театральные блоги выступают в роли «канала связи» между коммуникатором (театральным блогером) и коммуникантом (читателем, зрителем).

Современные театральные блогеры узнают человеческую личность в творческом проявлении через аналитический жанр медиа-диалога, популярного сегодня в социальных сетях: на каналах YouTube, Telegram, страницах в Twitter, Facebook, Instagram и пр. Эта жанровая разновидность позволяет выявить оперативное аналитическое отношение к деятельности блогера, обнародовать его мнение по поводу важнейших событий глобального или личного характера.

Театральный блог, как форма энергетически-смыслового взаимодействия между блогером, театральным деятелем и реципиентом информации, порой формирует контрастные точки зрения авторов, производя драматический эмоциональный темпоритм изложения материала. Сегодня театральный блог в России – это, прежде всего, площадка для общения с аудиторией. Для продвижения блога используют социальные сети, помогающие быстро распространить информацию, позволяющие ориентироваться на личные контакты и знакомства, что значительно усиливает доверие к информации, которую распространяет блогер.

Проанализировав особенности современной театральной блогосферы, можно прийти к выводу, что мастерство журналиста-блогера зависит от многих факторов - как внутренних, так внешних. Ведь мастерство блогера не исчерпывается стандартным набором профессиональных качеств журналиста, поэтому не может быть тождественным с журналистской. Блоггинг является логическим результатом потребности людей в общении и соучастии в создании новой реальности. Поэтому театральный блогер, не имея пространственных ограничений, предоставляет информацию, применяя мультимедийные возможности. Это также и сверхоперативное представление информации. Не менее важный фактор - широко распространенные формы диалога: это наличие поля для комментариев читателей, открытые или анонимные голосования, чаты для общения и т. п.

Изменения, происходящие в театральной журналистике в связи с развитием новых информационных технологий, предоставляют новые возможности для коммуникации - большей по объему, содержанию и более разноплановой. Театральные блоги расширяют традиционное представление о театре, синтезируя технические возможности и индивидуальное мастерство. Проведя анализ отечественной театральной блогосферы, можно утверждать, что блоггинг оказывает значительное влияние на будущее данного направления журналистики и на саму сферу театрального искусства.

 

Список литературы:
1. Белобров К.В. Культурный интерес в современной блоговой театральной культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 35-43.
2. Выровцева Е.В. Театральная критика в современных СМИ как средство формирования ценностей // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 1.2. С. 32-36.
3. Дмитревская М.Ю. О природе театральной критики // Петербургский театральный журнал. 2012. № 1(670). С. 1-5.
4. Мясникова М.А. Современная российская театральная критика в интернете в свете традиций // Уральский федеральный университет. 2019. № 2. С. 46-49.
5. PostBenua: Театральный блог. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://postbenua.com/ (Дата обращения: 27.01.2020).
6. Блог «ПТЖ» // «Петербургский театральный журнал». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ptj.spb.ru/blog/ (Дата обращения: 27.01.2020).
7. Николаева Н. «Зачем-то мне это надо»: кто ведет театральные блоги и может ли телеграм-канал о театре быть популярным // Театралий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teatralium.com/articles/telegram_kanaly/ (Дата обращения: 27.01.2020).
8. Театральные люди // Instagram. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.instagram.com/people.theatre/ (Дата обращения: 27.01.2020).