Статья:

Проблема девиантного поведения дошкольников с ЗПР

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Козлова Д.М. Проблема девиантного поведения дошкольников с ЗПР // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(27).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема девиантного поведения дошкольников с ЗПР

Козлова Дарья Михайловна
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. Статья рассматривает проблематику детей с ЗПР и факторы, вызывающие девиации в поведении.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, ЗПР, дошкольники.

 

Современный мир часто сталкивается с проблемой отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. Камнем преткновения в решении вопроса можно считать недостаточную изученность вопроса.

Согласно исследованиям М. А. Ковальчука особое внимание следует обращать на детей именно младшего дошкольного возраста, потому как развитие тех или иных черт характера, индивидуальных особенностей обусловливают поведение ребёнка в подростковом и юношеском возрасте. К нему приходит понятие «я радуюсь», «я добрый» и происходит переосмысление чувственного опыта [1, с. 215].

Норма выступает регулятором поступков и действий и стимулирует ребёнка к определённым действиям.

К дошкольному возрасту каждым ребёнком усваиваются и устанавливаются идеалы, ценности, определяющие его дальнейшие взаимодействие с окружающими людьми.

По мнению дефектологов, педагогов стоит заострить внимание на девиантном поведении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Восприятие мира у детей с ЗПР отличается от мировосприятия одногодок, тем, что социальный мир предстаёт перед ними с инфальтильной точки зрения, что повышает актуальность проблемы. Исследователями детей с ЗПР, была отмечена высокая вероятность развития девиации в различных формах[2, с. 104].

 Изучение детей с ЗПР проводилось такими исследователями, дефектологами, как Т. П. Артемьева, Н. Л. Белопольская, А. Д. Вильшанская, Т. А. Власова, Ю. Г. Демьянов, В. В. Ковалев, А. О. Дробинская,Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова. Областью изучения часто выступала эмоциональная и познавательная сфера, а  личностные и поведенческие свойства личности не затрагивались [3, с. 4].

К наиболее распространённым формам психического дизонтогенеза относят задержку психического развития, выражаемую в заторможенном развитии психических функций и формировании личности ребёнка.

Обобщённо смысл ЗПР заключается в замедлении психических реакций, некоторых её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), задержки в нормальном течении развития организма [4, с. 8].

Довольно часто дошкольники с ЗПР выделяются среди своих сверстников сниженной успеваемостью.

Исследования Ю. А. Королевой показывают, что интегрирование детей с ЗПР в среду детей с нормальным развитием проходит с затруднениями, как в учебном, так и в коммуникативном плане.

Е. В. Соколова так же подчёркивает, что дети с ЗПР выделяются среди неуспевающих учеников массовых школ тем, что характеризуются «специфическими» трудностями при обучении и овладении школьными навыками и стереотипностью, «своеобразием» поведения и взаимодействия с окружающими.

Нестандартность дефекта при ЗПР накладывает отпечаток на их поведение и характеризуется личностной и эмоционально-волевой незрелостью.

Чертами формирующими малодушие, легкомыслие, безволие и безынициативность являются выраженная эмоциональная истощаемость, повышенная впечатлительность и робость, склонность акцентировать внимание на неприятных переживаниях. Всё это в комплексе формирует отрицательные черты характера [5, с. 25].

Предупреждения и устранения девиантных форм поведения проводят целенаправленным педагогическим воздействием на организацию социальной среды, в которой находятся дети с ЗПР. Так же осложняет ситуацию воспитание детей в сложной семейной обстановке [6, с. 186].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение дошкольников с ЗПР характеризуется как грубое, жестокое, вспыльчивое, враждебное, мстительное, конфликтное поведение, в котором присутствует негативизм, агрессия, сквернословие, демонстративное поведение, лживость и невыполнение учебных заданий.

В основе отклоняющегося поведения дошкольников с ЗПР находится асоциальное поведение, которое должно быть своевременно и грамотно скорректировано командой коррекционных педагогов и психологов.

 

Список литературы:
1. Агавелян, О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития : монография. - Челябинск. Изд-во МЦПИ «МИРОС», 1999. - 345 с.
2. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика». - Москва. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 348 с.
3. Бугова, Г. В. К вопросу о профилактике дезадаптации младших школьников // Начальная школа. - 2016. - № 12.- 8 с.
4. Вайнер, М. Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. - 2017. - № 1. - 12 с.
5. Винникова, Е. А., Слепович, Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития / / Дефектология. - 2018. - № 1. - 56 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5 : Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. – Москва, Педагогика, 1983. Т. 5.- 345 с.