Общие закономерности и механизмы развития эмоциональной сферы
Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Общие закономерности и механизмы развития эмоциональной сферы
Обозначение научной проблемы. На сегодняшний день проблема эмоций является одной из немногих изученных, что обусловлено как фундаментальной сложностью данного вида психических явлений, так и большими трудностями адекватных методологических подходов к их изучению.
Дефектологи А. С. Лебединская, Б. И. Додонов, С. Л. Рубинштейн, М. С. Певзнер в своих работах детально исследовали взаимосвязи психологических и физиологических компонентов эмоциональной сферы.
Интерес к понятию «эмоции» существует уже давно, но это направление психологической науки начало развиваться со временем, не так давно. В то же время многие ученые, изучавшие человеческую природу, еще до важных исследований эмоциональной сферы человека, видели важность эмоций в социальных отношениях и развитии человеческого самосознания.
Цель публикации тезисов – изложить актуальность проблемы исследования и раскрыть основные проблемы педагогической коррекции недостатков эмоциональной сферы умственно отсталых школьников.
Изложение материала. Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отраженными в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха), значимости явлений и ситуаций, действующих на индивида для осуществления его жизнедеятельности.
Это определение является неполным непосредственно, так как оно не отражает ряд существенных характеристик эмоций и их отличия от познавательных процессов, а именно: а) связь эмоций с бессознательной сферой не отражается; б) их отношение к деятельности (а не к жизнедеятельности) человека; в) специфика их возникновения; г) закономерности их функционирования.
Исследования эмоциональных процессов подтвердили тот факт, что психические состояния, вызванные переживанием эмоциональных реакций, являются не только негативными, но и играют положительную роль для организма человека в целом, так как все его силы активизируются для успешного осуществления различных видов деятельности. Эти выводы позволяют сделать вывод, что эмоциональные состояния способствуют мобилизации энергии организма.
Эмоциональная сторона состояний проявляется в эмоциональных переживаниях, в виде: страха, усталости, скуки, апатии, отвращения, эйфории, физиологическая сторона которых проявляется в изменениях вегетативных и двигательных функций.
Опираясь на теоретические факты, мы можем выделить некоторые закономерности, которые показывают взаимозависимость эмоций и деятельности. Через эмоциональные состояния человек выражает свое оценочное отношение к различным ситуациям. Эмоции находятся в тесном контакте со сферой человеческих мотивов и, как правило, носят предметный характер. Положительный эмоциональный фон свидетельствует о том, что эмоционально-позитивные состояния в значительной степени являются мотивирующим фактором по отношению к той деятельности, которую выполняет человек. Эмоциональное состояние не всегда характеризуется видимыми изменениями. Определенные состояния всегда присущи человеку, возможны смешанные состояния. Возникнув, они заменяют предыдущее состояние скачком и в один момент или, перетекая в другой, исходя из этого, главной характеристикой состояний является их непрерывность. Непрерывность эмоциональных состояний, в свою очередь, связана с такими характеристиками, как интенсивность и стабильность.
Основные выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в эмоциях наиболее значимым является психологический критерий, который оказывает большее влияние на поведение и деятельность человека. Анализ теоретических исследований по изучению проблемы эмоциональной сферы свидетельствует о том, что основные направления изучения эмоций направлены на психологические компоненты.