Статья:

Сказкотерапия как метод формирования психологической безопасности детей школьного возраста

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Южакова А.А. Сказкотерапия как метод формирования психологической безопасности детей школьного возраста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(34).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сказкотерапия как метод формирования психологической безопасности детей школьного возраста

Южакова Анна Александровна
магистрант, АНО ВО Гуманитарный университет, РФ, г. Екатеринбург
Тарасова Людмила Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета социальной психологии АНО ВО Гуманитарный университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению психологического образования детей при помощи метода сказкотерапии. Данный метод способствует формированию у них чувства безопасности. Рассказано о пользе влияния сказки на развитие духовной, самостоятельной личности ребенка. В статье представлен краткий обзор разновидности сказки и работы с ней. По мнению психологов такой метод психокоррекции базируется на том, что в метафоре сказки заложен скрытый смысл решения разных проблем. Таким образом сказкотерапия поможет развить духовно-нравственную сферу жизни ребенка. Так же обозначена актуальность данного вопроса в обществе современных детей.

 

Ключевые слова: сказкотерапия, развитие ребенка, психологическая безопасность, духовность, сказка, метафора, терапия, дети школьного возраста.

 

Особенностью профессиональной деятельности педагогов является то, что они становятся субъектами внешнего воздействия на учащихся в управлении процессом их обучения и воспитания.

Поэтому они должны создавать при выполнении своих функциональных обязанностей специальные условия, которые бы способствовали воспроизводству социальных ценностей, транслируемых с помощью образовательного процесса. Но следует отметить, что к ним относятся не только высокий уровень образованности подрастающего поколения, соответствующий государственным образовательным стандартам, но и состояние их здоровья.

К сожалению, за последнее время не только увеличилась заболеваемость детей школьного возраста, но и возросли показатели их смертности. Это предопределяет необходимость вводить более эффективные методы обучения, с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе. Одним из методов формирования психологической безопасности детей школьного возраста является сказкотерапия, главная направленность которой состоит в сохранении психической, духовной и социальной составляющих здоровья, имея целью формирование духовно- развитой, самостоятельной личности, осознание ею своей значимости и ощущения гармонии с окружающим миром, что положительно влияет на общее развитие ребёнка.

В научно-педагогической литературе известны исследования в области сказкотерапии, направленные на изучения проблем влияния метода сказкотерапии на внутренний мир личности (В. Белянин, Н. Берковская, Э. Берн, И. Вачков, А. Гнездилов, Т. Грабовская, Я. Дейковский, А. Запорожец, Т. Зинкевич - Евстигнеева, Я. Коломинский, А. Кульчицкая, Н. Рубакин, Д. Кудзилов, М. Эриксон и др.). Влияние сказок на бессознательное человека отмечали такие известные психологи как Е. Берн, 3 Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, утверждая, что сказки помогают развивать у ребенка отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-волевое развитие ребёнка.

Цель статьи — на основе теоретического анализа исследований определить сущность сказкотерапии как метода формирования психологической безопасности детей школьного возраста.

Определение понятия «сказкотерапия» как метода дала Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в 1997 году. По её определению «сказкотерапия» - это набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, воспитательная система, которая соответствует духовной природе человека [4].

А.В. Гнездилов — врач-сказкотерапевт, рассматривает сказкотерапию как метод формирования психологической безопасности детей, подчёркивая, что «сказкотерапия — это процесс «вспоминания» и возвращения ребёнку гармоничного мироощущения [3].

Сказка как метод формирования психологической безопасности детей школьного возраста, по И. Вачкову, позволяет решить две важнейшие задачи [2]:

1. Задача «зеркала». Сказка может помочь ребенку увидеть самого себя, встретиться с собой, следовательно развить самосознание и дать возможность гармонизировать своё личностное пространство.

2. Задача «кристалла». Благодаря сказкотерапии, ребенок может по-новому увидеть мир вокруг себя и окружающих людей, следовательно, построить новые, более конструктивные отношения с людьми и миром в целом.

Главное преимущество сказкотерапии как метода, согласно И. Вачкову, заключается в том, что ядром любой сказки является метафора. Именно метафора является средством психологического влияния. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов. Этот метод психокоррекции базируется на том, что вымышленная история несет в себе скрытый смысл решения сложных проблем [2].

Способность cказки «лечить» психику через воспроизведение и проигрывание простых, но глубоких архетипичных ситуаций, основана на многословии сюжета сказки, в котором можно выделить несколько уровней анализа, примерно соответствующих психоаналитическому рассмотрению человеческой психики, состоящей из сознательного и бессознательного (Нартова-Бочавер, 1996) [6].

Рассмотрим особенности метода сказкотерапии при формировании психологической безопасности школьников (Киселева, 2006) [5]:

1. Информативность сказки — через анализ сказки, которую создает ребёнок, педагог получает информацию о его жизни, актуальное состояние, способы преодоления трудностей, мировоззренческие позиции;

2. Экологичность сказки — она находится не в обыденной, а в драматической реальности; как ребёнок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания» и растёт доверие ребенка к терапевтическому эффекту;

3. Безграничность сказки — дополняя, сменяя, обогащая сказку, ребенок (взрослый) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет, обогащает свою жизнь;

4. Эмоциональность сказки — ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет;

5. Мудрость сказки — через сказку педагог может передать ребенку новые способы и алгоритм выхода из проблемной ситуации;

6. Отсутствие возрастных ограничений — сказка выполняет пробелы индивидуальной истории ребенка и дополняет ее общечеловеческой информацией.

В зависимости от функций выделяют следующие виды сказок: диагностическую, корректирующую и развивающую. Для этого используются следующие категории сказок: художественные, которые в свою очередь, могут разделяться на авторские и народные, дидактические, психотерапевтические и психокоррекционные.

Если первые два вида и так постоянно используются на уроках в школе и направлены на реализацию учебных и воспитательных задач, то последние следует проводить только специалистам, однако их элементы можно использовать и во время занятий учителем, под чётким контролем психолога и предварительной его консультацией.

Терапевтическое воздействие сказкотерапии происходит на двух уровнях: вербальном и невербальном. Рекомендуется начинать работу на вербальном уровне (восприятие сказки), продолжать на невербальном (рисование, лепка) и на завершающем этапе применяются вербальные средства (обсуждение сказки, дискуссионная форма работы).

О. Бурчик выделяет следующие виды работы над сказкой, которые имеют профилактическую и коррекционную направленность, а именно [1]:

1. Рассказывание сказки:

а) Рассказ группе детей новой или известной сказки от третьего лица. Педагог, понимая значение определенной сказочной ситуации и её воспитательное влияние на развитие личности, может акцентировать на них внимание во время этого вида работы. Это способствует совершенствованию личностных качеств ребёнка.

б) Групповой рассказ сказки, известной всей группе. В этом случае рассказчиком является не один ребенок, а группа. Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой отрывок сказки. Рассказ разбивается на небольшие отрывки свободно и спонтанно в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Но в процессе этой работы педагог контролирует рассказ детей.

2. Создание собственной сказки.

а) Создание индивидуальной сказки каждым членом группы. Этот вид деятельности в метафорической форме отражает внутренний мир ребёнка и опосредованно способствует личностному развитию. Если предложить, чтобы имя героям дали сами дети, то это поможет выяснить, как того или другого ученика воспринимают в коллективе.

б) Групповое составление сказки. Каждый ребенок по очереди дополняет собственным продолжением сказочное произведение. Процесс группового сложения позволяет узнать, кто в группе является лидером, кто стремится привлечь к себе внимание, кто хочет оставаться незамеченным, кто навязывает своё решение, а кто уважает мнение другого. Помимо этого данный вид работы даст понять, насколько сплочённым является коллектив группы.

3.  Сказочная кукольная терапия и драматизация сказок.

Эти виды работ не только может разнообразить уроки чтения, но и способствовать укреплению коллектива, формированию положительного эмоционального климата в группе, развитию творческого потенциала учащихся и решению в метафорической форме внутренних проблем.

Для эффективной реализации сказкотерапии во время уроков, следует придерживаться следующих принципов их проведения во время тренинга, но адаптированных под образовательный процесс [4]:

1.  Принцип безусловного принятия внутреннего мира ребёнка. Мир сказки воспринимается целостно и безоценочно.

2. Принцип объективности. Сказка рассматривается во всей её многопредельности.

3. Принцип результативности. Проведение анализа должно иметь конкретную цель: формирование выводов, объединение коллектива, достижение воспитательных и учебных целей конкретного урока.

Обобщая вышесказанное, мы можем отметить, что в последнее время увеличилось количество детей, которые имеют нарушения в здоровье, особенно духовной или психической его составляющих. Одним из эффективных методов их профилактики и преодоления является использование сказкотерапии. Данный метод позволяет овладеть положительными моделями поведения, снизить негативные эмоции, уровень тревожности. Общение ребенка со сказкой помогает справиться со своими негативными состояниями, неуверенностью, ленью и нежеланием познавать новое.

 

Список литературы:
1. Бурчик О.В. Групповая сказкотерапия в личностно- ориентированном воспитании детей/ О.В. Бурчик // Вестник Житомирского государственного университета имени И. Франка. – 2005 – № 25 – С. 203–205.
2. Вачков И. Сочиняем сказки (cказкотерапевтический тренинг) // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября» / И. Вачков. 2003.- № 19.- С. 16
3. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) / А. В. Гнездилов. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 290 с.
4. Зинкевич-Евстигеева Т. Практикум по сказкотерапии / Т. Зинкевич-Евстигеева, Т. Грабенко. – СПб.: Питер, 2001 – 315 с.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006 — 160 с.
6. Нартова-Бочавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии // ХРЕСТОМАТИЯ. Сказки народов мира / Под ред. К.М. Нартова. М., Ин-т практической психологии, 1996.