Статья:

Особенности культуры страны восходящего солнца

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Беленко Д.А. Особенности культуры страны восходящего солнца // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(39).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности культуры страны восходящего солнца

Беленко Даниил Александрович
магистрант, ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Японская культура выделяется своей необыкновенной многогранностью на общем фоне всемирной культуры, а для западного человека она кажется невероятно таинственной и непонятной. Так, даже жители Страны восходящего солнца считают, что их культуру и философию не могут постичь люди западного восприятия мира, для этого необходимо родиться японцем. Однако, понимание сути и определения характерных черт японских национальных традиций, возможно лишь при погружении в бескрайний океан восточной философии – восточной мудрости, с которой неразрывно связана культура данной страны.

Уникальные черты восточной культуры в целом выделял в своем труде «Россия и Европа» известный философ и культуролог, Николай Яковлевич Данилевский. Автор допускал уникальность и обособленность культурных типов, существование как изолированных, так и взаимодействующих культур. Единый анализ философских взглядов, направленных на культурно-цивилизационное взаимодействие, позволяет составить представление о культуре как целостном явлении, состоящем из множества процессов взаимодействия ее субъектов: этносов и цивилизаций. Примечательно, что Данилевский отмечал более высокое развитие восточных культур в сравнении с европейскими, в определенные временные отрезки, и исследовал определенный парадокс: с одной стороны, восточные культуры более консервативны, менее изменяемы во времени, а с другой, они более глубоко укоренены и наполнены внутренним философским смыслом, что в ряде случаев дает им преимущество по глубине смыслов [3, c. 12-15].

Культура Востока привлекала западных исследователей во все времена, а японская культура издавна считается одновременно и очень сложной, и одновременно очень простой по своей сути. В ней отсутствует вычурность, для нее характерны простые линии, четкие силуэты, но это именно та простота, сложившаяся веками, как отражение философии буддизма и синтоизма, основной постулат в которых – отсечение всего лишнего, наносного, того, что мешает восприятию чистой формы, чистой идеи.  Именно поэтому в японском искусстве приветствуются простые, не смешанные материалы, такие как глина, камень, дерево, металл, обработка которых, при всей технологической сложности, показывает материал в его простоте, некоем первозданном виде.

Японская культура – уникальное явление не только в контексте мировой культуры, но и в ряде других восточных культур. Формирование её происходило безостановочно, начиная с X–XI вв. Начиная с XVII и до середины XIX века Япония оставалась в консервации (связи оставались исключительно с Нидерландами и Китаем). Во время данной обособленности страна заполучила творческое развитие и национальную оригинальность. А спустя несколько столетий перед миром, наконец, открылась богатая традиционная культура Японии, она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, театра и литературы [3, c. 125].

Японская культура сложилась в результате сложных и временных этнических контактов. Уровень культуры Японии в отличие от Индийской и Китайской на рубеже средневековья только зарождался, по этой причине ей была присуща повышенная динамичность и особая чувствительность к восприятию. Однако изучение японской культуры постоянно связано с изучением синтоизма – изначальной религии Японии, оказавшей значительное воздействие на развитие мировоззрения японцев [2, c. 45–46].

Культура Японии тесно связана с архитектурой, скульптурой, живописью и графикой. Архитектура Японии – одна из немногих в мире, чьи произведения вплоть до сер. XIX в. строились из дерева. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии; в Китае они не древнее VIII в., в Северной Европе – XI в., в России – XV в.

Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения. Добуддистская архитектура Японии составляла в основном синтоистские святилища: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. Характерная черта этих святилищ – ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны – стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них – Химедзи близ Кобе (1601-1609), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603-1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601-1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры.

Буддизм оказал сильное влияние на развитие японской скульптуры. Многие произведения представляют собой изображение Будды. Буддийская пластика VI-VII вв. предназначалась для храмов. Соответственно Будда изображается сидящим в позе созерцания, шествующим, стоящим, а также лежащим на смертном одре. Основным материалом для японской скульптур являлось дерево, но встречаются также бронза, камень, сухой лак. Все скульптуры, даже очень сложные по конфигурации и деталям, отражают качество и фактуру материала, из которого они выполнены, своеобразную «душу вещей». Буддийская философия одновременно демонстрирует уважение к простоте и целостности чистой формы, и уважение к детали, в ней нет ничего лишнего, случайного, не имеющего смысла [1, c. 178-181].

Национальным видом искусства в Японии считается миниатюрная скульптура нэцкэ. Изначально такие фигурки играли роль брелока, который крепился к поясу. Фигурки нэцкэ изображали светских персонажей, богов, демонов или различные предметы, носившие особый тайный смысл. Нэцкэ делают из дерева, слоновой кости, керамики или металла. Образы для фигурок нэцкэ складывались веками и имеют глубинный культурно-исторический фундамент, восходящий к религиозным и магическим представлениям и фольклорным персонажам.

Японская живопись столь же уникальна, как и вся японская культура в целом. Для неподготовленного человека традиционная японская живопись может показаться трудной для восприятия. В основе всех стилей японской живописи лежат континентальное направление, пришедшее из Китая и Кореи, и чисто японское. До X века доминировало китайское направление, после чего появилась именно японская живопись – ямато-э (в основном роспись ширм и сдвижных экранов) [5, c. 258].

Укиё-э — это один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX в. пришел в упадок. Как правило, под укиё-э понимают жанровую живопись и с особенности гравюру. Укиё-э означает «картинки плывущего мира», есть вариант появления названия укиё-э, согласно которому японские любители прекрасного воспринимали картины укиё-э как «всплывающие» из глубины листа – традиционная японская живопись не знала, что такое перспектива и художники не пользовались этим в принципе.

 

Список литературы:
1. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура /      П. П. Гнедич. – М.: Эксмо, 2002. – 848 с.
2. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б. С. Ерасов. –М.: Наука, 1990. – 282 с.
3. Иофан Н. А. Культура древней Японии / Н. А. Иофан. – М.: Ломоносовъ, 2020. – 261 с.
4. Мещеряков А. Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм / А. Н. Мещеряков. –М.: Найка, 1987. – 406 с.
5. Рычкова Ю. В. Краткая история живописи / Ю. В. Рычкова. – М.: РИПОЛ Классик, 2002. – 448 с.