Статья:

Осмысление понятия «толерантности» в языковом сознании.

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Юрикова К.Ю. Осмысление понятия «толерантности» в языковом сознании. // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Осмысление понятия «толерантности» в языковом сознании.

Юрикова Камилля Юрьевна
студент, Елабужского института Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Закирова Оксана Вячеславовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

В связи с возросшей в современном мире миграцией населения, обусловленной  обостряющейся политической ситуацией, постоянно возникающими конфликтами, поиском работы и безопасного места для проживания, в последние десятилетия наиболее актуальной становится проблема толерантности, затрагивающая многие аспекты ассимиляции людей разных национальностей и конфессий. В связи с чем, становится важным подробное и многоаспектное изучение бытования понятия «толерантность» в сознании индивидов.

На наш взгляд, семантическая наполняемость данного термина  и, как следствие, отношение к толерантности в обществе напрямую связано с самим значением слова «толерантность» и тем смыслом, который вкладывают в него носители языка. В энциклопедическом словаре [Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова и др. М., 1980. С. 1348] выделяют три основных аспекта толерантности: медицинский, физиологический, философско-психологический. В рамках нашего исследования будет рассмотрен именно философско-психологический аспект, которой рассматривает толерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. 

В языковом сознании современного общества понятие «толерантность» традиционно объединяет в себе смыслы терпеливости, выносливости (как способности выдерживать нечто) и терпения с терпимостью (как следствие осознанного выбора и как атрибут воспитания), что весьма важно для выхода на проблему толерантности в обществе, а также для всего дальнейшего нашего рассмотрения толерантности как проблемы воспитания. Как считает французский исследователь М. Конш, толерантным можно назвать такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность — «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира» [Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 253]. Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства.

Однако в Декларации принципов толерантности (Преамбула Устава ЮНЕСКО 1995 года) ни слова не говорится о терпимости, терпении. В указанной Декларации толерантность трактуется через понятие «уважение»: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [Декларации принципов толерантности, 1995]. При этом в декларации отмечается, что толерантность не является уступкой, снисхождением или потворством, что чаще всего ассоциируется с терпимостью.

Известный российский исследователь А.П. Садохин, анализируя сущность понятия толерантность, выделяет следующие ее признаки: уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Формирование способности к толерантному межкультурному общению возможно только в том случае, говорит исследователь, если человек глубоко и всесторонне овладел культурой собственного народа, - это обязательное условие самой возможности интеграции в иные культуры.

По мнению некоторых отечественных ученых, российскому мышлению сам феномен толерантности остается в значительной мере чуждым вплоть до нашего времени и воспринимается в отрицательной коннотации. Как считает И.В. Цветкова: «Наше мышление характеризует скорее полярность, категоричность, нетерпимость» [Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97. Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151].

Почему же в сознании большинства людей, в частности россиян, толерантность понимается именно как терпимость?

На наш взгляд, сложившаяся ситуация напрямую связана этимологией слова «толерантность», которая восходит к латинскому глаголу tolero - «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся только в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Обращая внимание на распространение данного понятия, можем выделить следующее. Сам термин «толерантность» как дозволение, уступка сначала только в вопросе религиозной свободы, как допущение иного появляется в Европе уже во второй половине XVI века, хотя этому предшествовал значительный по времени этап вызревания и осознания феномена толерантности.

Возникнув в русском языке, термин толерантность развил именно значение «терпеть», что нашло своё отражение и закрепление в толковых словарях, и четко закрепило своим синонимом существительное терпимость, производное от глагола терпеть. Ср.: «Терпимость – свойство, умение терпимо относиться к чему-н., терпеть что-н.» [Ушаков, 2005: 1052]. Терпеть – не всегда является положительным свойством и связывается с тем, что вызывает у человека отрицательные эмоции. Соответственно, толерантность понимать как терпимость, то относится толерантно, терпимо, значит напряжённо терпеть что-либо или кого-либо. Неудивительно, что слово толерантность часто имеет отрицательную коннотацию.

В рамках нашего исследования мы поставили цель - выяснить, как осмысляется в языковом сознании современных студентов понятие «толерантность». Материалом для исследования послужили данные опроса, в котором приняли участие 397 студентов разных курсов и факультетов Елабужского института К(П)ФУ. Респонденты должны были анонимно в письменном виде ответить на два вопроса:

а) Что для Вас – толерантность?

б) Как Вы считаете, толерантность можно считать плохим или хорошим качеством?

На первый вопрос 41% опрошенных ответили, что толерантность – это «терпимое отношение к другим взглядам, мнениям, позициям», ещё 28% ответили, что толерантность для них – это «уважение чужих взглядов, ценностей и мнений, даже если они отличаются от общепринятых», и 23% респондентов считает, что толерантность – это «принятие другого человека и его особенностей». Оставшиеся 9% ответили, что толерантность – это «попытка оправдать себя и общество» и «не осуждение чужого мнения». При этом 78% опрошенных студентов ЕИ КФУ считают толерантность положительным качеством, ещё 17% - положительным, если им не злоупотреблять и 5% - отрицательным, поскольку опрошенные считают, что никто не должен никого терпеть.

Релевантное осмысление понятия «толерантности» связано с тем, что те реципиенты, которые определили толерантность через понятие «уважение»,  знакомы с толкованием изучаемого понятия в Декларации толерантности. Отождествление толерантности с терпимостью обусловлено воздействие на сознание носителей языка  дефиниций, отраженных в толковых словарях.

Таким образом, проведенный опрос свидетельствует о том, что в сознании студентов ЕИ КФУ бытует традиционное представление о толерантности, но воспринимается данное свойство положительно, что, в свою очередь, с одной стороны, подтверждает благоприятную, дружелюбную атмосферу, сложившуюся в стенах ЕИ КФУ, с другой стороны, говорит о необходимости расширения у учащихся представления о толерантности. На наш взгляд, необходимо восстановить в сознании индивидов связь осмысления термина «толерантность»  с его определением, данным в Декларации толерантности, что, как нам представляется, должно  способствовать формированию именно уважительного отношения к многообразию проявлений окружающего мира.

 

Список литературы:
1. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова и др. М., 1980. С. 1348
2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 253
3. Декларации принципов толерантности, 1995. URL: http://www.tolerance.ru  (дата обращения: 25.05.2018)
4. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97. Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151
5. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. 180000 слов и словосочетаний. М: Альта-Принт: ДОМ. XXI век, 2009. – VIII, 1239 с.