Осмысление понятия «толерантности» в языковом сознании.
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Осмысление понятия «толерантности» в языковом сознании.
В связи с возросшей в современном мире миграцией населения, обусловленной обостряющейся политической ситуацией, постоянно возникающими конфликтами, поиском работы и безопасного места для проживания, в последние десятилетия наиболее актуальной становится проблема толерантности, затрагивающая многие аспекты ассимиляции людей разных национальностей и конфессий. В связи с чем, становится важным подробное и многоаспектное изучение бытования понятия «толерантность» в сознании индивидов.
На наш взгляд, семантическая наполняемость данного термина и, как следствие, отношение к толерантности в обществе напрямую связано с самим значением слова «толерантность» и тем смыслом, который вкладывают в него носители языка. В энциклопедическом словаре [Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова и др. М., 1980. С. 1348] выделяют три основных аспекта толерантности: медицинский, физиологический, философско-психологический. В рамках нашего исследования будет рассмотрен именно философско-психологический аспект, которой рассматривает толерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
В языковом сознании современного общества понятие «толерантность» традиционно объединяет в себе смыслы терпеливости, выносливости (как способности выдерживать нечто) и терпения с терпимостью (как следствие осознанного выбора и как атрибут воспитания), что весьма важно для выхода на проблему толерантности в обществе, а также для всего дальнейшего нашего рассмотрения толерантности как проблемы воспитания. Как считает французский исследователь М. Конш, толерантным можно назвать такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность — «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира» [Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 253]. Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства.
Однако в Декларации принципов толерантности (Преамбула Устава ЮНЕСКО 1995 года) ни слова не говорится о терпимости, терпении. В указанной Декларации толерантность трактуется через понятие «уважение»: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [Декларации принципов толерантности, 1995]. При этом в декларации отмечается, что толерантность не является уступкой, снисхождением или потворством, что чаще всего ассоциируется с терпимостью.
Известный российский исследователь А.П. Садохин, анализируя сущность понятия толерантность, выделяет следующие ее признаки: уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Формирование способности к толерантному межкультурному общению возможно только в том случае, говорит исследователь, если человек глубоко и всесторонне овладел культурой собственного народа, - это обязательное условие самой возможности интеграции в иные культуры.
По мнению некоторых отечественных ученых, российскому мышлению сам феномен толерантности остается в значительной мере чуждым вплоть до нашего времени и воспринимается в отрицательной коннотации. Как считает И.В. Цветкова: «Наше мышление характеризует скорее полярность, категоричность, нетерпимость» [Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97. Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151].
Почему же в сознании большинства людей, в частности россиян, толерантность понимается именно как терпимость?
На наш взгляд, сложившаяся ситуация напрямую связана этимологией слова «толерантность», которая восходит к латинскому глаголу tolero - «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся только в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Обращая внимание на распространение данного понятия, можем выделить следующее. Сам термин «толерантность» как дозволение, уступка сначала только в вопросе религиозной свободы, как допущение иного появляется в Европе уже во второй половине XVI века, хотя этому предшествовал значительный по времени этап вызревания и осознания феномена толерантности.
Возникнув в русском языке, термин толерантность развил именно значение «терпеть», что нашло своё отражение и закрепление в толковых словарях, и четко закрепило своим синонимом существительное терпимость, производное от глагола терпеть. Ср.: «Терпимость – свойство, умение терпимо относиться к чему-н., терпеть что-н.» [Ушаков, 2005: 1052]. Терпеть – не всегда является положительным свойством и связывается с тем, что вызывает у человека отрицательные эмоции. Соответственно, толерантность понимать как терпимость, то относится толерантно, терпимо, значит напряжённо терпеть что-либо или кого-либо. Неудивительно, что слово толерантность часто имеет отрицательную коннотацию.
В рамках нашего исследования мы поставили цель - выяснить, как осмысляется в языковом сознании современных студентов понятие «толерантность». Материалом для исследования послужили данные опроса, в котором приняли участие 397 студентов разных курсов и факультетов Елабужского института К(П)ФУ. Респонденты должны были анонимно в письменном виде ответить на два вопроса:
а) Что для Вас – толерантность?
б) Как Вы считаете, толерантность можно считать плохим или хорошим качеством?
На первый вопрос 41% опрошенных ответили, что толерантность – это «терпимое отношение к другим взглядам, мнениям, позициям», ещё 28% ответили, что толерантность для них – это «уважение чужих взглядов, ценностей и мнений, даже если они отличаются от общепринятых», и 23% респондентов считает, что толерантность – это «принятие другого человека и его особенностей». Оставшиеся 9% ответили, что толерантность – это «попытка оправдать себя и общество» и «не осуждение чужого мнения». При этом 78% опрошенных студентов ЕИ КФУ считают толерантность положительным качеством, ещё 17% - положительным, если им не злоупотреблять и 5% - отрицательным, поскольку опрошенные считают, что никто не должен никого терпеть.
Релевантное осмысление понятия «толерантности» связано с тем, что те реципиенты, которые определили толерантность через понятие «уважение», знакомы с толкованием изучаемого понятия в Декларации толерантности. Отождествление толерантности с терпимостью обусловлено воздействие на сознание носителей языка дефиниций, отраженных в толковых словарях.
Таким образом, проведенный опрос свидетельствует о том, что в сознании студентов ЕИ КФУ бытует традиционное представление о толерантности, но воспринимается данное свойство положительно, что, в свою очередь, с одной стороны, подтверждает благоприятную, дружелюбную атмосферу, сложившуюся в стенах ЕИ КФУ, с другой стороны, говорит о необходимости расширения у учащихся представления о толерантности. На наш взгляд, необходимо восстановить в сознании индивидов связь осмысления термина «толерантность» с его определением, данным в Декларации толерантности, что, как нам представляется, должно способствовать формированию именно уважительного отношения к многообразию проявлений окружающего мира.