Статья:

ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ

Конференция: XLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Прокудина Ю.Е. ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(44).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ

Прокудина Юлия Евгеньевна
студент, Алтайский государственный университет, Институт гуманитарных наук, РФ, г. Барнаул
Фотиева Ирина Валерьевна
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор кафедры теории и практики журналистики, Алтайский государственный университет. Институт гуманитарных наук, РФ, г. Барнаул

 

В течение долгого времени международное сообщество уделяет значительное внимание вопросу о защите прав журналистов, миссия которых обязывает их находиться в вооруженных зонах и освещать происходящие там события. Из этого исходит социальная значимость профессии журналиста, ведь общественное мнение оказывает огромное воздействие на поведение противостоящих сторон, и часто побуждает их соблюдать закон в области международного гуманитарного права. В этой ситуации профессия журналистов играет важную роль.

Несмотря на то, что сам журналист не оказывает прямой помощи жертвам конфликтов, его задача заключается в привлечении общественного внимания к проблемам нарушения норм права. Опубликованная информации может решительным образом повлиять на исход того или иного конфликта сторон.

Совет Безопасности ООН многократно говорил о важности принятия мер, направленных на защиту журналистов, работников средств массовой информации и связанного с ними персонала в условиях вооруженных конфликтов. Благодаря этому Генеральный секретарь в своем докладе S/2013/689 отметил, что данная обеспокоенность должна быть отражена в соответствующих резолюциях путем включения в них мер по укреплению защиты журналистов. Стоит отметить, что правовое положение журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта — неодинаково. Сотрудников СМИ можно разделить на две категории: военные корреспонденты (ст.4.А (4) 8 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными; другие журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженных конфликтов [1].

Если проанализировать правовые нормы, можно сделать вывод, что их действие по кругу лиц весьма ограничено, поскольку под правовой режим защиты не подпадает абсолютно любое лицо из числа журналистов, находящееся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженных конфликтов. Лицо должно: – быть захвачено противником; – следовать за вооруженными силами одной из противоборствующей стороны; – иметь удостоверение от властей той армии, которую они сопровождали. Военный корреспондент — это любой «журналист, который находится в зоне проведения военных операций, имея на то разрешение вооруженных сил воюющей стороны и пользуясь защитой с их стороны, и выполняет задачу по предоставлению информации о событиях, связанных с военными действиями». Военными корреспондентами являются: – военнослужащие репортеры; – корреспонденты из числа гражданского персонала вооруженных сил; – независимые журналисты, перемещающиеся совместно с вооруженными силами с удостоверением личности международного образца. Признаками военных корреспондентов являются следующие положения: – следуют за вооруженными силами одной из противоборствующих сторон; – уполномочены освещать ход военных действий; – имеют удостоверение от властей той армии, которую сопровождают; – не принимают непосредственного участия в боевых действиях и не имеют на это права; – имеют право на ношение легкого стрелкового оружия, применять которое дозволяется только в целях крайней необходимости.

Стоит отметить, что основным принципом журналистики является беспристрастность. Военный корреспондент, который в силу обстоятельств, все свое время проводит в расположении воинских частей, где он приобретает личные связи, общается с составом вооруженных сил, может утратить беспристрастность. В данной ситуации необходимо упомянуть о цензуре, которой подвергаются корреспонденция, видеоматериалы и другие источники информации со стороны военных властей. Это напрямую связано с тем, что распространение и обнародование определенной информации может быть выгодной для противоборствующей стороне, а также поставить под угрозу ту или иную операцию, или жизнь военнослужащих или гражданских лиц. Целью цензуры является минимизации подобных угроз.

Гражданские журналисты пользуются защитой в той же мере, что и все остальные гражданские лица; не принимают непосредственного участия в боевых действиях и не имеют на это права; в случае непосредственного участия в боевых действиях, они утрачивают свой статус, и только тогда против них может применяться оружие, т. е. они становятся законной целью для нападения; – удостоверение личности не предопределяет, а лишь удостоверяет статус его предъявителя, как журналиста. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что журналист и «военный корреспондент» — абсолютно разные понятия. Военный корреспондент официально уполномочен освещать ход военных действий. Данное разрешение может подтверждаться удостоверением личности, которое выдается военному корреспонденту вооруженными силами, за которыми он следует. Благодаря этому разрешению военный корреспондент может считаться военнопленным в случае захвата. Гражданский журналист, пользуется защитой в том же объеме, как другие гражданские лица, и остается под покровительством МГП ровно до тех пор, пока не принимает непосредственного участия в военных действиях. Гражданские журналисты, находящиеся в опасных командировках в районе вооруженных конфликтов, также должны рассматриваться как гражданские лица и находиться под защитой норм МГП. Несмотря на то, что в ДП II такая норма не предусмотрена, она, как уже было выше отмечено, сложилась в качестве нормы обычного международного права. Эта норма закреплена во многих военных уставах и наставлениях, которые применимы или применялись во время немеждународных вооруженных конфликтов. Оно также подкреплено официальными заявлениями.

 

Список литературы:
1. Статья. 79 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года/