Традиции и современные тенденции в деревянной скульптуре
Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Традиции и современные тенденции в деревянной скульптуре
Дерево – древнейший скульптурный материал. В России, богатой лесами, было из пластических материалов. Дерево излюбленный материал русских народных художников, зодчих, плотников, резчиков.
Значительным достижением деревянной пластики является скульптура Русского Севера. Основными сюжетами северной деревянной скульптуры долгое время были сюжеты из иконописи. Особой выразительностью обладает пермская храмовая скульптура XVII-XIX вв. В эпоху барокко деревянная скульптура переживает расцвет. Скульптура становится пластичной и динамичной, объемная пластика обретает особую выразительность и экспрессию [5]. В XIX веке интерес к деревянной скульптуре несколько ослабевает, однако в начале XX века деревянная скульптура переживает расцвет и к ней обращаются многие скульпторы.
Особую роль в развитии деревянной скульптуры сыграло творчество С.Т. Коненкова. Скульптор открывает богатые выразительные возможности и образные свойства дерева и его художественной обработки. Самая знаменитая серия работ Коненкова «лесная». Диапазон работ «лесной серии» Коненкова – от сказочных метафор до жанровых и психологических образов. Скульптор не просто возродил в русском ваянии его древнюю традицию: он сразу же придал ей звучание новых дней. Скульптура из дерева – Коненков своими работами доказал это – может многое сказать зрителю не только объемными формами, общим силуэтным очерком, но и чисто линейным, графическим рисунком барельефных изображений. Когда Коненков режет дерево, он стремится к гармоничному сочетанию двух этих начал. В «Стрибоге», «Нищей братии», «Дяде Григории» и других вещах цикла форма трехмерна, она воспринимается лишь при круговом обходе скульптуры. Вместе с тем линейный ритм имеет здесь необычно большое значение, а, например, плоский «фасад» «Старичка-полевичка» кажется лишь прорисованным в материале. Все эти особенности деревянных скульптур Коненкова придают им неповторимую характерность – и образную, и декоративную [4].
В 1920-х – первой половине 1930-х годов дерево стало самым популярным материалом. Его мастерски использовали Б.Д. Королев, И.Г. Фрих-Хар, С.В. Кольцов, А.Н. Златовраций, В.А. Ватагин, С.Д. Эрьзя. С деревом работали А.С.Голубкина и А.Т.Матвеев.
Скульпторов Д.А. Якерсона, Б.Ю. Сандомирскую, М.Д. Рындзюнскую отличает тяготение к выразительности и экспрессивности форм, они находили для себя вдохновение в пластическом языке примитива. В произведениях Д.А. Якерсона «Пугачев перед казнью», «Мордовка», «Маски» чувствуется бережное отношение к фактуре дерева, в построении объемов внимательное следование за структурой деревянного массива. Б.Ю. Сандомирскую увлекали весомость, массивность, полнота форм, иногда она стремится к их гиперболизации, что придает ее образам, таким как «Рязанский мужик» и «Рязанская баба», силу и монументальность [3].
В начале 1930-х годов была создана «Бригада скульпторов, работающих в дереве». После чего наступает затишье почти на тридцать лет, хотя отдельные удачные работы в этом материале появлялись и в 1940-е - 1950-е годы.
В 1960-е новая волна интереса к деревянной скульптуре. Анималистика в деревянной скульптуре занимает значительное место в скульптуре середины XX века. Изображение зверя в скульптуре как бы подразумевает его существование в природном окружении. В этом смысле в контексте представленных работ произведения анималистики «Лиса» С.С. Чуракова, «Лоси» П.А. Баландина, «Токующий глухарь» С.М. Чуракова, «Играющие медвежата», «Лайки», «Лежащий сеттер» А.Н. Кардашева, напоминающие о зверях, обитающих в наших лесах; о собаках как неизменных спутниках человека на охоте, уводят к размышлениям о российской жизни, русских просторах и природных богатствах [6].
Современные мастера с одной стороны продолжают традиции деревянной резьбы, но, в то же время, их работы полны новаторских идей и подходов.
Мастер из Караганды Чеченов Сергей Александрович, работает со скульптурой малых форм. Ведущая тема в творчестве мастера – образы животного мира. Для каждого образа мастер находит выразительную композицию, выявляющую пластику животного и красоту материала. [10]
Андрей Скоробогатый, мастер из Карелии, работает в жанре миниатюрной скульптуры из дерева, в технике резьбы и инкрустации, основной материал – карельская берёза. Ведущим в творчестве мастера является анималистический жанр [2].
Сергей Горшков живет и работает в Воронеже. Любимый материал мастера – дерево, конструкция и структура которого и определяют систему координат мастера. Сюжеты Сергея Горшкова традиционны, они проходят через всю мировую культуру – это лодки, словно парящие в пространствах нашей судьбы, трубящие и предстоящие ангелы, ангелы-хранители, адоранты и цветы, прекрасные своей избыточной красотой, - посредники между небом и землей [8].
Скульптор Сергей Варагзин создает скульптурные изображения животных: крадущихся, играющих, сидящих, спящих. Фантазия мастера не знает границ. Скульптуры зверей мастер создает из различных пород дерева – тополь, береза, ясень [9].
Алексей Ермаков – мастер резьбы по дереву Красноселькупского Дома ремесел. По мнению Алексея Ермакова в профессии резчика по дереву всегда есть к чему стремиться. Именно почему именно дерево и привлекает мастера, тянет именно к этому живому материалу, скульптору нравиться работать с ним, видеть, как дерево приобретает под острым резцом задуманную форму. Для Алексея Ермакова это настоящая поэзия, именно поэтому он и стал художником [1].
Геннадий Хартаганов – резчик по дереву. Образы мастер черпает из окружающей его действительности, это его современники мужчины и женщины. Не менее выразительны и образы животных Севера: олени, куропатки. Словно любуясь этими творениями природы, автор передает движение души животного мира. [7].
Определенным этапом развитии традиций деревянной пластики в Западной Сибири стал фестиваль проводимый в Увате. География участников достаточно широка – это мастера из Ижевска, Нижегородской области, Королева, Пензы, Ноябрьска, Екатеринбурга, Нижневартовска, Болгарии.
Возможности дерева, как скульптурного материала, поистине безграничны. Как показывает история развития скульптуры, с допетровских времен, в XVIII веке, на протяжении XX века дерево как скульптурный материал привлекал мастеров своей самобытностью и выразительностью. На современном этапе мы наблюдаем возрождение интереса к этому художественному материалу о чем свидетельствует творчество современных скульпторов.