Статья:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ерменова М.Т. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(51).pdf (дата обращения: 03.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Ерменова Майра Томановна
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск
Феттер Инна Витальевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

ETHNO-CULTURAL TRADITIONS AND THEIR ROLE IN THE PROCESS OF EDUCATION

 

Maira Ermenova

Student, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

Inna Vetter

Scientific director, cand. ped. Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются «этнокультурные традиции» и их роль в процессе воспитания. В статье отмечается, что большой педагогический потенциал имеют этнокультурные традиции, которые способны оказать влияние на эстетические и патриотические ценности подрастающего поколения. Содержательная сторона реализации этнокультурных традиций в воспитании в современной общеобразовательной школе видится нам в разработке и внедрении специально образованной программе воспитания на основе этнокультурных традиций в школе.

Abstract. The article discusses "ethno-cultural traditions" and their role in the process of education. The article notes that ethno-cultural traditions have great pedagogical potential, which are able to influence the aesthetic and patriotic values of the younger generation. We see the content side of the implementation of ethno-cultural traditions in education in a modern comprehensive school in the development and implementation of a specially educated program of education based on ethno-cultural traditions in school.

 

Ключевые слова: этнокультурные традиции, воспитательный процесс, этническое самосознание, национальная культура и традиции.

Keywords: ethno-cultural traditions, educational process, ethnic identity, national culture and traditions.

 

В эпоху глобализации и повсеместного взаимного проникновения культур разных народов, важным является сохранение самобытности и привития этнического самосознания у школьников, формирование у них интереса к собственной культуре.

Понятие «этнокультурная компетентность» не ограничивается владением информацией об исторических предпосылках существования других национальностей и народов, их традициях и культуре, но она есть всецелое принятие этнокультурного многообразия как жизненной нормы, предпосылкой существования которой является сама сущность бытия. Детям школьного возраста присущи такие черты как острота восприятия, любопытство во всем и пытливость, которые обусловлены стремительным исследованием мира, определение своего места в социуме на основании имеющихся жизненных установок. Такие характеристики позволяют сделать вывод о наличии благоприятных условий для формирования у детей этнокультурной осведомлённости.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

Огромный педагогический потенциал имеют традиции народной культуры, которые способны оказать влияние на эстетические и патриотические ценности подрастающего поколения [1].

Главная задача – это формирование гармоничной личности. Необходимость развивать эстетические вкусы, чувство прекрасного, ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство природы, которые несут в себе большую воспитательную и познавательную силу. Большое место на приобщение к традиционной культуры занимают народные традиции и праздники.

Создателем казахской национальной культуры является сам народ, который создал ее на протяжении многих веков, что нашло отражение в моральных ценностях, святынях, национальной символике, в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, духовных чувствах (национальные, нравственные, эстетические, религиозные, гражданские, патриотические), воплощенных в народном фольклоре.

Известный исследователь З. Арыстанкулов, отмечал, что несмотря на влияние глобализационных процессов, казахская семья, хотя и подвергалась культурным и ценностным трансформациям, все равно осталась самым главным источником формирования национально-культурных ценностей казахского народа [2]. Именно в семье ребенку перевались традиционные ценности казахского народа, которые заключались в формировании уважительного отношения к старшим, почитанию предков, гуманном отношении к природе, в почтительном отношении матери, как хранительнице и создательнице домашнего очага и уюта, а также отношение к отцу, как к самому главному члену семьи, потому что он является добытчиком и продолжателем рода.

Каждый казах знал свою родословную до седьмого поколения. Обычно за соблюдением обычаев и традиций следил почтенный старик – аксакал. Это способствовало тому, что казахи проявляли этническую принадлежность и в трудные времена не могли оторваться от происхождения и не ассимилироваться с другими народами. Знание генеалогии до седьмого колена было жизненной необходимостью для казахов, живших в кочевом обществе. Единое родственное перемирие от семи дедов до трехсот на протяжении нескольких веков закрепляло позицию «казахский народ-сын одного деда, один из корней».

На протяжении существования Казахстана, культура казахского народа не развивалась самостоятельно, обособленно от других культур, особенно соседних государств. Поэтому в казахскую культуру вошло большое количество ценностей других народов. Принципиально важной стало приобретение открытости всему новому, позитивный интерес ко всему другом. При этом все новое, другое казахская культура не воспринимает, как враждебное.

Казахский народ испокон веков, как и другие народы, любил свою Родину, свою нацию. Казахский народ во главе с нашими героями защищал Родину, землю, нацию от врага [3].

В исторической жизни каждого народа есть самые ценные вещи – духовные и человеческие качества, образцы культа (моральных норм). Поэтому для каждого нового поколения значимое воспитание – это модель воспитания с национальной точки зрения. Ведь основу воспитания здесь составляют сложившиеся на протяжении веков благородные духовные ценности и непреходящие правила и принципы, сохраняемые и передаваемые от родителей детям в течение поколений, с точки зрения высокой добродетели и послушания, укрепляют и развивают человеческие качества человека, порождают мудрый образ жизни народа. Корни многих национальных праздников берут свое начало из языческих обрядов. Несмотря на многовековую борьбу православной церкви и попытки их искоренения, многие из древних ритуалов и обрядов  полностью или частично не утрачены и присутствуют в национальной культуре современного народа. Некоторые обряды после видоизменения стали неотъемлемой частью церковных праздников, частично народные традиции изменились и стали продолжением церковных.

К сожалению, возродить празднично-обрядовую культуру в первозданном виде практически невозможно, так как это потребовало бы точного воссоздания до мелочей всей исторической среды существования и эволюции культуры и традиций народов-авторов без права на малейшую неточность. Без присутствия в самобытной среде любой национальный или культурный обряд будет не больше чем развлечением, которое можно посмотреть и послушать, получить эстетическое удовольствие, но никак не относить к собственному национальному миропониманию.

Тем не менее, найти правильные средства и методы привлечения молодежи, детей и взрослого населения к традиционным формам развлечений, праздникам, обрядам, народным промыслам и ремеслу можно и необходимо, так это часть нашей истории, нашей культуры - всего, без чего мы не цельные. Д.К. Зеленин писал, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад» [8].

Это правило является основанием появления современной идеи, появления молодежных клубов, сообществ, центров, где подрастающее поколение воспитывают на возрождении народных традиций с их частичным вводом в современную жизнь.

Анализ существующего практического опыта педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что исследование существующих национальных традиций родной местности характеризуется эпизодичностью и поверхностностью, происходит по инициативе отдельного педагогического работника, основывается на его личных знаниях и инициативе, с использованием имеющихся инструментов исследования вопреки всем канонам и правилам планомерной и целенаправленной научно- исследовательской работы.

Более того, даже большое разнообразие исторических и культурных предпосылок появления на карте многих поселений, географически выгодное положение и наличие полезных ископаемых для расширения и роста благосостояния людей, сегодня имеет место факт утраты национальной и культурной самобытности: исчезают народные промыслы и ремесленные традиции, постепенно становятся историей традиционные обычаи. Это создает предпосылки для неприятия молодым поколением духовных, культурных и нравственных исторических связей со своей родной землей.

Педагогическая теория и школьная практика свидетельствуют о том, что преемственность этнокультурных традиций возникает лишь тогда, когда подрастающее поколение начинает осваивать их еще в школьные годы.

Этнокультурные традиции занимают одно из ключевых мест в процессе обучения и воспитания ребенка, поскольку несут в себе стабильный стереотипный культурный фундамент и ставятся в противовес всему новому и меняющемуся. Вместе с тем данный противовес является больше формальным, поскольку при взаимодействии традиций и инноваций в рамках развития общества, как правило, значительная часть традиций не только утрачивается, но и совершенствуется, приобретая характер инноваций, в то же время большая часть инноваций приобретает форму традиций [4].

Придерживаясь результатов исследования А.А. Батуры, мы выделили следующие социально-адаптационные функции этнокультурной традиции:

  • информационно-коммуникативную функцию,
  • регулятивно-нормативную функцию,
  • аксеологическую функцию
  • функцию социализации личности в воспитательном пространстве родительского дома и в целом – в обществе [5].

Все вышеизложенные предпосылки необходимости исследования этнокультурных традиций в качестве полезного педагогического потенциала разберем более детально:

  1. Этнокультурные традиции как богатый и доступный материал, собравший в себе характерные особенности географической местности,   социально-исторические черты, национальное мышление, особенности  культуры местности существования;
  2. Этнокультурные традиции как отражение характера творческой деятельности учеников сельской местности, через которые ученики психофизически проживают духовную жизнь родного края, знакомятся с истоками происхождения и эволюции своего народа, получают навыки формирования гармоничной взаимосвязи в поликультурном социуме;
  3. Этнокультурные традиции как художественно-образное отражение существующих в рамках рассматриваемого общества ценностей.

В этой связи особое значение приобретает этнокультурная среда в целом,  а так же участие авторитетных институтов общества - школа, творческие объединения школьников, СМИ, общественные объединения и другие НКО.

Содержательная сторона реализации этнокультурных традиций в воспитании в современной общеобразовательной школе видится нам в разработке и внедрении специально образованной программе воспитания на основе этнокультурных традиций в школе. Цель программы воспитания на основе этнокультурных традиций в школе: повысить уровень воспитанности школьников, сформировать высокие нравственные убеждения и социальную позицию воспитанников, уважение к традициям и обычаям своей родной страны.

Содержание программы воспитания на основе этнокультурных традиций является продолжением изучения следующих предметов школьного курса (изобразительного искусства, технология, казахской литературы, истории Казахстана).

Направления программы воспитания на основе этнокультурных традиций: изучение истории, традиций, культуры своего народа; изучение истории развития своего города и государственной символики своего региона; посещение театров и музеев (живопись, декоративно-прикладное искусство); казахские национальные праздники и дни национальных культур; знакомство с фольклором через конкурсы, соревнования с использованием казахских национальных игр.

Организационными формами реализации этнокультурных традиций в воспитании в современной общеобразовательной школе является воспитание, то есть, непосредственная передача, накопление и усвоение знаний, принципов, а также формирование соответствующего отношения к истории Казахстана, как истории своего народа, его многовековой истории, культуре и традициях через индивидуальную, групповую и массовые формы работы.

В заключении можно сделать вывод о том, что процесс воспитания на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если создана особая воспитательная среда, интегрирующая различные направления программы с использованием этнокультурных традиций, выраженные в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям казахского народа и структурировано содержание воспитательного процесса во внеурочной деятельности по формированию национальной идентичности и межкультурной толерантности.

 

Список литературы:
1. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (на материале респ. Башкортостан)/ автореф. Дисс. д-ра пед наук - М. - 1998, 41 с.
2. Досмамбетова, Ш.Б. Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике / Ш. Б. Досмамбетова, Р. М. Уразалиева. –Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 11.1 (58.1). – С. 29-31. – URL: https://moluch.ru/archive/58/8266/ (дата обращения: 01.03.2022)
3. Арыстанкулов З. Педагогическое наследие казахских просветителей XIX века // AustrianJournalofHumanitiesandSocialSciences. 2014. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nasledie-kazahskih-prosvetiteley-xix-veka (дата обращения: 01.03.2022).
4. Менлибаев К.Н. Роль национальных традиций в патриотическом воспитании (по материалам конкретно-социологических исследований молодежи Республики Казахстан): автореферат дисс. ...кандидата философских наук. Алматы, 1995. - 19 с.
5. Батура А.А. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные функции : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.02. - Краснодар, 2000. - 149 с.