БЕВЕРЛИ СИЛЛС – ПРИМАДОННА АМЕРИКАНСКОЙ ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ ХХ ВЕКА
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
БЕВЕРЛИ СИЛЛС – ПРИМАДОННА АМЕРИКАНСКОЙ ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ ХХ ВЕКА
Аннотация. Статья посвящена творчеству оперной дивы Беверли Силлс. В работе приводятся отзывы критиков и современников о выступлениях певицы и свидетельства самой Беверли Силлс.
Ключевые слова: Беверли Силлс, примадонна американской оперы, Эстель Либлинг, оперная партия, вокальная техника, колоратурные пассажи.
Беверли Силлс (урожденная Белла Мириам Сильверман) – примадонна американской оперы ХХ века, покорившая ведущие мировые театры: Ковент-Гарден, Ла Скала, Ла Фениче, Венская опера, Метрополитен-опера. Силлс выступала с такими певцами как Лучано Паворотти, Джоан Сазерленд, Пласидо Доминго, Рената Тебальди. За годы плодотворной работы на сцене Силлс получила множество наград и премий: «Грэмми», «Эмми» и другие.
Беверли Силлс родилась 25 мая 1929 года в Бруклине в семье эмигрантов. Ее мама Ширли Бан (уроженка России, Одессы) была учителем музыки, а отец Моррис Сильверман (уроженец Румынии, Бухареста) – страховым брокером. Девочка росла очень одаренной, у нее ярко проявлялись музыкальные способности, к тому же она была сильна в лингвистике: говорила на русском, румынском, французском и английском языках. На формирование музыкального вкуса оказала влияние ее мама, которая имела коллекцию граммофонных пластинок с записями 22-х сопрановых арий в исполнении Амелиты Галли-Курчи. Эти записи звучали в их доме каждое утро. Таким образом, к семи годам Беверли выучила на слух все 22 вокальных произведения. Пением Беверли стала заниматься довольно рано, в возрасте семи лет. Она брала частные уроки у именитого вокального педагога Эстель Либлинг [2].
К тринадцати годам Беверли вместе со своим педагогом подготовила порядка пятидесяти оперных партий. К тому времени молодая певица уже обладала обширным диапазоном и безупречно владела техникой колоратуры. До 18 лет она выступала только в оперетте, а в год своего совершеннолетия дебютировала в театре Филадельфии в партии Фраскиты из оперы «Кармен» Ж. Бизе. В 1955 году Беверли начала работать в городской опере Нью-Йорка. Долгое время ей не давали исполнять значимые партии.
Настоящий успех пришел к певице во время дебюта в партии Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь» Генделя [9]. По словам критиков, особенно ей удавалась ария Se pietà. Ее голос в партии Клеопатры представлялся как синтез безумной пластичности, музыкальности, ритмической точности и острой выразительности. Благодаря чему она с безупречным мастерством исполняла сложнейшие фиоритуры. Современники описывали ее голос как «богатый и гибкий», «серебристый», «точный и легкий», «обволакивающий». Он был настолько ярким и полетным, что «перекрывал даже самые мощные оркестры и хоры» [6, 7, 8].
После Клеопатры последовали такие яркие сопрановые партии как Виолетта в «Травиате» Верди, Лючия ди Ляммермур, Лукреция Борджиа, Мария Стюарт в одноименных операх Доницетти, Царица ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, Шемаханская царица в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова, Манон Леско в одноименной опере Пуччини, Эльвира в «Пуританах» Беллини, Розина в «Севильском цирюльнике» и Памира в «Осаде Коринфа» Россини.
Один из музыкальных обозревателей The New York Times Томмазини писал: «В лучшие годы ее техника была образцовой. Она могла исполнять колоратурные рулады и украшения, увенчанные сияющими высокими ре-бемолями и ми-бемолями [третьей октавы], с кажущейся непринужденной ловкостью. Она пела со скрупулезной музыкальностью, ритмической проницательностью и ярким чувством текста» [10]. Однако, если учесть, что в репертуаре певицы была партия Царицы ночи, то в последующие годы диапазон мог расшириться до ноты фа третьей октавы.
У Беверли Силлс был свой метод изучения партий. Сначала она тщательно изучала либретто, вникая в истинный смысл каждого слова. Для Беверли было важно проникнуть в образ, получить полное представление об исполняемой роли. Только после этого она могла приступать к вокализации украшений [1]. Несмотря на универсальность голоса примадонны в исполнении как драматических, так и лирических партий, отрицательным образом на ее голос повлияла партия Елизаветы в «Роберте Дьяволе» Мейербера. Как утверждала сама певица, эта партия лишила ее 10-ти лет жизни на сцене, настолько сложной она была в вокальном и эмоционально-психологическом плане [5].
Не дожидаясь старения голоса, Беверли Силлс завершила карьеру на пике популярности, ушла со сцены в 51 год. Последний выход примадонны состоялся в оперетте «Летучая мышь» Штрауса на сцене оперного театра в Сан-Диего. После того как вокальная карьера певицы завершилась, она возглавила всемирно известный оперный театр Нью-Йорка. Беверли Силлс скончалась в 2007 году от рака легких в возрасте 78 лет [3].
Великолепная вокальная школа, привитая Силлс педагогом Эстель Либлинг и трудолюбие самой певицы помогли ей стать звездой оперной сцены, одной из выдающихся артисток XX века. За годы певческой деятельности Беверли Силлс с неизменным успехом покоряла ведущие театры США и Европы. В ее репертуаре были сложнейшие драматические, лирические и колоратурные партии сопрано, а также партии из оперетт.
По словам художественного руководителя Shreveport Opera Эрика Диллнера: «Вся ее миссия заключалась в том, чтобы люди из всех слоев общества полюбили оперу» [4].