Статья:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Синицына О.В. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(57).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Синицына Оксана Витальевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт города Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Шульженко Вячеслав Иванович
научный руководитель, профессор, д-р филол. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт города Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В настоящей статье рассматривается анализ возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учащихся средних классов на уроках русского языка.

Проблема повышения интереса учащихся к уроку русского языка - одна из самых актуальных проблем современной методики. Овладение данным предметом имеет свои особенности. Язык всегда находится в распоряжении учащихся, ведь языком мы пользуемся постоянно. Связь теории с практикой является характерной чертой нашего предмета изучения. Необходимо привлечь внимание ребят, прежде всего к миру слов, которые они повседневно употребляют.

В работе изучена методика использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка.

 

Ключевые слова: русский язык, игра, познавательный интерес, подростковый возраст, урок, ребенок

 

Понимание игры как деятельности, в которой школьники отражают окружающую их жизнь, делают игру средством обучения именно потому, что учитель в ходе ее имеет возможность направить внимание учеников на те явления, содержание которых ценно в познавательном отношении.

По словам Л.С. Выготского, имеется тесная связь между развитием детей и игровой деятельностью. Ученый отмечает, что «на протяжении всех этапов развития ребенка его игровые переживания оказываются связанными и с проблемами личности - с моментами ее проявления и развития; игра создает «зону ближайшего развития», и в ней ребенок становится как бы на голову выше самого себя» [1, с. 45].

Можно констатировать, что игра представляет собой самую свободную форму проявления деятельности детей, потребностью психики, интеллекта, биологического фонда растущего ребёнка. Она формирует волю, самостоятельность, направляет энергию подростка на созидание, что очень важно для нормального развития личности в современном обществе.

Использование на уроках русского языка различных типов и видов игр в разнообразных комбинациях помогает учителю бороться с шаблоном в работе, разнообразить урок. «Педагогическая целенаправленность игр осуществляется с помощью их системы, составленной в соответствии с ролью и местом игры в процессе обучения» [3, с. 189].

Можно выделить следующие группы игр, в зависимости от характера педагогического процесса:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Также можно выделить группы игр по характеру самой игровой методики:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- игры-драматизации.

Заметим, что содержание игровых технологий в значительной степени определяется  игровой средой. Исходя из особенностей игровой среды,  можно выделить игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

«Классификация игр согласно их роли в процессе обучения русскому языку в средней школе возможна лишь при условии выделения основной цели каждой игры» [2, с. 71].  Поскольку основная цель в зависимости от потребностей учебного процесса меняется, то и сама система игр должна быть подвижной, динамичной. К этому же выводу приводит нас и тот факт, что один и тот же тип игры может быть использован при обучении различным аспектам языковых знаний и при развитии разных видов умений и навыков.

Начинать применение игр на уроках русского языка целесообразнее тогда, когда требуется введение новых форм работы с целью активизации речевой деятельности и поддержания интереса учащихся к изучению русского языка. В связи с этим специфика обучающих игр на уроках русского языка заключается в следующем: они поэтапно формируют и развивают умения и навыки связной речи в аудировании, чтении, говорении и письменной речи. «Кроме того, в основе игровых действий лежит комплекс внутренних операций по выбору языковых средств, а также по принятию решений не только речевого, но и поведенческого характера, что облегчает учащимся сложный процесс анализа окружающего мира и закрепления отдельных явлений этого мира в речи» [4, с. 28].

В основе классификации игр, используемых в обучении русскому языку, лежит системная организация языка.

Выделяют следующие типы обозначенных игр:

1) фонетические игры;

2) словообразовательные игры;

3) лексико-фразеологические игры;

4) грамматические игры;           

5) орфографические игры.

Используемые нами игры и игровые задания на основе данной классификации были адаптированы к условиям обучения русскому языку в средней школе. Как правило, игры мы используем при изучении основных разделов школьного курса русского языка: графики, фонетики, словообразования, лексикологии, орфографии, морфологии, синтаксиса.

В процессе использования на уроке данных игр, как правило, наблюдается определенный результат: учащиеся не только усваивают знания, но и понимают, учатся их применять, анализировать, синтезировать, оценивать. Таким образом, подобная работа обеспечивает высокий уровень активности учащихся, это является результатом того, что главным источником мотивации обучению становится интерес самих учащихся.

Стоит отметить, что при использовании игровых технологий на уроках русского языка учитель может столкнуться с определенными проблемами:

- возможной трудностью контроля процесса взаимообучения;

- вероятностью переучивания учащихся при неудачном взаимообучении;

- непредсказуемостью результатов работы учеников;

- трудностью выработки у учащихся понимание того, что целью урока является не просто игра, а игра дидактическая, направлена в первую очередь на усвоение определенных знаний,

- необходимостью организации деятельности всех учащихся, которые должны понять и соблюдать правила, что требует та или иная технология или игра,

- выработки у учеников умения выслушивать мнение другого, а также аргументированности собственных высказываний по какому-либо спорному вопросу.

«Организовывать свою познавательную деятельность во время выполнения игровых заданий, интерактивных упражнений школьников нужно учить постепенно, поэтому необходимо практиковать, начиная с 5-6 класса, использование указанных технологий и форм работы, планируя усложнения их в старших классах» [5, с. 15].

Итак, основываясь на результатах собственного практического опыта, можно отметить тот факт, что применение различных игровых технологий на уроках русского языка повышает уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, развивает мышление, воображение, творческие способности, формирует у учащихся навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствует развитию культуры общения, воспитывает активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

 

Список литературы: 
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. С. 62-76. 
2. Даулетова С.С. Дидактические основы развития обученности учащихся в условиях применения педагогических технологий // Образование. - 2010. - № 2. - С.71-73.
3. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: АсТ, 2006. - 590 с.
4. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. // Начальная школа. - 2009. - № 4.
5. Тестов В.А. Стратегия обучения в современных условиях // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 14-16.