Статья:

ПОНЯТИЕ НАУКИ И ЕЁ ТИПЫ

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Гареева Р.Р. ПОНЯТИЕ НАУКИ И ЕЁ ТИПЫ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(57).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ НАУКИ И ЕЁ ТИПЫ

Гареева Ралина Радиковна
студент, кафедра философии и культурологии, Самарский государственный медицинский университет, РФ, г. Самара
Барабошина Наталья Владимировна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Самарский Государственный медицинский университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье рассмотрено понятие науки, ее формы и элементы. Проведена сравнительная характеристика точек зрения философов. Определены основные стороны бытия науки.

Abstract. The article considers the concept of science, its forms and elements. The comparative characteristic of the points of view of philosophers is carried out. The main aspects of the existence of science are determined.

 

Ключевые слова: наука, знание, социальный институт, формы знания, деятельность

Keywords: science, knowledge, social institution, forms of knowledge, activity

 

В каждом толковании понятия «наука» вычленяется набор специфических познавательных процедур в качестве определяющего признака: объектно-предметный характер знаний, получаемых в результате научного исследования, уровень системной организации и обоснованности научных знаний и др. Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят своё выражение в трёх основных аспектах ее существования и функционирования: наука как знание, наука как особая сфера деятельности, наука как социальный институт.

Наука как знание.

Знание – это итоговый продукт работы сознания; подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины. Знание характеризует относительно верное отражение реальности в мышлении человека. Оно демонстрирует обладание опытом и пониманием, позволяет осваивать окружающий мир. Знание претендует на адекватное отражение реальной действительности. Оно воспроизводит закономерные связи и отношения реального мира, стремится к отбраковке заблуждений и ложной, непроверенной практикой информации [1, c 23]. Аристотель писал о том, что все люди от природы стремятся к знанию. К тому же, эта потребность из всех живых существ свойственна только человеку.

Существуют различные его формы: научное, донаучное, ненаучное, паранаучное, квазинаучное. Ненаучные формы знания представляют собой плод деятельности таких видов познания, как например, обыденное знание, искусство, философия, религия, интуитивное познание и множество других. Соответственно, научные формы знания являются результатом научного познания [2, c 6].

Наука как знание включает в себя следующие элементы: строгая доказательность, системность, взаимосвязь всех составных элементов (понятий, гипотез, теорий и т.д.), принципиальная опытная проверяемость, воспроизводимость, теоретическая или эмпирическая обоснованность, предметность, однозначность, общезначимость.

Наука как деятельность.

Существенным аспектом анализа бытия науки является ее рассмотрение как специфического вида деятельности.

Наука может рассматриваться как человеческая деятельность, направленная на процесс достижения достоверного и систематического знания, природу этого процесса, механизмы и методы достижения.

Любой вид деятельности состоит из следующих элементов: цели, предмета и средства деятельности. В данном случае цель научной деятельности – получение нового, ранее неизвестного научного знания. Предмет деятельности – имеющиеся на данный момент эмпирические и теоретические данные, а средства деятельности – все возможные исследовательские методы и приемы, которые помогают получить новое знание.

Одной из главных фигур философии в эпоху ренессанса был Фрэнсис Бэкон (1561–1626 гг.). Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила». В своем труде “Органон” Бэкон провозгласил, что новая наука должна исходить из опыта, а не умозрений, но этот “светоносный” опыт далее должен быть соответствующим образом обработан с целью получения общих идей, из которых можно вывести много следствий, включая новые “плодоносные” опыты. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм (Эмпиризм —философское направление, видящее в опыте единственный источник познания) [4, c 12].

Однако существовала и противоположная точка зрения, высказанная известным французским философом Рене Декартом, в отличие от Бэкона он стремился разработать метод научного познания действительности. Метод Декарта – рационалистический (Рационализм – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум). Декарт не определяет роль опыта, но говорит, что открытия в конечном итоге совершаются с помощью разума. Разум направляет опыты, ориентирует, делает методологию рациональной. Рационализм Декарта основан на применении особого математического метода познания. Математика как наука говорит о мере всех вещей [5, c 23].

Наука как социальный институт.

Социальные институты – это устойчивые формы структуры единых отношений и деятельности людей, сложившиеся в ходе истории и обеспечивающие выполнение общественно важных функций. Наука как социальный институт включает в себя [6]:

  • множество научных коллективов (стратификация);
  • специализированное общение (статусно-ролевой набор);
  • общественное материальное обеспечение;
  • ученая этика;
  • знаково-символическая система.

Существуют различные представления о науке как о социальном институте, одним из которых является концепция Мертона, которая основана на такой позиции, что социальный институт – это особенная система ценностей, отношений и норм поведения.

Наука как социальный институт имеет представление об общности цели, устойчивые тради­ции, авторитет, самоорганизацию. И не имеет механизмов власти, прямого принуждения, фиксированного членства.

С точки зрения Мертона, цель науки как социального института – непрерывное увеличение количества проверенного научного знания. Мертон сформулировал также четыре императива, которые регулируют деятельность научного сообщества: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие [6, c 56].

Для того, чтобы научное сообщество, как сообщество ученых-профессио­налов, могло продуктивно действовать, в нем должна быть развита эффективная инфор­мационная и коммуникативная инфраструктура, благодаря которой обеспечивается согласование работы над умноже­нием одного и того же комплекса научного знания.

Таким образом, основные стороны бытия науки – это

Во-первых, особая область человеческой деятельности (сложный, противоречивый процесс получения нового знания);

Во-вторых - результат этого процесса, т, е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование);

В-третьих - социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.

 

Список литературы:
1. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии // Фрэнсис Бэкон: Сочинения в двух томах / Сост., общая ред. и вступит. статья - А. Л. Субботин (пер. Н. А. Фёдорова, Я. М. Боровского). — М.: АН СССР, Ин-т философии, изд-во соц.-эк. литры "Мысль", 1971.
2. Фишер К. Декарт, его жизнь, сочинения и учение / пер. с нем. под ред. Н. Н. Полилова. — СПб.: Д. Е. Жуковского, 1906.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 2004.