Статья:

СПЕЦИФИКА ПЛАКАТА КАК ВИДА ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Рудик К.Е. СПЕЦИФИКА ПЛАКАТА КАК ВИДА ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(64).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ПЛАКАТА КАК ВИДА ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Рудик Ксения Евгеньевна
студент, Институт искусств, Адыгейский государственный университет, РФ, г. Майкоп
Позднякова Татьяна Сергеевна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна, Адыгейский государственный университет, РФ, г. Майкоп

 

Плакат как особый вид графического искусства существует повсеместно в социокультурном пространстве общества: на улицах города, телевидении, в социальных сетях, призывает к рассмотрению многих насущных вопросов, рекламирует товары, фильмы и спектакли. Структура плаката для реализации своей прямой функции, должна строится по законам теории композиции с учетом особенностей зрительного восприятия человека.

Слово «плакат» немецкого происхождения (нем. plakat - клеить, наклеивать) и представляет собой непечатное одностороннее издание большого формата, «обычно это иллюстрация, сопровождаемая заголовком» [1].

В начале XX века плакаты были «оружием», ведь агитационные плакаты вместе с пулями и снарядами отправлялись на передовую войн, революции. Обычно на одном плакате размещалось несколько фигур, характерные движения которых подчеркивали действие. Хороший плакат имеет четкий силуэт центральной фигуры и яркие цвета, что усиливает выразительность изображения. Тщательное наблюдение за лицами людей и изображение их личностей, позволяет художнику-графику создать точный психологический портрет, а короткий лозунг-призыв усиливал впечатление. В ходе исторического развития, после войны, борьба за мир и дружба между народами стали основными темами плакатов.

На современные плакаты влияют многие факторы, в том числе технический прогресс, формирование систем визуальной композиции, влияние государственной власти, развитие профессиональных школ и эволюция культурной жизни. Современные рекламные плакаты изменились по сравнению с классическим периодом, но их актуальность остается прежней.

««Функции плакатов включают: формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным вопросам общественной жизни, побуждение к действиям по решению социальных проблем, формирование позитивного отношения к государственным институтам, демонстрация корпоративной социальной ответственности, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов социальных отношений или изменение поведенческой модели общества» [2].

При создании плаката необходимо учитывать такие факторы, как контрастность, читаемость, размер, размещение, макет, открытое пространство, большие изображения, высокое качество изображения, призыв к действию, необычная или соответствующая цели типографика, ручной шрифт, использование необычных элементов и новизна.

Размещение готового плаката играет важную роль в его понимании и восприятии. Размещение плакатов зависит от типа плаката. Например, в случае с рекламными плакатами приоритетным является размещение плаката там, где его увидит как можно больше людей, например, на рекламных щитах, стенах зданий, автобусных остановках. Плакат является «мощным инструментом для продвижения мнения по социальной теме, актуализируя поднятые вопросы и приближая их решение. Знание теоретической базы, на основе которой дизайнеры создают плакаты, поможет им создавать качественный контент для зрителя, учитывая современные тенденции в дизайне» [3]. В качестве темы для проектирования плаката было выбрано современное отношение к экологическим проблемам: загрязненный воздух, вода и лесные пожары. Эти темы были выбраны для того, чтобы просветить людей, заставить их задуматься о своих действиях и начать что-то делать для решения этих проблем. Чтобы приступить к созданию плакатов, необходимо было начать с рисования эскизов и поиска идей. При рисовании эскизов важно было иметь общую картину, четкое послание, не слишком много деталей, достаточно места и, самое главное, место для текста и заголовков. Композиция первого эскиза: в центре располагается горящая спичка, а за огнем — силуэт леса огненного цвета. Огонь круглый, а спичка довольно тонкая и вытянутая, поэтому на плакате достаточно места для других элементов, без избыточного или недостаточного форматирования.

Тема загрязнения окружающей среды должна была быть размещена на одном формате и разделена на две визуально разные части. Первая часть (вверху) представляет собой изображение дымящегося завода с одной стороны и сгоревшего леса с другой, а вторая часть (внизу) — изображение моря, заваленного мусором, бочками, пакетами, бутылками и мертвой рыбой. Разделение между двумя частями выглядит как волна, что еще больше подчеркивает разницу между воздухом и водой, а текст над и под разделением придает динамику частям.

Сначала работа над набросками начиналась в цифровом формате (планшет), проведен подбор идеи и цвета, а затем на двух ламинированных листах формата А3. После того, как идеи были найдены, набросаны и проверены руководителем, плакат был готов к тому, чтобы начать работу над ним. При организации пространства плаката необходимо работать над цельностью (элементы систематизированы и упорядочены по какому-либо принципу), равновесием (баланс элементов), соподчинением (должна быть выражен центр, привлекающий внимание глаз, иерархия элементов).

Следует отметить, что развитие полиграфии привело к появлению различных средств выражения, таких как цвет, разнообразная типографика, размер и качество печати, которые повысили эффективность графической коммуникации в плакатах. Плакаты остаются важнейшим средством графической коммуникации, поэтому композиционная точность и однозначность трактовки прочтения являются необходимыми критериями.

 

Список литературы:
1. Фасмер М. Л. Этимологический словарь русского языка.— Москва: Прогресс, Издательство 2-е, стер, 1971. —  827 с.
2. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: теория и практика: учеб. пособие. — Москва: Идательство Аспект Пресс, 2008. 191 с.
3. Сымонович Ю.В. Плакат как средство социальной рекламы: его значение и принципы выразительности // Труды БГТУ. Серия 4: Принт и медиатехнологии. 2018. №1 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plakat-kak-sredstvo-sotsialnoy-reklamy-ego-znachenie-i-printsipy-vyrazitelnosti