Статья:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В КОМПОЗИЦИИ ПОРТРЕТА

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Чистофор А.Д. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В КОМПОЗИЦИИ ПОРТРЕТА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(64).pdf (дата обращения: 24.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В КОМПОЗИЦИИ ПОРТРЕТА

Чистофор Ангелина Дмитриевна
студент, Адыгейский государственный университет, РФ, г. Майкоп
Позднякова Татьяна Сергеевна
научный руководитель, канд. социол. наук, Адыгейский государственный университет, РФ, г. Майкоп

 

Портрет — это изображение человека, целью которого является повторение пластики лица, точная передача внешности модели, также одежды, внешности и ее(его) манер. Необходимо отметить, что в портрете стойкость реалистических традиций прослеживается более четко, связь с предыдущими поколениями и их достижениями. Конечно, «в разные эпохи менялись подход к натуре, характер и тип портрета, живописные и пластические приемы, тем самым выходя за рамки определенного стилистического направления, но портрет от этого не становился примитивным, а только становился более грамотно и качественно исполненным» [1].

Актуальность этой темы заключается в том, что именно портрет может показать индивидуальность человека, его связь с традициями. Важно и необходимо изучение этапов работы, специфики художественного образа для формирования нового уровня восприятия портрета и качества выполнения живописных работ.

Художественный образ художника рождается благодаря специальным приёмам, средствам, инструментам, техникам и приемам художника, которые разработаны, изменены или улучшены многими поколениями живописцев. Особенностями формирования художественного образа являются:

  1. Возникновение идеи. Это мысль, возникшая в голове художника, затем перенесенная на эскиз, набросок, зарисовку.
  2. Создание произведения. Художник переносит свою мысль на холст или на бумагу, с помощью материалов, отображая объективную (конкретные портретные характеристики человека) и субъективную (тот образ или настроение, которым дополняет художник портрет) реальность.
  3. Восприятие портрета зрителем. Существующий портрет приобретает новые образные характеристики благодаря осмыслению другим человеком.

В портрете «Делегатка» (1927 г.). Ряжского Г.В. изображена уверенная в себе молодая девушка с красным шарфом на голове, которая с вызовом смотрит на зрителя, возможно отстаивая свои интересы в любой момент, черты её лица красивые и правильные, но ее суровый взгляд придает им ясность, что подчеркивается и ракурсом молодой особы.

Портрет Водкина К. П. «Петроградская мадонна» (1922 г.) выполнен масляными красками на холсте. Художник в своей работе старался применить приемы, используемые в иконописи. Его работы отражают идею о святости лица, и окрашены в холодные сине-серые цвета. Пeрeд зрителем появляется человек, погруженный в свой мир. Женщина появляется как мать всех детей в стране в революционный период начала 20 века. Картины, выполненные художниками в одно десятилетие так по-разному преподносят женский образ. Закон типизации и жизненности в изобразительном искусстве выражается именно через изображение объективного и собирательного субъективного в художественном образе.

Композиция портрета начинается с организации постановки модели: поза, освещение, цветовое решение, среда. Иногда работа над портретом ведется от эскиза или наброска, сделанного с натуры, композиционная работа продолжается уже в мастерской по памяти и представлению.

Ход выполнения художественной работы на формате также называется композицией. В первом этапе в соответствии с постановкой выполняется рисунок, на котором будет изображена будущая модель. Вторым этапом является перенесение наброска на бумагу, уточнение контура рисунка, натуры с изображением. После уточнения рисунка, происходит процесс перехода к третьему этапу: нанесение подмалевка. После высыхания красочного слоя, наносится более темные цвета в участках, где присутствуют тени, для распределения их на волосах и складках одежды. Позже, когда работа подсохла, необходимо приступить к детальной работе над портретом, а следующим шагом покрывается фон. Важно сильно не детализировать фон, чтобы не переключить внимание зрителя на него. Далее необходимо прорисовывать светлые участки такие как свет падающий на лицо, блики в глазах и руки. На этом этапе работа полностью готова и ее лучше оставить на пару дней для полного просыхания.

Таким образом, можно сделать вывод, что ведение работы над портретом, довольно кропотливый процесс, требующий определённых подготовительных этапов и умений художника.

В заключение отметим, что живописец, изображая портрет человека, не только стремится точно воспроизвести данный образ, но и выражает свое отношение к натуре, одухотворяет ее, создает художественный образ с правильно подобранной эмоцией и идеологическим содержанием. Поэтому поэтическое восприятие и интерпретация природы особенно важны в портретной живописи. Портрет несет в себе чувственное выражение мысли — в этом его сила и действенность.

 

Список литературы: 
1. Чапаева, М.В. Феномен лица в русской культуре конца XIX - начала XX веков: автореф. дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2012. 23 с.