Статья:

Натуралистическое движение в литературе и натуралистическая концепция Эмиля Золя

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Копырулина О.И. Натуралистическое движение в литературе и натуралистическая концепция Эмиля Золя // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Натуралистическое движение в литературе и натуралистическая концепция Эмиля Золя

Копырулина Оксана Игоревна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Натурализм является одним из главных направлений литературы конца XIX – начала XX века. Возникновение натурализма напрямую связано с неудачами европейских революций 1848 г., подорвавшими веру в романтизм и его утопические идеи.

На одни и те же вопросы представители двух этих направлений противоположные ответы. Романтики считали ценной саму сущность человека, ее неповторимую загадочность, отсюда происходит недосказанность и исключительность их поэтики.  Натуралисты же представляли себе жизнь как четкую систему со свойственными ей закономерностями, они основывались на естественнонаучных теориях, возникших в XIX веке, преклонялись перед фактом. [1, с. 12]

Французский искусствовед Ипполит Тэн (1828-1893) стал основоположником эстетики натурализма. Во введении к своей «Истории английской литературы» (1863-1864) он привел свою теорию «расы, среды и момента»,  ставшую основой натуралистического движения. Согласно его идеям,  жизнь человека определяется в первую очередь наследственностью («раса»), а потом уже обстоятельствами окружающего мира и эпохи («среда» и «момент»). Тэн заложил главный принцип натурализма: «уподобление искусства естественным наукам» [2, с. 85].

Философской основой натуралистического направления был позитивизм. Философы-позитивисты называли истинным только то знание, которое было получено опытным путем. В литературе предпосылки появления натурализма впервые появились в творчестве Флобера, с его теорией «объективного», «безличного» искусства.

Задачей натуралистов было отойти от фантазийного мира романтиков и обратиться к реальности. Натуралисты обращаются к низшим слоям общества, им свойственен демократизм. При этом область изображаемого натуралистами расширяется, запретных тем для них нет. Подлинно эстетичным является достоверное изображение действительности, даже если эта действительность безобразна.

Писатель-натуралист становится объективным наблюдателем и экспериментатором, он описывает лишь то, что ему удалось изучить. Поэтому писатели воспроизводят события с фотографической точностью и отказываются от изображения героической личности. Для натуралистов нет красивого или некрасивого, писатель эстетически нейтрален по отношению к изображаемому. Автор анализирует общество на основе предопределенности, тем самым отрицая свободу воли. Натуралист не предсказывает будущее, так как он не может заниматься ненаучными домыслами. [2, с. 85]

Натуралисты считают, что человек и его поступки обусловлены его физиологией, наследственностью и социальной средой, окружением, материальными и бытовыми условиями. Тот факт, что это течение возникло под влиянием интенсивного развития естественных наук, позволяет говорить о переносе натуралистами научных методов в творческую область. При  написании своих произведений представители этого движения основывались на тщательном изучении быта, условий жизни и труда своих героев.

Важнейшим отличием натурализма от реализма является то, что натуралистические герои не ответственны за свою жизнь, они лишены возможности выбора. Большинство персонажей натуралистических произведений представляют собой продукты окружающей их социальной среды и плохой наследственности, движимые животными инстинктами, однако существующие социально-экономические реалии мешают их удовлетворению.

Кроме того, натурализм установил особый тип психологизма. Его разновидностями являются импрессионистический «подтекст» и «внутренний монолог», который позже становится «потоком сознания». «Поток сознания» представляет собой «эффект текучести восприятия, которое, смешивая в сознании прошлое и настоящее, высокое и низкое, делает их предметом экспозиции, панорамы». [3, с. 333]

Главными открытиями натурализма стали: опора на жизненный опыт писателя; научный сбор материала, изучение соответствующей литературы, языка той или иной социальной общности; «безличность» произведения, при которой писатель ответственен, прежде всего, за естественность стиля.

Центральным писателем французского натурализма стал Эмиль Золя (1840-1902). Вокруг Золя объединились Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Жорис-Карл Гюисманс и Поль Алексис и другие писатели. Их прозвали «меданской группой» после выхода сборника рассказов о франко-прусской войне «Меданские вечера» (1880).

Натуралистическое движение во Франции невозможно представить без Золя. Помимо того, что Золя был знаком со своими старшими современниками — Г.Флобером, братьями Гонкур, И.Тэном, И.Тургеневым, значительно повлиявшими на его творчество в ходе многочисленных бесед на литературные темы, он внимал современным тенденциям, царившим в обществе, «обладал талантом к разработке того, что носилось в воздухе» [4, с. 65].

Золя как писатель испробовал себя практически во всех литературных жанрах, он проявил себя и в драме, и в политической журналистике, и в художественной и литературной критике, кроме того, он был и мыслителем.

Именно Эмиль Золя предложил сам термин натурализм (от лат. «natura»  -  природа). Золя определил сущность новой эстетики, установил, что произведение искусства является частью природы, преломлённой через темперамент художника.

Первое программное произведение Золя, роман «Тереза Ракен», посвящен тому, как слепая страсть вынуждает двух любовников, Терезу и Лорана, убить Камилла (мужа Терезы), а когда убийцы женятся, инстинкты приводят их к взаимной ненависти, к взаимному желанию убить друг друга, самоубийству. Роман выделяется именно тем, что показывает многозначность инстинктов и области бессознательного.

В предисловии ко второму изданию этого романа Золя первым в литературе описал признаки натурализма:

драма современной жизни;

«физиологическое» изучение темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств;

искренность, ясность, естественность языка. [3, с. 331]

В дальнейшем писатель неоднократно дополнял эти положения. Он настаивал на обновлении натурализма романтизма 1830-х годов,  по его мнению, романтизм был естественной предпосылкой появления натуралистического направления в литературе.

«Экспериментальный роман» Золя  содержит его теоретические взгляды на натурализм, а также концепцию натуралистического романа. Натуралистический, или же экспериментальный, роман представляет собой роман без иррациональных и сверхъестественных объяснений, он  основывается на восприятии внешнего мира органами чувств. Согласно Золя, в таком романе писатель экспериментирует со своими персонажами, погружая их в определенную среду и предопределяя их наследственность, и наблюдает за ними в заданных условиях. Золя считал, что нашел верный способ установления связи между наукой и искусством, что нашел для этого новые перспективы. Физиологические законы он уравнивал с законами социальной жизни человека, при этом, не отрицая их важности. Особое значение Золя уделял теории наследственности.

Следование научному подходу предполагало также отсутствие запрещенных тем, описание в романе всех сфер жизни, даже если это было непринятым. Выход романа Золя «Западня» (1877) сопровождался скандалом, связанным с тем, что герои романа, выросшие на улицах, общались на простонародном языке. Роман «Жерминаль», описывающий жалкое существование шахтеров, их деградацию в физическом и нравственном плане, вызвал еще большее возмущение  общественности. [5]

Золя, как и другие натуралисты, представляя человека как непосредственную часть природы, большое внимание уделяли различным физиологическим сторонам жизни человека. Натуралистические произведения зачастую содержат описание наследственных болезней, детальное изображение сцен родов, смерти, агоний, процессов гниения и разложения. В мировой литературе такие подробные описания, изобилующие физиологическими деталями, стали называться натуралистическими. С одной стороны, натуралистов упрекают в этой излишней детализации, в отсутствии эстетичности. С другой стороны, внимание к физиологическим аспектам жизни человека  делает романы писателей-натуралистов более живыми, насыщает их новыми ощущениями, красками, звуками и запахами.

 

Список литературы:
1. Кабанова И. В. Зарубежная литература XX  века: практические занятия: 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 472 с.
2. Луков В.А. Большая серия знаний. Мировая литература. – М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», 2005. – 128 с.: ил.
3. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. –  М.: НПК «Интелвак», 2001. – 799 с.
4. Толмачёв В.М., Косиков Г.К., Зиновьева Ю.А.Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 496 с.
5. Половинкина О. От реализма к натурализму. – [Электронный ресурс]– Режим доступа:  –URL:http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500614 (дата обращения: 19.11.2017).