Статья:

Библиотека как третье место

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Сухорукова О.П. Библиотека как третье место // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Библиотека как третье место

Сухорукова Оксана Павловна
студент, Крымский Университет Культуры, Искусств и Туризма, РФ, Крым, г.Симферополь
Шелягова Анна Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, Крымский Университет Культуры, Искусств и Туризма, РФ, Крым, г.Симферополь

 

Традиционные роли библиотеки сегодня преобразовываются, все более востребованными оказываются социально адаптивные функции библиотеки. В цифровом веке способность библиотеки быть культурным центром приобретает особое значение. Чтобы библиотека продолжила существование как самостоятельная платформа, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными запросами.

Сегодня современные библиотеки всерьёз занимаются привлечением новых категорий пользователей, в первую очередь, подростков и молодёжи. Они находят увлекательные формы работы (городские и сельские праздники чтения, флешмобы, экскурсии и т. д.), создают сайты и блоги, группы в социальных сетях, обеспечивая рекламу библиотечных возможностей и ресурсов.

Библиотеки в настоящее время в погоне за посетителем вынуждены менять формат и насыщать свои пространства новыми смыслами и идеями. Книги по-прежнему остаются одним из главных элементов, но библиотеки из тихих мест превращаются в многофункциональные центры, где книжные стеллажи освобождают место под игровые комнаты и открытые зоны для совместной работы, отдыха и собраний.

В данной статье рассматривается многофункциональное пространство, как социально значимые, практически ориентированные реалии для библиотеки.

Актуальность темы организации библиотечного пространства возникает с необходимостью умения формировать открытое и комфортное пространство.

На современном этапе под воздействием ряда факторов происходит формирование новой социокультурной и пространственной модели библиотеки и расширение ее функциональности в соответствии с требованиями цифровой эпохи. К основным факторам, непосредственно воздействующим на библиотечное пространство, сегодня можно отнести: с одной стороны, революционное развитие информационных технологий и с другой –совершенствование библиотечного обслуживания.

Библиотека превращается  в многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением,  реализацией и удовлетворением  своих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальным  досугом и информацией.

Современная библиотека, предлагая традиционные ресурсы и услуги, все же призвана идти в ногу со временем, быть многоликой и разной: с современными интерактивными технологиями, новыми информационными услугами, с «шумными» и «тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами для отдыха.

Наиболее точно модель библиотеки с многофункциональным пространством нашла воплощение в сложившейся в последнее время концепции «Библиотека третье место», которая уже достаточно известна в библиотечной среде и не только. В 1989 году вышла книга американского социолога Рэя Ольденбурга «Хорошее третье место», в которой он дал следующую классификацию мест, где человек бывает чаще всего. «Первым местом» оказался дом и всё, что связано с семьёй и бытом. «Вторым» является рабочее пространство и офис. Помимо этих двух, как оказалось, есть ещё одно «третье», самое интересное место. Это комфортное пространство для спокойного общения, учебы, встреч с друзьями и коллегами.

Наличие таких мест чрезвычайно важно для местного сообщества и каждого человека, причем во все времена. Именно создание многофункциональных пространств позволяет преобразовать библиотеки в центр сотрудничества, эпицентр общественных событий и рабочую площадку для людей, которые стремятся изменить мир.

Такая роль свободного пространства все больше популярна у людей, работающих в удалённом режиме, не привязаны к закреплённому рабочему месту и конкретному работодателю. Для них библиотека – «третье место» – удобный вариант организации пространства. При этом оно должно быть по-своему нейтральным, способным к переформатированию, и готово создавать условия не только для работы, но и для досуга.

Для библиотек Крыма коворкинг – это новое направление работы. Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я.  Франко одна из первых крымских библиотек, в которой организован коворкинг-зал в отделе цифровых ресурсов. Усилиями специалистов отдела был начат процесс реализации проекта  по организации интеллектуально-досугового пространства библиотеки, основная цель которого – увести подростков и молодежь с улиц в современный культурно-образовательный центр и загрузить их полезными делами, обеспечив им интеллектуальную площадку для учебных занятий, творчества, досуга и общения. Также коворкерами могут стать преподаватели, молодые специалисты, научные сотрудники, творческая интеллигенция, фрилансеры, предприниматели, журналисты,  активная и  креативная молодежь.

Согласно проекту в коворкинг-центре произведено условное зонирование, позволяющее посетителям совместно работать, вести переговоры, проводить семинары, воркшопы, чередуя работу с отдыхом. Такое зонирование позволяет коворкерам с удовольствием посещать библиотеку и коворкинг-центр, где комфортно, уютно и современно не только благодаря инновационным методам работы, но и современному внешнему виду, внутреннему функциональному дизайну.

Немаловажную роль в многофункциональном пространстве играет внутренняя организация и дизайн помещения, которая создает атмосферу уюта, свободы и возможности выбора. Главное – это выделение отдельных зон: зоны для индивидуальной и коллективной работы, зоны отдыха, зоны проведения массовых мероприятий, служебные зоны и др.

С помощью новых образов библиотечного интерьера происходит перелом стереотипных представлений о традиционной библиотеке, как в сознании пользователей, так и в сознании самих сотрудников библиотек. На смену однотипной безликой советской библиотеке приходит библиотека, олицетворяющая совершенно новую эпоху и мышление.

Можно смело сказать, коворкинг-центр становится популярным среди активной культурной молодежи, что на его базе вырастет новая платформа молодых предпринимателей, талантливых, творческих личностей и профессионалов. Ведь обмен знаниями, энергией и идеями просто необходим для всех желающих достичь успехов в своих начинаниях.
Статус библиотеки, как «третьего места», в социуме повышается за счёт того, что она начинает определять атмосферу города, становится своего рода штабом местного сообщества, сочетает разные культуры, помогает объединить определенные группы людей, компенсирует одиночество. При этом библиотека приобретает новый облик и роль: она воспринимается как своего рода, «центр жизни» или «место открытий», где человек может испытать себя в разных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что концепция изменения представлений о функциональности библиотеки на сегодняшний день привели к потере регламентированной структуры библиотечного пространства. Предметно-пространственная среда библиотеки неоднородна, а с точки зрения сервисов должно быть насыщенным и построена по принципу функциональных зон и «матрицы возможностей». Чтобы быть востребованными, библиотекам необходимо приспосабливаться к меняющимся условиям и предлагать своим читателям те формы обслуживания и коммуникации, которые те ждут от нее в данный момент. Библиотека является социальным институтом, которая несет людям знания и культуру, и так происходит в любом обществе. Поэтому библиотека, какие бы формы в процессе своего развития она ни принимала, сохранить свою сущность, останется библиотекой, и суть ее как социального института не изменится. Библиотекарям необходимо совершенствоваться и способствовать выполнению современными библиотеками их социальных функций, в том числе, делая пространство библиотек комфортнее, привлекательнее и лучше.

Создание многофункциональных библиотечных пространств, требует от специалистов развития определённых качеств и навыков, чтобы увеличить доступность этих пространств для читателей. Библиотека хочет привлечь читателей надолго, а для этого они должны стать гибкими, привлекательными, долговечными и соответствующими потребностям разных возрастных групп.