Функция белого цвета в рассказе И.А.Бунина «Сосны»
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Филология
лауреатов
участников
лауреатов
![](/themes/mix_and_match/images/dip_and_sert/gold_gray.png)
![](/themes/mix_and_match/images/dip_and_sert/silver_gray.png)
участников
![](/themes/mix_and_match/images/dip_and_sert/sert_gray.png)
![](/themes/mix_and_match/images/dip_and_sert/nauch_gray.png)
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Функция белого цвета в рассказе И.А.Бунина «Сосны»
Данная исследовательская работа посвящена некоторым аспектам анализа рассказа И.А. Бунина «Сосны».
Предметом исследования является образ сосны, а также цветовой эпитет, сопутствующий этому образу.
Целью исследования является отслеживание связи цветового эпитета и образа сосны.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить происхождение слова «сосна» и его мифологическое значение.
2. Рассмотреть значение цветового эпитета (белый), сопутствующего образу сосны в художественной картине рассказа.
Основными методами исследования являются: наблюдение, описание и анализ.
В первой главе было изучено прямое и мифологическое значение сосны. Мы выяснили, что сосны – это вечнозеленые хвойные деревья, которые применялась в деревянном строительстве России. Рассказчик упоминает, что гроб в произведении также изготовлен из сосновой тесины, и это неспроста. Гроб древние славяне называли «Домина», потому что люди считали, что это «дом» мертвеца навеки, поэтому он должен быть надежным. В народе сосна имела не только практическое значение, но и символическое. Вечнозеленая сосна считалась символом вечности и долголетия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств, и высокой нравственной чистоты. В славянской мифологии сосна представляет Ось Мира. Она отражает глубокие пласты времени и бытия. Обороты календарных событий и связанные с ними изменения в космосе, проявляющиеся и в повседневной жизни славян. Помимо сосен и елей в произведении мы не встретим ни одного названия других деревьев. Несмотря на то, что место, о котором повествует рассказчик, и где разворачиваются действия, находится в обширном лесу, где невозможно без присутствия других деревьев.
«Вытеснение» других деревьев соснами можно сопоставить с поглощением прочих цветов белой краской. Они являются своеобразной доминантой: сосна среди деревьев, а белый среди цветов.
Во второй главе была рассмотрена и проанализирована лидирующая позиция белого цвета в художественном мире рассказа. Проводя анализ произведения, мы обратили внимание на следующее. Представление о пространстве в доме героя и снаружи. Можно заметить антитезу в описании состояния активности дома «тишина» и состояния природы «шумная». Это противопоставление будет сохраняться на всем протяжении рассказа. Сразу вводится основной цвет произведения (белый) создающий главенствующее настроение, сохраняемое в дальнейшем. Цвет проявляется не только с помощью эпитетов, но и с помощью существительных, обозначающих различные предметы или явления, например снег, вьюга. Необычное явление – эпитет белый. Он может повторяется в одном предложении несколько раз, но как тавтология не воспринимается, потому что в этом случае белый только усиливает цветовую атмосферу, подчеркивает подчинение всего мира рассказа доминирующему цвету. Парадоксально выглядит и цвет гроба, ведь по христианской традиции в белых гробах хранили людей непорочных, например, девушек, которые не успели выйти замуж, а тут пожилой мужчина, у которого были и жена, и дети, и многотрудная, наверное, небезгрешная жизнь. Получается, что снег не только вливается в жизнь людей и заполняет ее доверху, но и невольно нарушает их традиции. В другом фрагменте встречается новый и неожиданный эпитет «девственно-белый». С одной стороны, белый цвет часто является контекстным синонимом определению «девственная чистота», то есть непорочность. Но в произведении «Сосны» белый цвет показывает себя, как могущественное явление, способное и жаждущее покорить не только человека, но и весь огромный мир природы. Перед нами обнажается многоликость белой краски, неоднозначное ее проявление и состояние, которое мы пока еще не раскрыли полностью. Далее, при описании леса автор употребляет эпитет «поседевший». Это можно соотнести с возрастом деревьев, с мудростью, которую они приобретают с годами; также не стоит забывать, что под словом «поседел» скрывается белый цвет. Значит, белый цвет означает не только холод и смерть. Он символизирует возраст, мудрость, приходящую с опытом, нажитую годами. На появление других цветов в произведении большей степенью влияет трансформация пространства и времени. Например, пространство открытое и замкнутое. Белый цвет царит только на улице, но становится очевидно, что ему этого мало, белая краска старается попасть вовнутрь жилых домов. Белоснежный колер обволакивает церковь снаружи, а внутри все этому сопротивляется; святыня деревни не сдается в «белый» плен, возможно из-за покровительства и защиты высших сил. Среди окрестных домов только церковь не подчинялась белому и располагает своими цветами. В конце концов, все цвета меркнут перед соснами. Эти славные деревья проходят через все произведение и время от времени затмевают прочие цвета, вступающие с ними в противоречие. Автор не случайно подробно описывает окраску сосен. Он подчеркивает постоянную непримиримость, противостояние белому цвету. В конце произведения два могучих соперника (сосны и белый цвет) находятся в мирном состоянии. Это влияет и на настроение рассказчика, он любуется их слиянием. Погода также налаживается и успокаивается под стать этому настроению. Картина приобретает спокойствие и гармонию.
Таким образом, мы можем подвести итог нашего исследования. Предпочтение автора при выборе сосны можно объяснить тем, что сосна вбирает в себя мощную символику и не одно зимнее дерево не может состязаться с ней. В качестве сопоставления можно обратиться к образу дуба, как к безусловному лидеру в ряду летних деревьев. Также в рассказе глубокую символику несет в себе белый цвет, у него такие же древние мифологические корни. Сосны – символ тепла, вечной жизни. Белый цвет – символ зимы, морозов, смерти. Но, несмотря на противостояние этих символов, у них много общего. На наш взгляд, образ сосны и доминантный цвет несут в себе одинаковую символику: вечность, святость, мудрость и сила. Рассмотрев доминант белого цвета и сосен, мы заметили следующую последовательность борьбы между ними. Сначала неоспоримое лидирующее положение занимает белая краска. Под ее контролем находятся люди, их жизнь и все обширное царство природы. Белый цвет сопротивляется и препятствует появлению других цветов. Все образы и предметы, существующие в рассказе, подчиняются и оказываются рано или поздно под властью белого цвета. Но есть те, кто не намерен быть в его подчинении – это сосны. Они сначала выстаивают против стихии белого: вьюги, урагана, метели и т.д. Затем сами претендуют на роль доминанты в художественном мире произведения. И у них без труда получается занять эту позицию. Сосны – образ жизнеутверждающий, связанный с вечнозеленой, коричневой, багровой красками. Они заставляют белый цвет отступить, ослабить свои позиции даже зимой: впускают новые цвета, а с ними и радостное настроение, понимание авторской идеи о незыблемых законах природы и вечности жизни в различных проявлениях и формах. Белый цвет отступает, но не исчезает, а гармонично сочетается с цветами сосен. С примирением соперников вокруг воцаряются мир и спокойствие, картина принимает идиллический характер.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)