Статья:

Особенности копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Коваленко А.Н. Особенности копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению

Коваленко Анастасия Николаевна
студент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Симатова Оксана Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

Современное российское общество волнует ряд проблем, одной из которых выступает криминогенность подростковой среды. Многие годы государство различными средствами и способами пытается снизить уровень делинкветности несовершеннолетних к минимуму. В современной психологии любой тип дезадаптивного поведения, в том числе и делинквентное поведение, рассматривается в контексте теории копинг-поведения как сниженная способность справляться со стрессом. Исходя из этого, на наш взгляд, одним из эффективных методов предотвращения подростковой преступности может служить правильно организованный педагогический процесс, основанный на выявлении у рёбенка склонности к делинкветному поведению на ранней стадии и формирование у него правопорядочного мировозрения через преодоление защитных копинг-стратегий.

Таким образом, широкая распространенность делинквентного поведения среди молодёжи, омоложение контингента делинквентов, а так же низкая эффективность профилактических и коррекционных мероприятий в этом направлении делают проблему делинквентного поведения высоко актуальной и социально значимой.

Целью данной работы является изучение особенностей копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Теоретико-методологической основой данной работы являются теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, состоящий в том, что категория сознания приобретает определённый научный смысл только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от неё (Леонтьев А.Н.), (Рубинштейн Л.С.); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн Л.С.); дихотомический принцип, когда копинг-стратегии направлены на решение проблемы или изменения отношения к ней; принципы бихевиоризма; учения Выготского Л.С. (переживание как «единица анализа среды»).

В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, в рамках которого применялись следующие методики: опросник А.Н. Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению) и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

Проблема делинквентного поведения в настоящее время является центральной для ряда социальных наук. Это обусловлено негативным влиянием делинквенции не только на личность конкретного индивида, но и на общее благополучие социума.

Сегодня под делинквентным поведением понимаются поступки и действия конкретного лица, которые отклоняются от установленных в данном обществе и в данное время законов, которые угрожают благополучию других людей или социальному порядку и в крайних своих проявлениях уголовно наказуемы [2, c.203].

Самым восприимчивым к делинквенции как к негативному влиянию среды считается подростковый возраст, который является одним из самых долгих, сложных и ответственных периодов в жизни человека, и характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [5, с. 94]. Специфическими характеристиками подросткового возраста так же являются особые поведенческие реакции, которые при определенных условиях могут выступать фактором риска в отношении развития делинквентного поведения [3, с.27].

Зачатую в жизни подростка, вовлеченного в криминогенную среду, присутствует большее количество ситуаций, выступающих для него тяжелыми, фрустрирующими. Механизм, с помощью которого человек справляется со стрессовыми для него ситуациями, в современной психологии называют копинг-поведение.

Копинг-поведение – это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности [1, с. 17]. Основной категорией копинг-поведения выступают копинг-стратегии. Копинг-стартегии – это собирательное понятие, которое объединяет различные способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией [4, с. 21].

В нашем исследовании особенностей копинг-стратегий принимали участие 60 подростков в возрасте 14–15 лет.

В ходе исследования были получены следующие результаты: среди 60 испытуемых подростков в возрасте 14–15 лет у 21% была выявлена склонность к делинквентному поведению.

По результатам исследования копинг-стратегий подростков выявлено, что среди когнитивных копинг-стратегий подростков преобладают относительно продуктивные стратегии (99%), продуктивные когнитивные копинг-стратегии присущи 1% испытуемых, а непродуктивные когнитивные копинг-стратегии у данной выборки подростков не выявлены. Среди эмоциональных копинг-стратегий преобладают непродуктивные стратегии (87,5%), продуктивные эмоциональные копинг-стратегии присущи 9%, относительно продуктивные эмоциональные стратегии выявлены у 3,5% испытуемых. Среди поведенческих копинг-стратегий преобладают относительно продуктивные стратегии (81, 2%), продуктивные поведенческие копинг-стратегии присущи 6,2% испытуемых, а непродуктивные когнитивные копинг-стратегии выявлены у 12,6% испытуемых.

В ходе исследования мы выяснили, что у подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению среди когнитивных копинг-стратегии преобладают относительно продуктивные стратегии (48,5%), непродуктивные когнитивные копинг-стратегии присущи 43,5% испытуемых, а продуктивные когнитивные копинг-стратегии выявлены у 8% испытуемых. Среди эмоциональных копинг-стратегий у подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению преобладают непродуктивные стратегии (57,1%), продуктивные эмоциональные копинг-стратегии присущи 38,5%, а относительно продуктивные стратегии выявлены у 4,4% испытуемых. Среди поведенческих копинг-стратегий у подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению продуктивные поведенческие копинг-стратегии и относительно продуктивные поведенческие копинг-стратегии выявлены в равной мере (по 48%), а непродуктивные поведенческие стратегии выявлены у 4% испытуемых.

Таким образом, на основании данных исследования, мы можем сделать вывод, что подросткам, склонным к делинквентному поведению, и подросткам, не имеющим поведенческих проблем, в большей степени присущи относительно продуктивные когнитивные копинг-стратегии и непродуктивные эмоциональные копинг-стратегии. Отличия копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению, от копинг-стратегий подростков, не имеющих поведенческих проблем, выражаются лишь в поведенческих копинг-стратегиях. Следовательно, организовывать психолого-педагогическое взаимодействие с учениками, склонными к делинквентному поведению необходимо с учетом особенностей поведенческих копинг-стратегий.

 

Список литературы:
1. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 266 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003 г. – 253 с.
3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с.
4. Нартова-Бочавер. С.К. “Coping behavior” в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997 г. – № 5. – 20–30 с.
5. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 406 с.