Статья:

Исследование общения старших дошкольников с ОНР

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Бобылева А.В. Исследование общения старших дошкольников с ОНР // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование общения старших дошкольников с ОНР

Бобылева Анастасия Валерьевна
студент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Лях Татьяна Ильинична
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры специальной психологии, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Проблема общения обретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями развития речи, большинство которых, согласно психолого-педагогической классификации нарушений речи (P.E. Левина), составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей вследствие системных языковых нарушений на ранних этапах онтогенеза при наличии нормального слуха и сохранного интеллекта нарушается или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики [3].

Общение – непростой процесс взаимодействия между членами общества, который заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании людьми друг друга [1].

В исследованиях И.Ю. Кондратенко, C.A. Мироновой, Е.Г. Федосеевой, Р.Е Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, У.В. Ульенкова посвященных проблеме коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, отмечается, что трудности общения проявляются у них в несформированности основных форм коммуникации, коммуникативных умений и навыков снижении потребности в общении, речевой активности.

Сложная картина дефекта при ОНР отрицательно сказывается на установлении и поддержании контактов со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие речевых средств также способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности ребенка (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т. д.) [2].

Исходя из вышесказанного, предметом нашего исследования стала коррекция общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Целью данного исследования стал анализ особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а также составление коррекционно-развивающей программы.

Задачи исследования включили в себя:

1)  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения особенностей общения детей старшего дошкольного возраста в норме и с отклонением;

2)  выявление особенностей общения детей дошкольного возраста с ОНР на основе анализа психолого-педагогической литературы

3)  составление диагностической программы для изучения особенностей общения детей дошкольного возраста с ОНР, основываясь на их особенностях общения, выделенных в психолого-педагогической литературе;

4)  апробирование диагностической программы для изучения общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

5)  анализ результатов, полученных в ходе проведения диагностической программы;

6)  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме методов, приёмов коррекции, развития общения детей старшего дошкольного возраста;

7)  составление коррекционно-развивающей программы на основе результатов исследования общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, анализе литературы по проблеме коррекции общения детей старшего дошкольного возраста.

Методики, которые были включены в нашу диагностическую программу:

·     Методика «Мозаика» (адаптированный вариант методики «Кубики Кооса»);

·     «Схема наблюдения» (по М. Я. Басову);

·     «Два Домика» Т.Д. Марцинковская

·     «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Г.А. Урунтаева).

Выборку составили 5 старших дошкольников с ОНР.

Проведённый диагностический срез с целью исследования общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР и обработка результатов, позволяет сформулировать следующие результаты:

1.  Методика «Мозаика» показала, что у одного старшего дошкольника средняя степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, что составляет 20% от общего числа исследуемых, у одного ребенка высокая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника (20%) и у трех – низкая (60%). Таким образом, у большей части детей исследуемой группы низкая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника. Такие дети значительную часть внимания уделяет своей деятельности.

 

Рисунок 1. Данные об уровне степени сформированности эмоциональной вовлеченности в действия сверстника полученные у старших дошкольников с ОНР с помощью методики «Мозаика» на констатирующем этапе исследования

 

2.  По результатам методики «Схема наблюдения по М.Я Басову» мы получили, что у двух детей средний уровень развития навыков общения, что составляет 40% от общего числа исследуемых дошкольников. У них наблюдается средняя чувствительность к воздействию сверстника: ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстника. Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. Негативные оценки действий сверстника (ругает, насмехается). Согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. В общении нуждается, но участвует в общении по инициативе других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Быстро устает и через некоторое время прекращает общение со сверстниками. У трех старших дошкольников низкий уровень (60%). Чувствительность к воздействию сверстника отсутствует: ребенок не отвечает на предложения. Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами). Нет оценки действий сверстника. Безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. Проявляет безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженная потребность, проявляет пассивную заинтересованность. Ребенок избегает даже кратковременного ситуативного общения с детьми в быту.

 

Рисунок 2. Данные об уровне степени развития навыков общения, полученные у старших дошкольников с ОНР, с помощью методики «Схема наблюдения по М.Я Басову» на констатирующем этапе исследования

 

3.  Проведя методику «Два Домика», мы получили в результате, что большинство детей исследуемой группы старших дошкольников по социометрическому статусу «предпочитаемые», т.е. с ними хочет дружить достаточное количество сверстников исследуемой группы. У трех детей исследуемой группы социометрический статус «предпочитаемые», что составляет 60% от исследуемой группы, у одного – «пренебрегаемый» (20%), то есть с такими детьми дружит только определенный небольшой круг детей. И у одного ребенка – «отвергаемый» (20%), то есть с такими детьми никто не хочет дружить, играть, ему не предлагают игру, контакт происходит только тогда, когда детей попросит об этом воспитатель.

 

Рисунок 3. Данные об уровне социометрического статуса, полученные у старших дошкольников с ОНР с помощью методики Т.Д. Марцинковской «Два домика»

 

4.По результатам методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Г.А. Урунтаева), мы наблюдали, что у двух старших дошкольников средний уровень развития коммуникативных качеств во взаимоотношениях с окружающими людьми, что составляет 40% от общего числа исследуемых, у двух(40%) – низкий, у одного (20%) – высокий.

Можно заключить, что у двух старших дошкольников средний уровень развития коммуникативных качеств во взаимоотношениях с окружающими людьми, у одного-высокий, а у двух – низкий уровень. Таким образом, можно полагать, что у старших дошкольников исследуемой группы диагностированы в большинстве средний и низкий уровни развития коммуникативных качеств личности во взаимоотношениях с окружающими людьми.

 

Рисунок 4. Данные об уровне степени развития коммуникативных качеств во взаимоотношениях с окружающими, полученных у старших дошкольников с ОНР с помощью методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Г.А. Урунтаева)

 

Результаты исследования общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволили выявить следующие отрицательные особенности: низкая вовлеченность в действия сверстника; низкий уровень развития навыков общения; низкий уровень развития коммуникативных качеств. На основе результатов диагностики необходимо составить коррекционно-развивающую программу, которая будет включать в себя следующие направления: развитие эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, коммуникативных навыков, взаимодействия с окружающими, коммуникативных качеств личности.

 

Список литературы:
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. 672с. 
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2009.
3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А. Г. М. – Воронеж, 2010. 384 с.