Исследование общения старших дошкольников с ОНР
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Исследование общения старших дошкольников с ОНР
Проблема общения обретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями развития речи, большинство которых, согласно психолого-педагогической классификации нарушений речи (P.E. Левина), составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей вследствие системных языковых нарушений на ранних этапах онтогенеза при наличии нормального слуха и сохранного интеллекта нарушается или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики [3].
Общение – непростой процесс взаимодействия между членами общества, который заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании людьми друг друга [1].
В исследованиях И.Ю. Кондратенко, C.A. Мироновой, Е.Г. Федосеевой, Р.Е Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, У.В. Ульенкова посвященных проблеме коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, отмечается, что трудности общения проявляются у них в несформированности основных форм коммуникации, коммуникативных умений и навыков снижении потребности в общении, речевой активности.
Сложная картина дефекта при ОНР отрицательно сказывается на установлении и поддержании контактов со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие речевых средств также способствует возникновению отрицательных психологических особенностей личности ребенка (замкнутости, нерешительности, стеснительности и др.); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность в общении со взрослыми и сверстниками, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и т. д.) [2].
Исходя из вышесказанного, предметом нашего исследования стала коррекция общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Целью данного исследования стал анализ особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а также составление коррекционно-развивающей программы.
Задачи исследования включили в себя:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения особенностей общения детей старшего дошкольного возраста в норме и с отклонением;
2) выявление особенностей общения детей дошкольного возраста с ОНР на основе анализа психолого-педагогической литературы
3) составление диагностической программы для изучения особенностей общения детей дошкольного возраста с ОНР, основываясь на их особенностях общения, выделенных в психолого-педагогической литературе;
4) апробирование диагностической программы для изучения общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
5) анализ результатов, полученных в ходе проведения диагностической программы;
6) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме методов, приёмов коррекции, развития общения детей старшего дошкольного возраста;
7) составление коррекционно-развивающей программы на основе результатов исследования общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, анализе литературы по проблеме коррекции общения детей старшего дошкольного возраста.
Методики, которые были включены в нашу диагностическую программу:
· Методика «Мозаика» (адаптированный вариант методики «Кубики Кооса»);
· «Схема наблюдения» (по М. Я. Басову);
· «Два Домика» Т.Д. Марцинковская
· «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Г.А. Урунтаева).
Выборку составили 5 старших дошкольников с ОНР.
Проведённый диагностический срез с целью исследования общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР и обработка результатов, позволяет сформулировать следующие результаты:
1. Методика «Мозаика» показала, что у одного старшего дошкольника средняя степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, что составляет 20% от общего числа исследуемых, у одного ребенка высокая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника (20%) и у трех – низкая (60%). Таким образом, у большей части детей исследуемой группы низкая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника. Такие дети значительную часть внимания уделяет своей деятельности.
Рисунок 1. Данные об уровне степени сформированности эмоциональной вовлеченности в действия сверстника полученные у старших дошкольников с ОНР с помощью методики «Мозаика» на констатирующем этапе исследования
2. По результатам методики «Схема наблюдения по М.Я Басову» мы получили, что у двух детей средний уровень развития навыков общения, что составляет 40% от общего числа исследуемых дошкольников. У них наблюдается средняя чувствительность к воздействию сверстника: ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстника. Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. Негативные оценки действий сверстника (ругает, насмехается). Согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. В общении нуждается, но участвует в общении по инициативе других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Быстро устает и через некоторое время прекращает общение со сверстниками. У трех старших дошкольников низкий уровень (60%). Чувствительность к воздействию сверстника отсутствует: ребенок не отвечает на предложения. Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами). Нет оценки действий сверстника. Безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. Проявляет безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженная потребность, проявляет пассивную заинтересованность. Ребенок избегает даже кратковременного ситуативного общения с детьми в быту.
Рисунок 2. Данные об уровне степени развития навыков общения, полученные у старших дошкольников с ОНР, с помощью методики «Схема наблюдения по М.Я Басову» на констатирующем этапе исследования
3. Проведя методику «Два Домика», мы получили в результате, что большинство детей исследуемой группы старших дошкольников по социометрическому статусу «предпочитаемые», т.е. с ними хочет дружить достаточное количество сверстников исследуемой группы. У трех детей исследуемой группы социометрический статус «предпочитаемые», что составляет 60% от исследуемой группы, у одного – «пренебрегаемый» (20%), то есть с такими детьми дружит только определенный небольшой круг детей. И у одного ребенка – «отвергаемый» (20%), то есть с такими детьми никто не хочет дружить, играть, ему не предлагают игру, контакт происходит только тогда, когда детей попросит об этом воспитатель.
Рисунок 3. Данные об уровне социометрического статуса, полученные у старших дошкольников с ОНР с помощью методики Т.Д. Марцинковской «Два домика»
4.По результатам методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Г.А. Урунтаева), мы наблюдали, что у двух старших дошкольников средний уровень развития коммуникативных качеств во взаимоотношениях с окружающими людьми, что составляет 40% от общего числа исследуемых, у двух(40%) – низкий, у одного (20%) – высокий.
Можно заключить, что у двух старших дошкольников средний уровень развития коммуникативных качеств во взаимоотношениях с окружающими людьми, у одного-высокий, а у двух – низкий уровень. Таким образом, можно полагать, что у старших дошкольников исследуемой группы диагностированы в большинстве средний и низкий уровни развития коммуникативных качеств личности во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Рисунок 4. Данные об уровне степени развития коммуникативных качеств во взаимоотношениях с окружающими, полученных у старших дошкольников с ОНР с помощью методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Г.А. Урунтаева)
Результаты исследования общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволили выявить следующие отрицательные особенности: низкая вовлеченность в действия сверстника; низкий уровень развития навыков общения; низкий уровень развития коммуникативных качеств. На основе результатов диагностики необходимо составить коррекционно-развивающую программу, которая будет включать в себя следующие направления: развитие эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, коммуникативных навыков, взаимодействия с окружающими, коммуникативных качеств личности.