Статья:

Интерпретация традиций народного костюма в моде XX-XXI вв.

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Данилова З.И. Интерпретация традиций народного костюма в моде XX-XXI вв. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 72 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интерпретация традиций народного костюма в моде XX-XXI вв.

Данилова Заррина Ибодуллоевна
студент 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»» Тобольский педагогический института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тюмень
Купрякова Наталья Витальевна
научный руководитель, канд. искусствоведения, доц., Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тюмень

 

В статье автор производит попытку анализа проявления традиций русского народного костюма в творчестве модельеров XX–XXI вв. Рассмотрен творческий подход Н.П. Ламановой, В. Зайцева Л. Аристовой и других в создании современной одежды по мотивам русского костюма.

У современного дизайнера одежды существует огромное количество источников вдохновения, от биологических форм до современной архитектуры. Многие мастера обращаются в своем творчестве к традициям народного костюма. Народный костюм с его удивительно органичными формами и выразительной декоративной отделкой неисчерпаемый кладезь идей в интерпретации традиционных форм одежды и поиске новых идей в области формообразования костюма и его отделки.

Как бы ни развивалось искусство того или иного народа в достижении высоких форм и профессионального разнообразия, непреложным остается наличие национального костюма с его своеобразием и особенностями, в которых выражена ментальная составляющая этноса [1].

Как источник творчества, народный костюм изучается и «количественно и качественно», то есть, делаются зарисовки, измерения, получает образно-ассоциативно решение в набросках и зарисовках, которые становятся основой при работе над эскизами моделей одежды и тканей.

Изучение народного костюма открывает красоту, которая заключается в пропорциях формы, цвето-ритмическом построении, декоративном оформлении, материальном воплощении. То как в народном костюме используются приемы способы и применений ткани, вышивки, узорного тканья, само по себе может стать отправной точкой для поиска новых решений при создании современных моделей одежды. В последнее время значительное внимание уделяется изучению форм народного костюма, его покрою, декоративное же оформление воспринимается во взаимосвязи с формой, принципами соединения частей, традициями расположения декоративной отделки, ее места в ансамбле в целом. Без понимания функционально-утилитарно-эстетического строя народного костюма не возможна творческая трансформация его в современной моде [2].

Подходы к интерпретации народного костюма с течением времени изменились, если художники-модельеры в 40-х годах полностью переносили форму и отделку, то на современном этапе такой подход уже не актуален, так как новая форма, если она копирует крестьянскую рубаху и сарафан это всего лишь имитация.

Анализ коллекций современных модельеров показывает, что дизайнеры трансформируют форму народного костюма обобщенно, так например силуэт народной формы воплощается без воспроизведения внутренних конструктивных линий, и это происходит на каждом этапе развития моды, вне зависимости от того какой силуэт в данном случае доминирует – прилегающий или свободный, полуприлегающий, так как в народном костюме имеются все силуэты. Однако модный силуэт, вызывающий ассоциации с формой и силуэтом народного костюма, как таковой существует недолго – рожаются новые вариации, появляются различные модификации покроя и отделки, которые различны по степени близости к первоисточнику. Так например в 70-е годы XX века прямокроеные силуэты модной одежды почти идентичны покрою народных одежд, в костюм того периода иногда включали и подлинно народные одежды юбки, жилеты, рубахи и др. [2].

В современном дизайне поиск композиции новой и модной формы ведется через анализ ритмического строя народного костюма, который основывается на визуальных моментах ритмики горизонтальных и вертикальных полос декоративной отделки, фрагментов формы, цветовых пятен, однако принципы ритмического строя народной одежды могут ассоциативно изменятся, для создания нового по форме и декоративной отделке костюма.

Народный костюм можно трактовать дизайн порождённый своим временем, так как все многообразные формы вариантов покроя логичны как с позиций антропологии, функциональности и идеалов красоты, именно это и становится основой для творческих исканий современных дизайнеров [2, с. 164–166].

Исторический опыт показывает, что обращение к народному костюму при создании одежды – это традиция берущая свое начало в 20-х годах XX века. Основоположником этой тенденции стала Надежда Петровна Ламанова.

В начале 20-х годов XX века Н. П. Ламанова разрабатывает теоретическую программу по моделированию и проектированию костюма. В ее теоретическим наследии есть замечательное высказывание о том, что костюм это одно из чутких проявлений общественного быта и психологии.

В творческой деятельности Н.П. Ламанова опиралась на реальные требования того времени. Модельерам доступны были лишь такие материалы как бумазея, суровое полотно, сукно, бязь и опираясь на возможности этих материалов они разрабатывали основную форму костюма. Доступные материалы были жесткими и малоэластичными и для них годилась лишь форма прямоугольника, которая являлась основой кроя народного костюма. Н.П. Ламанова берет эту форму и бесконечно варьирует ее и в платье и в пальто. Ярким примером тому является серия моделей одежды рубашечного кроя, созданные в содружестве с В.И. Мухиной, представленные в 1925 году на Всемирной выставке в Париже украшенные традиционной русской вышивкой. К каждой модели прилагался головной убор, сумка, бижутерия выполненные из простых, часто самодельных материалов – шнур соломка, вышитое сукно, дерево, керамика. Ансамбли представленные на выставке отличались безупречным вкусом и высоким уровнем творческого мастерства и получили Гран-при за синтез самобытности и модной направленности.

Н.П. Ламанова создала много простых по крою образцов для массового производства – платья из бумазеи, пальто из солдатского сукна, фартук из сатинета. Модельер детально изучает специфику русской одежды, выявляя в них простоту и целесообразность, которые использует в своих моделях и в рубашечном крое она черпает простоту и элементарность кроя, экономность расхода ткани. В моделях Н.П. Ламановой, отличающихся функциональностью и целесообразностью всегда доминирует образно-эмоциональный стой, носители которого цвет и орнамент. Ткани и крой создавали свободные поверхности которые требовали украшений особенного характера – полосы, тесьма, вышивка и т.д. Опираясь на традиционные народные принципы в орнаментации одежды, модельер располагала декор в местах продиктованной конструкцией модели – на груди, плечах, по низу платья или рукава, и ритм декоративного оформления соответствовал как общему силуэту, так и характеру кроя. Это были, как правило, подлинные старинные орнаменты, или самостоятельно разработанные орнаментальные мотивы

Идеи Надежды Петровны Ламановой были восприняты ее талантливыми учениками и последователями [4, с. 144–146].

В 20-е гг. большой интерес представляли работы в области искусства костюма Л.С. Поповой. Она работала в художественной мастерской Первой ситценабивной фабрики в Москве. Характерной особенностью эскизов костюма Любови Поповой была лаконичность орнаментального построения. Орнаментальные композиции костюма строила художник на сочетании различных геометрических линий и форм – то плавно переходящих и как бы перетекающих из одной формы в другую, то резко, неожиданно пересекающихся. Орнаментальной каймой часто дополняются отдельные участки композиции: низ жакета и юбки, отвороты рукавов и воротник. Характерным решением костюма для Л.С.Поповой была свободная с напуском у пояса (или немного ниже) блуза и юбка в складку. Широкий пояс-кушак часто завершал декоративное решение модели. Копозиционное решение и декоративная отделка костюмов предлагаемых Л. Поповой так же во много продиктованы национальным русским костюмом [4, с. 147–148].

Во второй половина XX века интерес к народным традициям при создании костюма не исчез. Об этом свидетельствуют разработки модельеров А. Донской, Т. Осьмеркиной, Вячеслава Зайцева.

Вячеслава Зайцева всегда интересовала природа русского костюма, его национальный колорит, его особенности в разных районах России. Неслучайно он ездил на Русский Север и в древние города, чтобы лучше познакомиться с историей костюмов русских народов. Выросший в центре российского ткачества и впитавший в себя национальную культуру страны, Зайцев создаёт дипломную работу именно по мотивам народных сарафанов, рубах, лаптей, шуб и прочих национальных одеяний. Во второй половине 1960-х мастер создает коллекцию «Русская серия», в 1976 – представляет коллекцию разработанную на основе русских мотивов из ивановских ситцев.

Профессиональная особость Зайцева заключается в твердой приверженности классическим традициям: естественность формы, изящный воротник, приталенный силуэт, прямая узкая юбка, четкая линия плеча. А главное, это приверженность русской душе, природе, что определяет его стиль. Прообразом его моделей служили исконно русские сарафаны, душегреи, поневы, кафтаны. В его коллекциях эстетика русского народного костюма: простота кроя, четкость линий, чистые открытые цвета, в качестве украшения – вышивка, кружево, аппликация. Оставаясь экспериментатором, Зайцев много работал над формой и силуэтом костюма. Его поиски были направлены на стремление художника к гармонии, не случайно модели поражали конструкцией форм, безупречностью конструкций, цветовым решением [6].

В девяностые годы интересное видение русского костюма в современной одежде представила модельер Людмила Аристова в коллекции «К России с любовью». Традиционный ватник, имеющий современные пропорции и точно смоделированную форму, по мнению модельера, прекрасно вписывается в современную моду, так как хорошо сочетается с брюками или сарафаном. В руках модельера ватник обрел совершенно новое звучание, за счет декоративной отделки, по мотивам московской архитектуры, которая выполнена на сочетании различных техник. Именно здесь проявляется наиболее сильная сторона мастерства художника. Точно определены линейные ритмы стёжки, найдены цветовые пятна аппликаций, использованы многоцветные разработки больших цветовых плоскостей. Общая композиция мастерски составлена из удивительно тонко выполненных элементов. В результате сюжеты ясно читаются как в контексте всей модели, так и при детальном рассмотрении, демонстрируя безупречность исполнения.

Народная тематика, последние годы пользующаяся большим успехом, разработана художником в совершенно новом ключе. Это не отдельные детали, обычные элементы декора – это вещь – символ – знак – эмблема. Эмблема, которая несет большой эмоциональный заряд. Острота замысла прочитывается в том как контрастно сочетаются формы и объемы ансамбля. в сознательном противопоставлении простой ткани глухого серого цвета (бязи), взятой за основу, с изысканной многоцветности декора, в котором используются шелковые ленты, бисер и узорные карабановские ситцы. Ансамбль воспринимается как новое, острое предложение моды, и в то же время в нем есть нечто, что связывает его с традиционным народным русским костюмом.

Традиционный сарафан и объемный ватник – все это могло бы показаться цитатой из истории костюма, но композиция ансамбля настолько остра и современна, что это уже не цитата, а ассоциация, намекающая на связь с традициями. Ватник в прочтении модельера – трансформированная форма традиционного русского «навершника», являвшегося неотъемлемой частью русского костюма, ткань для которого изготавливалась специально. Навершник богато украшали вышивкой, декорировали лентами и этот декор зачастую становится композиционным центром костюма. Так же излюбленным приемом в русском костюме был прием противопоставления объемного стеганного верха и плавные линии сарафана. В моделях Людмилы Аристовой удивительным образом сплетаются традиции давних времен и современных дней [3, с. 4–7].

На современном этапе интерес представляют разработки Алены Ахмадуллиной. В коллекции сезона 2013–2014 гг., модельер берет за основу традиционный крой русского костюма и трансформировала его в современный женственный силуэт. Особой выразительностью отличаются платья с использованием техники смешения различных материалов, фактур пряжи, принтов в которых находит отражение сказочная тематика коллекции: растения сказочного леса, короны, кокошники, лилии, стрелы. В таком же ключе решены обувь и аксессуары [5].

На современном российском рынке выпуском одежды в традициях русского костюма занимается фабрика «Ришелье». Это одна из линий предлагаемой одежды платья, блузы и сарафаны в русском стиле. Например, платье из натурального льна «Славянка» представляет собой модель типа «рубахи» народного кроя. Край рукава – реглан, внизу на резинке. Вырез горловины собран на шнурок. В боковых швах расположены карманы. Талия завышена, на пояске. Вышивка выполнена крестиком в сочетании с узкими мережками, что делает модель более современной [7].

Интерес к народному костюму как источнику идей не угасает и в сегодняшней моде. Модная индустрия и сегодня развивает традиции русского костюма, при этом национальные мотивы более угадываются, чем акцентируются. Национальные черты проявляются в материалах сходных по текстуре и орнаментальным мотивам с традиционными домоткаными материалами, народными набойками. Модели одежды строятся на сочетании форм и элементов характерных для народного костюма. Народный костюм подсказывает современному дизайнеру различный ассортимент изделий, так традиционные рубахи, сарафаны, юбки становятся основой современных блуз, платьев, курток, пальто и т.д. Подходы к декоративному решению народной одежды используются при проектировании современных тканей, трикотажа. Использование неповторимого национального своеобразия в современной одежде открывает перед современными модельерами новые горизонты в области модной индустрии.

 

Список литературы:
1. Балахнина Л.В. Транформация S-образного силуэта европейского женского костюма концаXIX – начала XX вв. дис. … канд. Иск.: 17.00.04. / Л.В. Балахнина. – Барнаул, 2012. – С. 35; 36.
2. Горина Г.С. Моделирование форм одежды / Г.С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. – 184 с.
3. Павелковская, Г. С любовью к России / Г. Павелковская //журнал Мод – 11(183). – 1990. – С. 4–7.
4. Пармон Ф.М. Композиция костюма Учебник для вузов. / Ф.М. Пармон. – М.: Легпромбытиздат, 1997. – 318 с. 
5. Алена Ахмадулина – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fashiony.ru/page.php?id_n=108073
6. Слава Зайцев – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samvel.solar6.net/events/Slava_Zaycev_polveka_delaet_mir_prekrasnee.htm.
7. Фабрика Ришелье – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://rishelye.ru/shop/.