Статья:

Деятельность «Лиги левых писателей» и ее вклад в развитие китайской литературы

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Погосян Л.Р. Деятельность «Лиги левых писателей» и ее вклад в развитие китайской литературы // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 76 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Деятельность «Лиги левых писателей» и ее вклад в развитие китайской литературы

Погосян Лилит Ромиковна
студент, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск
Казиева Альмира Магометовна
научный руководитель, д-р филол. наук, проф., Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск

 

Одним из самых значимых событий литературной жизни Китая первой половины XX века является создание «Лиги левых писателей» («中国 左翼作家联盟»), основателем которой стал знаменитый китайский писатель Лу Синь и деятель КПК Цюй Цю-бо [1, с. 187]. Итак, это была своего рода организация, объединившая более пятидесяти китайских пролетарских литераторов. Также Лига относилась к секции Международного объединения революционных писателей (МОРП).

Членами данной организации стали такие знаменитые поэты и писатели, как Мао Дунь (茅盾), Фэн Сюэфэн (冯雪峰), Тянь Хань (田汉), Ся Янь (夏衍), Сяо Хун (萧 红), Дин Лин (丁玲) и многие другие деятели данной эпохи [2, с. 103]. Благодаря им, китайская традиционная литература славится рядом произведений, пользующимся популярностью во все времена. К ним можно отнести: роман Мао Дуня «На рассвете» («子夜», 1933г.), повесть Дин Лин «Воды» («水», 1931г.), повесть «Свет перед нами» («光明在我们的面前», 1929г.) Ху Епиня (胡也频, 1931г.), рассказы Чжан Тяньи (张天翼, 1906 – 1985гг.) [3, с. 86].

Основными направлениями деятельности «Лиги левых писателей» Китая стали воспитание переводчиков нового поколения и поддержка молодых литераторов. Один из основателей организации, Лу Синь считал, что его целью и даже долгом является развитие необходимых навыков у литераторов того времени и дальнейшее содействие их работы. Он утверждал, что только с помощью полной отдачи сил, усердной работы, личных связей и его собственных рекомендации данных произведений можно достичь расцвета его проекта – «Лиги левых писателей» [1, с. 204].

Вся деятельность Лиги неотделима от Лу Синя, сплотившего вокруг себя руководящий костяк организации. В 1931–1933 гг. в Лиге сотрудничал также друг и соратник Лу Синя – Цюй Цю-бо, марксистский критик и публицист, один из первых китайских коммунистов, член ЦК КПК, пламенный пропагандист советской литературы в Китае [3, с. 69]. Находясь в глубоком партийном подполье, Цюй Цю-бо в мае 1931 г. наладил деловой контакт с Лигой и, не будучи формально ее членом, стал впоследствии одним из ее фактических руководителей; он направлял ее творческую и партийно-политическую деятельность и был, пожалуй, наиболее плодовитым из всех авторов, печатавшихся в ее журналах.

Передовые писатели и создатели искусства под руководством Лу Синя публиковали журналы, переводы иностранных публикаций и статьи, в которых часто затрагивалась тема идеи марксизма о литературе и искусстве. Также четко прослеживалась политическая позиция «Лиги левых писателей» – стремление утвердить в литературе и искусстве принципы партийности, общедоступности, новой художественности.

Организация издавала журналы «Вэньсюэ юэбао» («文学月报»), «Вэньсюэ» («文学»), «Шицзы цзетоу» («十字街头»), «Бэйдоу» («北斗»), «Вэньсюэ синьди» («文学新地») и многие другие [2, с. 68]. Несмотря на постоянные запреты на издания, редакторы часто меняли названия журналов, но при этом не прекращали издавать их вовсе. Сам Лу Синь следил за созданием каждой статьи, детально обдумывал концепцию и содержание очередного выпуска журнала или сборника. Особенно тщательно он относился к выбору публикации произведений народных авторов и иностранной литературы, которую в дальнейшем переводили на китайский язык [1, с. 225].

Несмотря на тот факт, что деятельности и процветанию Лиги непосредственно препятствовали члены Гоминьдана, литературное сообщество все же смогло объединить всех передовых деятелей литературы Китая. Так, приверженцы данной политической партии Китайской Республики пользовались всевозможными злодейскими планами и хитростями, которые нередко доходили до арестов. Гоминьдан расправлялся с прогрессивными писателями, запрещал издание книг и журналов, закрывались книжные лавки, издательства.

Примером может послужить событие 7 февраля 1931 года, когда по тайному указанию политической партии были расстреляны молодые литераторы, герои «Лиги левых писателей». Жертвами стали Инь Фу 殷夫 (1909–1931), Жоу Ши 柔石 (1902–1931), Ху Епинь 胡也频 (1903–1931), Ли Вэйсэнь 李伟森 (1903-–) и писательница Фэн Кэн 冯铿 (1907–1931) [2, с. 256]. Именно их можно назвать «героями», так как они первыми отдали свои жизни за становление новой литературы. Впоследствии за подпольную партийную работу в Пекине был арестован и убит писатель Хун Линфэй.

Сам создатель «Лиги левых писателей» Лу Синь подвергался постоянным преследованиям и арестам. Однако, даже в таких трудных ситуациях, Лига упорно боролась за процветание своего сообщества. Их ответом на происходящее стали: печать издания, посвященного пяти погибшим литературным героям; публикация манифестов и открытое выражение протеста.

Несмотря на положительный характер деятельности объединения, был допущен ряд ошибок, который был связан с ошибочным восприятием реальных событий. Одним из недостатков стал перевод иностранных идей и понятий механическим способом, без учета реальной обстановки в обществе и литературном процессе [2, с. 88].

Еще одним примером ошибки в их творческой деятельности стало отсутствие во многих произведениях своеобразия китайской литературы и культуры, в общем. Что касается организационного пункта, слабым фактором являлось то, что Лигу рассматривали, так же, как и партию, как замкнутую организацию, в результате многие литераторы не вошли в эту, как планировалось первоначально, широкую массовую организацию общекитайского масштаба. Однако, несмотря на все эти недостатки, «Лига левых писателей» занимает в истории современной литературы Китая важное место.

Стоит отметить, что большое влияние на развитие китайской народной литературы оказали авторы зарубежной классики, русские и советские писатели, поэты. Так, например, важную роль сыграл журнал «Ивэнь» («译文», «Переводная литература»), в котором сотрудничали и переводчики русской литературы.

Создатели данного общества литераторов и их приверженцы выражали свою верность революционным работам с помощью созданных ими произведений. Таким образом, в их основу легли отношения к партийной системе и развитию народного искусства. Активная деятельность молодых писателей, участвующих в работе «Лиги левых писателей», означала вступление революционной литературы в новый этап развития.

Относительно распространения «Лиги левых писателей» Китая, можно сказать, что организация имела своих представителей не только в Пекине, но и в Токио. Также было создано множество филиалов, разместившихся в таких городах, как Гуанчжоу, Тяньцзин, Ухан, Нанкин и многих других [2, с. 112]. Впоследствии, на примере «Лиги левых писателей» начали создаваться объединения подобного типа: «Лига Левых научных работников», «Лига Левых драматургов», «Лига Левых журналистов», «Лига Левых художников», «Лига Левых преподавателей», «Лига Левых филологов» и «Лига Левых музыкантов». Данные организации стали называть «Бадалянь» («八大联»), что в переводе означало «Восемь ведущих объединений».

«Лига левых писателей» Китая активно сотрудничала с «Лигой свободы» – политической организацией, боровшейся против реакционного гоминьдановского режима и созданной почти одновременно (в нее входили многие члены «Лиги левых писателей»). «Лига левых писателей» Китая просуществовала почти шесть лет – с марта 1930 до начала 1936 г., когда было принято решение о ее самороспуске с целью создания писательской организации на более широкой основе для борьбы с японской агрессией.

Годы существования «Лиги левых писателей» Китая – важный период в истории современной китайской литературы. Вопреки всем недостаткам ведения политики данной организации – определенной узости круга ее участников, отдельных элементах сектантства, особенно на первом этапе, ограничении сферы ее деятельности Шанхаем и двумя-тремя другими крупными городами, стоит отметить, что данное сообщество стало одним из самых важных в истории развития китайской литературы.

Несмотря на большое влияние и авторитет «Лиги левых писателей» Китая, она была, особенно в первое время, довольно замкнутой организацией. Объяснялось это прежде всего гоминьдановским террором и тяжелыми условиями подполья [3, с. 112]. На первых порах среди участников Лиги проявлялись также элементы сектантства — недооценка и даже отрицание роли мелкобуржуазных писателей в левом литературном движении.

Знакомство с деятельностью и руководителями данной организации позволяет заключить, что именно с помощью «Лиги левых писателей» Китая была проведена работа по сплочению прогрессивных литературных сил и созданию художественных произведений, помогавших воспитывать народные массы, поднимать их на революционную борьбу.

 

Список литературы:
1. Лу Синь. Собрание сочинений в четырех томах. Перевод с кит. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 2015. – 563 с.
2. Федоренко Н.Т. Революционные десятилетия (О китайской литературе 20-х и 30-х годов) – М.: Худ. лит., 2010. – 360 с.
3. Эйдлин Л. О китайской литературе наших дней. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 265 с.