Сюжет инициации в повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Филология
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Сюжет инициации в повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» – одна из самых мудрых и загадочных книг ХХ века, уже не первое десятилетие увлекающая и интригующая читателей разных возрастов, критиков, литературоведов. Перед нами, несомненно, не только сказка, но и притча, которая, с одной стороны, кажется понятной и ясной, с другой – полной тайн и парадоксов. Несмотря на значительное количество исследований проблематики и художественных особенностей повести [1; 2; 4; 7], ее глубинные смыслы остаются неисчерпанными, что определяет актуальность нашей работы. Чаще всего внимание интерпретаторов «Маленького принца» обращено к символическим образам произведения, их духовно-нравственному и философскому содержанию, своеобразие же сюжетной организации практически не объяснено.
На наш взгляд, в основе событийного ряда повести лежит один из древнейших архетипических сюжетов – сюжет инициации, который В.И. Тюпой назван археосюжетом [5]. «Инициация (лат. initiatio – переход, совершение таинства, посвящение) – обряд, знаменующий переход человека на новую ступень развития. Особенность структуры этих обрядов – их трехчастность. На первом этапе происходит выделение индивида из общества, т.к. переход должен происходить за пределами устоявшегося мира. Второй этап – пограничный период, длящийся от нескольких дней до нескольких лет, включает в себя различные испытания инициируемого – физические или моральные, а также обряды, в результате которых наступает символическая смерть посвящаемого. Третий этап подразумевает возрождение в новом качестве или в новой подгруппе общества. Инициация осмысляется как смерть и новое рождение, что связано с представлением о том, что переходя в новый статус, индивид как бы уничтожается в старом качестве» [3, с. 544].
Два главных героя «Маленького принца» (Принц и Летчик) проходят духовно-личностную инициацию, которая ведет к преображению души и сознания. Этапы личностного становления соответствуют стадиям инициации в системе сказочных мотивов и героических мифов.
Многие интерпретаторы повести Экзюпери отмечают, что история ее главного героя является символическим олицетворением жизненного пути человека [1; 4; 7]. Однако перед нами не просто образ человека в обычном его понимании, ведь герой Экзюпери полон парадоксов. Он похож и на ребенка, и на взрослого; в то же время он не взрослый человек и не простой ребенок. Это необычное существо – прекрасное, доброе, восприимчивое, чистое. «Ты чист и пришел со звезды», – говорит о нем змея [6, с. 67]. Он пришел на Землю с неба, чтобы «найти друзей и узнать разные вещи» [6, с. 75] и научиться любить («Но я был слишком молод, я еще не умел любить» [6, с.]). Процитированные фрагменты, а также и ряд других черт героя, говорят о том, что автор символически показал нам в образе этого необычного существа человеческую душу. Это душа, какой она бывает еще до рождения на Земле, до ее «инкарнации» в земной реальности. Она приходит сюда учиться, обрести новые знания и опыт, духовно вырасти и после смерти возвращается в свой родной мир. Земная жизнь человеческой души и есть путь ее инициации.
Рассмотрим конкретные этапы символической инициации Маленького принца.
Первая фаза инициации связана в мифе и фольклоре с мотивами ухода, изгнания, бегства. Инициация героя Экзюпери начинается с того, что он покидает свою планету, решает оставить привычный, обжитый мир и отправляется странствовать: «…Надо же найти себе занятие да и поучиться чему-нибудь» [6, с. 40]. Маленький принц решает посетить ближайшие к его планете астероиды. Отсюда начинается второй этап инициации, обозначенный в фольклорно-мифологических сюжетах испытаниями и искушениями (как духовно-нравственными, так и физическими), главная цель которых – научиться различать добро и зло, истину и ложь. Каждая встреча Маленького принца с обитателями астероидов становится одним из моментов познания мира и человека, в том числе познания ложных представлений людей о славе, могуществе, чести. Эти представления оказываются настолько чужды чистой душе Принца (то есть изначальной природе человеческой души), что он приходит к выводу: «Право же, взрослые – очень странные люди» [6, с. 47].
Следующая фаза второго этапа инициации героя Экзюпери связана с самопознанием и проходит уже на Земле. Несмотря на то, что по сравнению с астероидами это очень большая планета и на ней проживает большое количество людей, Маленький принц ощущает одиночество, и это одно из самых трудных для него испытаний на этой планете. Вспомним, что в традиционной волшебной сказке на пути инициации героя ждут не только препятствия, но и помощники; самые важные вещи о человеке и мире герой Экзюпери также понимает благодаря своим обретенным друзьям. Земная жизнь оказывается главным для него учителем – так же, как для всякого человеческого существа: учится человек у всех, с кем он встречается, – именно это и происходит с Маленьким принцем. В первую очередь он учится на Земле подлинной любви и преданной дружбе – именно ради этого духовного и нравственного опыта, согласно большинству религиозно-философских учений, душа и приходит на Землю. Особое значение для него имеет встреча с Лисом, который преподал ему главный урок его духовных странствий: «Мы в ответе за тех, кого приручили» [6, с. 79]. Благодаря своему другу-учителю Маленький принц открывает еще одну важнейшую истину, без глубинного осознания которой невозможна подлинная любовь: «…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» [6, с. 79].
Кульминацией испытаний на пути инициации является, как правило, реальная или символическая встреча героя со смертью. Олицетворением смерти и правильного, мудрого к ней отношения становится в повести образ змеи – в отличие от большинства фольклорно-мифологических сюжетов, где змея часто связана с мотивами искушения и ложного пути. В сказке Экзюпери змея, напротив, открывает герою путь возвращения к своему истинному небесному дому через отречение от иллюзий материального (телесного) земного мира: «Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести», – говорит Принц [6, с. 96].
Человеческая душа, как и Маленький принц, не должна испытывать страх перед смертью, поэтому герой Экзюпери не только подружился со змеей, но и учится у нее мудрому пониманию единства жизни и смерти. Маленький принц знает, что смерть человека на Земле – это лишь один из этапов его жизненных странствий: «… это все равно что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального» [6, с. 96]. Принц понимает, что физическое тело человека – это лишь то, что скрывает его истинную суть и природу, то главное, чего «глазами не увидишь».
Смерть, таким образом, открывает Маленькому принцу возможность завершить инициацию, пройдя третий ее этап – преображение, воскресение, возвращение. Все три ключевых мотива этого этапа обозначены в финальных эпизодах повести: Принц возвращается на свою планету, обретя новый духовно-личностный опыт, более глубокое понимание важнейших жизненных ценностей.
Пребывание Маленького принца на Земле соотносится с идеей духовного роста человека вообще и его перехода на новый этап личностного развития. Не случайно параллельно с инициацией Принца в повести разворачивается и сюжет инициации другого героя – самого рассказчика этой истории, пережившего встречу с чистой душой, ставшей для него не только другом, но и подлинным учителем. Можно сказать, что инициацию души и сознания проходит и читатель, совершающий свое духовное странствие вместе с героями повести. Ведь встреча с Маленьким принцем, как правило, заставляет задуматься о «самом главном» и детей, и взрослых. Нередко глубинное сопереживание героям ведет и к глубинной переоценке ценностей, обретению нового мироощущения, то есть реальному преображению души, которое и является основной целью инициации.