Волонтерская деятельность старшеклассников: сущность и особенности
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Волонтерская деятельность старшеклассников: сущность и особенности
История России не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми была деятельность на благо того общества, в котором появился и существовал этот человек.
На сегодняшний день внешкольная работа приобрела особую важность при подготовке подрастающего поколения к жизни в современном обществе.
Современное развитие волонтерская деятельность получила в связи с растущим числом социальных проблем, при решении которых в современной экономической ситуации волонтеры просто незаменимы.
С позиции П.Д. Павленка волонтерство является добровольным принятием обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами, оказывающимся в сложных жизненных ситуациях [4, c.492].
Наиболее успешно волонтерство реализуется в молодежной среде, а особое внимание уделяется формированию волонтерского движения из числа подростков, так как волонтерство является одним из способов самореализации подрастающего поколения [1, c. 43].
Синонимом волонтерства является слово «добровольчество» поэтому часто в нашей стране наряду с волонтерской деятельностью применяется словосочетание добровольческая деятельность.
Международный и российский опыт подтверждают, что развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях полностью отвечает приоритетным направлениям государственной молодёжной политики и политики образования и нацелено на их реализацию.
Общей целью поддержки и развития молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях является содействие реализации приоритетных направлений государственной молодёжной политики и политики образования, к числу которых относятся:
· создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи;
· развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны;
· вовлечение молодёжи в социальную практику.
Системное развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях базируется на основополагающих положениях о том, что молодёжное добровольчество является способом:
· личностного, лидерского и карьерного роста молодёжи;
· патриотического, трудового и духовно-нравственного воспитания молодёжи;
· приобретения новых знаний и навыков;
· совершенствования профессиональных компетенций;
· формирования здорового образа жизни [3, c. 122].
На сегодняшний день очень важно активное включение молодежи в социально-полезную деятельность. Это необходимо для того чтобы данная категория с интересом принимала участие в социальных изменениях не только государства, но и общества в целом.
По мнению Басова Н.Ф. доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны [2, c. 50].
Одной из основных технологий реализации волонтерства в молодежной среде является проектная деятельность. Проектная деятельность сложна по своему строению и связана в единый управленческий цикл, состоящий из прогнозирования, планирования и проектирования.
Основное участие волонтеров в проектной деятельности заключается в том, что они должны четко иметь возможности оказывать влияние на все возникшие вопросы, касающихся их деятельности. Все это влияние молодежь может реализовать намного проще, если будут использовать основные технологии в работе с целевой группой – социальное проектирование.
Знания в области социального проектирования способствуют развитию у молодых людей основных компетенций и социализации через использования данного метода для применения в практической деятельности и при решении социальных проблем.
Добровольчество создает для различных категорий молодежи полезные возможности самореализации, самообразования, формирование жизненных ценностей, помогающие при дальнейшем профессиональном росте, приобретая определенные умения и навыки.
Известно, что добровольческая деятельность может приобретать самые различные формы и виды в зависимости от областей и сфер, в которых она осуществляется.
К основным формам добровольческой деятельности, как правило, относят организованную (формальную) и неорганизованную (неформальную) добровольческую деятельность.
Неуправляемая добровольческая деятельность – это деятельность, основанная на спонтанном проявлении оказания помощи, как правило, помощи соседям или помощи во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф.
Неорганизованная добровольческая деятельность не менее важна и ценна, чем организованная, но, как правило, она остаётся не только неучтённой в общем вкладе добровольцев, поскольку способы измерения и оценки вклада неформальных добровольцев остаются не исследованными, но и в основном без какой-либо поддержки со стороны государства. Такие как, например, спонтанная реакция и отклики людей в случае стихийных бедствий, пожаров, катаклизмов, в других подобных случаях, когда многие люди откликаются на оказание помощи, относятся к спонтанному (не формальному) типу добровольчества. И во всех случаях неформального (спонтанного) добровольчества легко обнаружить все три критерия: помощь людям и обществу, без ожидания вознаграждения, собственный осознанный выбор.
Следует отметить, что при неформальном добровольчестве в большой степени проявляется именно альтруистическая составляющая мотивации.
Кроме того, важно отметить, что очень часто именно из инициатив, предпринимаемых неформально, вырастают организованные действия, преобразующиеся в формально действующие организации, в том числе активно сотрудничающие с органами власти. Примерами могут служит действия при пожарах 2010 года, добровольческие усилия по поиску пропавших детей и др.
Управляемая добровольческая деятельность – это добровольческая
деятельность, организованная и осуществляемая через некоммерческие, государственные, муниципальные учреждения, бизнес-организации, инициативные и иные самоорганизующиеся группы.
Особенностью эффективно организованного добровольчества является то, что это должен быть хорошо спланированный, мобильный и управляемый процесс координации, предоставления добровольческих услуг и обучения методам добровольческого управления, осуществляемый профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой или на добровольческой основе.
Как организованное, так и не организованное (неформальное) добровольчество предоставляет разнообразные и многочисленные возможности для приложения добровольческих усилий, которые дают шанс людям предпринять ту деятельность, которая для них интересна, приносит пользу и моральное удовлетворение прежде всего другим, но и в немалой степени и себе.
Добровольческие усилия, направленные на любую созидательную общественно полезную деятельность, индивидуальные или коллективные, вместе составляют колоссальный потенциал и ресурс для решения проблем страны [3, c. 31].
Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости привлечения молодых людей к волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность старшеклассников является системообразующим фактором личностного развития учащихся.Активное участие молодежи в волонтерском движении поможет решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых в условиях развития инноваций.