Статья:

Волонтерская деятельность старшеклассников: сущность и особенности

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Иванова А.С. Волонтерская деятельность старшеклассников: сущность и особенности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Волонтерская деятельность старшеклассников: сущность и особенности

Иванова Анастасия Сергеевна
магистрант, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

История России не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми была деятельность на благо того общества, в котором появился и существовал этот человек.

На сегодняшний день внешкольная работа приобрела особую важность при подготовке подрастающего поколения к жизни в современном обществе.

Современное развитие волонтерская деятельность получила в связи с растущим числом социальных проблем, при решении которых в современной экономической ситуации волонтеры просто незаменимы.

С позиции П.Д. Павленка волонтерство является добровольным принятием обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами, оказывающимся в сложных жизненных ситуациях [4, c.492].

Наиболее успешно волонтерство реализуется в молодежной среде, а особое внимание уделяется формированию волонтерского движения из числа подростков, так как волонтерство является одним из способов самореализации подрастающего поколения [1, c. 43].

Синонимом волонтерства является слово «добровольчество» поэтому часто в нашей стране наряду с волонтерской деятельностью применяется словосочетание добровольческая деятельность.

Международный и российский опыт подтверждают, что развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях полностью отвечает приоритетным направлениям государственной молодёжной политики и политики образования и нацелено на их реализацию.

Общей целью поддержки и развития молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях является содействие реализации приоритетных направлений государственной молодёжной политики и политики образования, к числу которых относятся:

·     создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи;

·     развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны;

·     вовлечение молодёжи в социальную практику.

Системное развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях базируется на основополагающих положениях о том, что молодёжное добровольчество является способом:

·     личностного, лидерского и карьерного роста молодёжи;

·     патриотического, трудового и духовно-нравственного воспитания молодёжи;

·     приобретения новых знаний и навыков;

·     совершенствования профессиональных компетенций;

·     формирования здорового образа жизни [3, c. 122].

На сегодняшний день очень важно активное включение молодежи в социально-полезную деятельность. Это необходимо для того чтобы данная категория с интересом принимала участие в социальных изменениях не только государства, но и общества в целом.

По мнению Басова Н.Ф. доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны [2, c. 50].

Одной из основных технологий реализации волонтерства в молодежной среде является проектная деятельность. Проектная деятельность сложна по своему строению и связана в единый управленческий цикл, состоящий из прогнозирования, планирования и проектирования.

Основное участие волонтеров в проектной деятельности заключается в том, что они должны четко иметь возможности оказывать влияние на все возникшие вопросы, касающихся их деятельности. Все это влияние молодежь может реализовать намного проще, если будут использовать основные технологии в работе с целевой группой – социальное проектирование.

Знания в области социального проектирования способствуют развитию у молодых людей основных компетенций и социализации через использования данного метода для применения в практической деятельности и при решении социальных проблем.

Добровольчество создает для различных категорий молодежи полезные возможности самореализации, самообразования, формирование жизненных ценностей, помогающие при дальнейшем профессиональном росте, приобретая определенные умения и навыки.

Известно, что добровольческая деятельность может приобретать самые различные формы и виды в зависимости от областей и сфер, в которых она осуществляется.

К основным формам добровольческой деятельности, как правило, относят организованную (формальную) и неорганизованную (неформальную) добровольческую деятельность.

Неуправляемая добровольческая деятельность – это деятельность, основанная на спонтанном проявлении оказания помощи, как правило, помощи соседям или помощи во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф.

Неорганизованная добровольческая деятельность не менее важна и ценна, чем организованная, но, как правило, она остаётся не только неучтённой в общем вкладе добровольцев, поскольку способы измерения и оценки вклада неформальных добровольцев остаются не исследованными, но и в основном без какой-либо поддержки со стороны государства. Такие как, например, спонтанная реакция и отклики людей в случае стихийных бедствий, пожаров, катаклизмов, в других подобных случаях, когда многие люди откликаются на оказание помощи, относятся к спонтанному (не формальному) типу добровольчества. И во всех случаях неформального (спонтанного) добровольчества легко обнаружить все три критерия: помощь людям и обществу, без ожидания вознаграждения, собственный осознанный выбор.

Следует отметить, что при неформальном добровольчестве в большой степени проявляется именно альтруистическая составляющая мотивации.

Кроме того, важно отметить, что очень часто именно из инициатив, предпринимаемых неформально, вырастают организованные действия, преобразующиеся в формально действующие организации, в том числе активно сотрудничающие с органами власти. Примерами могут служит действия при пожарах 2010 года, добровольческие усилия по поиску пропавших детей и др.

Управляемая добровольческая деятельность – это добровольческая

деятельность, организованная и осуществляемая через некоммерческие, государственные, муниципальные учреждения, бизнес-организации, инициативные и иные самоорганизующиеся группы.

Особенностью эффективно организованного добровольчества является то, что это должен быть хорошо спланированный, мобильный и управляемый процесс координации, предоставления добровольческих услуг и обучения методам добровольческого управления, осуществляемый профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой или на добровольческой основе.

Как организованное, так и не организованное (неформальное) добровольчество предоставляет разнообразные и многочисленные возможности для приложения добровольческих усилий, которые дают шанс людям предпринять ту деятельность, которая для них интересна, приносит пользу и моральное удовлетворение прежде всего другим, но и в немалой степени и себе.

Добровольческие усилия, направленные на любую созидательную общественно полезную деятельность, индивидуальные или коллективные, вместе составляют колоссальный потенциал и ресурс для решения проблем страны [3, c. 31].

Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости привлечения молодых людей к волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность старшеклассников является системообразующим фактором личностного развития учащихся.Активное участие молодежи в волонтерском движении поможет решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых в условиях развития инноваций.

 

Список литературы:
1. Аргынов А.Х. Служение обществу: Пособие по развитию волонтерской деятельности учащихся организаций образования / А.Х. Аргынов, Р.А. Жумаканова. – Алматы, Научно-информационный центр гражданского образования. – 2009. – 183 с.
2. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Издателъско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 328 с.
3. Бодренкова Г.П.Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике/ учебно-методическое пособие. – М.: АНО «СПО СОТИС». – 2013.  320с.
4. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Учебное пособие / П. Д. Павленок. - 10-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 592 с.