Языковые особенности политического дискурса раннего Советского Союза на примере творчества Владимира Маяковского
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Филология
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Языковые особенности политического дискурса раннего Советского Союза на примере творчества Владимира Маяковского
Проведя анализ творческой деятельности Владимира Маяковского, мы можем смело согласиться с тем, что поэт не только воспел в своих произведениях Октябрьскую революцию, он стал ее голосом. Время, в котором творил поэт совпало и с революцией 1917 года, и с началом становления нового государства – Советского Союза, новой однопартийной власти, и коммунизма. Соответственно меняется не только время, власть и общество, вслед за этим перемены происходят в языковой культуре советской России. Конечно, эти изменения отразились и на литературно-творческой жизни страны, в целом: авторы открывают все больше новых стихотворных форм, создают такие литературные течения как: декадентство, символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм, с которым неразрывно связан творческий период жизни Маяковского. Его произведения отличались сложным семантическими и композиционными «сдвигами», гротескным смешением стилей и жанров, что впоследствии получило статус нового конструктивно-стилистического единства.
При подготовке данной работы, в своих исследованиях мы, прежде всего, старались сделать акцент на том, какую роль сыграла творческая деятельность Маяковского в политической жизни страны. Мы уже говорили о том, что поэт являлся голосом революции, в связи с этим перед нами встала задача проанализировать совокупность всех речевых актов, используемых в его политических стихах и выявить особенности политического дискурса первых десятилетий, после становления Советского союза.
Изменения, произошедшие в нашем обществе на рубеже веков, не смогли не отразиться и в гуманитарной сфере. Филология как область гуманитарного знания откликнулась активно и складывается пограничная дисциплина, именуемая чаще всего политической лингвистикой, а также лингвополитологией и политической филологией.
Предметом политической филологии, по мнению современных учёных, может быть её объект – устройство, специфика и функция политического дискурса.
Для определения понятия «политический дискурс» мы опирались на работы А. П. Чудинова и Э. В. Будаева. В 2003 году было опубликовано первое учебное пособие по новой дисциплине на русском языке – книга А. П. Чудинова «Политическая лингвистика». Это первая попытка в учебной литературе обобщить опыт отечественных исследователей политической коммуникации. Для характеристики политической коммуникации автор выделяет следующие антиномии: ритуальность и информативность, институциональность и личностный характер, эзотеричность и общедоступность, редукционизм и многоаспектность информации в политическом тексте, авторство и анонимность политического текста, интертекстуальность и автономность политического текста, агрессивность и толерантность в политической коммуникации [3].
Что касается советского политического дискурса, автор в своей работе отмечает, что очень значимыми были политические определения, кардинально преобразующие смысл и эмоциональную окраску слова. Чудинов также ссылается на исследования коммуникативной практики тоталитарных режимов. К характерным чертам тоталитарного дискурса специалист относит централизацию пропагандисткой деятельности, претензии на абсолютную истину, идеологизацию всех сторон жизни, лозунговость и пристрастие к заклинаниям.
В аспекте рассматриваемой проблемы мы обратились к творчеству В.В.Маяковского, одного из самых ярких и талантливых советских литераторов, пишущих на политические темы, к тому же облекая данные вопросы в стихотворную форму. Анализ политического дискурса в рифмованной форме является новым и достаточно актуальным.
Для начала анализа политического творчества Владимира Маяковского мы выбрали поэму, посвященную вождю мирового пролетариата – Владимиру Ильичу Ленину, которая, как известно, так и называется – «Владимир Ильич Ленин». Поэма была написана в 1924, истоком её для ее написания послужило стихотворение «Владимир Ильич».
В своём исследовании мы сделали акцент именно на поиске в творчестве Владимира Маяковского отмеченных выше элементов политического дискурса, и выявить его особенности, прежде всего языковые.
Ритуальность: большое количество приветствий можно встретить в поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин». «Да здравствует революция!» (два раза), «Да здравствует Ленин!», «Да здравствует партия», «Да здравствует восстание за власть совета!», «Да здравствует коммунизм!». Маяковский пишет так, чтобы внушить уважение к новым государственным ценностям и новым политическим традициям. Все это он добивается, подчеркивая деловые и личные качества героя поэмы, которые для автора являются эталонными в кодексе поведения коммуниста. Простота, неприхотливость в быту, внимательность к людям, умение слушать и давать советы позволяют называть Ленина «самым человечным человеком». И именно эта «самая человечная человечность» образует подвижнический ореол вокруг героя. В поэме Маяковского открыто звучит богоборческий (революционный) мотив, направленный на свержение старых представлений и традиций взамен на установление новых порядков.
Информативность – это актуальная информация, содержащая сведения, факты, явления, события, действия и лица. В тексте главное лицо – Владимир Ильич Ленин, упоминается 22 раза, явление – революция – 3 раза, 1 раз война, 1 раз коммунизм. Информативность текста передается.
Институциональный дискурс – цель и участники общения. В данном случае целью поэта – является возвеличить Ленина и революцию, участниками автор считает Ленина, коммунистов, народ, называя их «товарищи», «коммунисты».
Личностный характер автора и авторство также присутствует в поэме: «Я боюсь этих строчек тыщи, как мальчишкой боишься фальши», «я тревожусь, не закрыли чтоб настоящий, мудрый, человечий ленинский огромный лоб», «Я боюсь, чтоб шествия и мавзолеи, поклонений установленный статут не залили б приторным елеем ленинскую простоту», «я писать обязан по мандату долга» и др. Авторский лирический двойник в поэме признается, что добровольно отдает «всю свою звонкую силу поэта» «атакующему классу», ленинской партии, являет себя последователем ленинского учения: «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше». Но несмотря на большое чувство, которое испытывает В.Маяковский по отношению к В.И.Ленину, он поддерживает пиететную – этикетную – дистанцию между основным героем поэмы и собственным авторским «я», лирическим героем. Доминирующим чувством автора «Владимира Ильича Ленина» по отношению к центральному персонажу становится полное и безмерное преклонение перед его авторитетом.
Общедоступность текста очевидна, поэма написанная в 1924 году, сразу получила большую популярность. Маяковский выступал с чтением поэмы в рабочих и партийных аудиториях Москвы, Киева, Минска, Смоленска и других городов. Читал во многих рабочих собраниях ... Отношение рабочей аудитории обрадовало и утвердило в уверенности нужности поэмы», – писал позднее Маяковский в автобиографии «Я сам».
Интертекстуальность или связь между текстами: Известно, что до выхода в свет поэмы «Владимир Ильич Ленин», Маяковский написал ряд стихотворений, посвященных вождю революции, а стихотворение «Разговор с Владимиром Ильичем» послужило основой для создания поэмы. Связь между текстами проявляется в таких фразах как «Товарищ Ленин», «революция», «герой», сама идея и тема творчества Маяковского связывает все его творчество. Напомним, что первое стихотворение о вожде – «Владимир Ильич!» – было написано Маяковским в апреле 1920 г., когда Коммунистическая партия отмечала 50-летие со дня рождения В. И. Ленина. Идеи и образы первого стихотворения Маяковского о Ленине нашли свое развитие в другом произведении поэта о вожде – «Мы не верим!», написанном в 1923 г., в дни болезни Владимира Ильича. К этому времени, очевидно, относится и возникновение у Маяковского замысла поэмы о вожде. В автобиографии «Я сам» под датой «23-й год» имеется лаконичная запись: «Начал обдумывать поэму «Ленин» [5].
Уже раннее творчество поэта ставило своей задачей эпатировать общественность: отсюда – необычность художественной формы и резкость содержания работ автора. Агрессивность в тексте поэта выражена обличением врага Коммунистической партии. В поэме частотны приемы сатиры, агрессия также усиливается обилием экспрессивно окрашеной лексики:
- Буржуевы зубья / ощерились разом. – Раб взбунтовался! / Плетями, / да в кровь его!
Панегирические по отношению к самой партии. Например, знаменитый гимн:
- Партия – / бессмертие нашего дела. Партия - единственное, / что мне не изменит.
Как говорится в его автобиографии «Я сам», Маяковский своей задачей в поэзии считал сближение литературы и жизни. Многим трудно понять эту неприкрытую агрессивность в его стихах, но в то время люди как раз и ждали ТАКИХ стихотворений. Современники говорили, что он писал ЧТО нужно, КАК нужно и КОГДА это было необходимо. Маяковский прекрасно отразил мысли людей революционной эпохи, без имени Маяковского революция – не революция» … и сегодня рифма поэта – ласка и лозунг, и штык, и кнут».
Итак, мы видим, что в тексте Маяковского присутствует большинство признаков политического дискурса. Найдя подтверждение тому, что поэма «Владимир Ильич Ленин» – яркий пример политического дискурса начала советской эпохи, далее в статье мы хотим отметить некоторые наиболее характерные детали, которые также являются языковыми особенностями политического дискурса начального периода советской власти.
Вспомним, что характерными чертами политического дискурса в творчестве Маяковского, а значит и в «раннем» Советском Союзе являлось наличие авторских неологизмов. Маяковский зачастую пренебрегал стихотворным размером, делая упор на яркую и сильную рифму. Ну и, конечно, выразительности его строкам всегда придавали авторские неологизмы – новопридуманные слова, которыми щедро усыпано множество произведений Маяковского. Знаменитые неологизмы представлены в его поэме «Владимир Ильич Ленин»: «Голоштанный» (такую характеристику наряду с «голодным» получил в поэме народ, которому предстояло сделать выбор между Советами и буржуем.) «Дрыгоножеством» (получает дом фаворитки Николая II балерина Кшесинская) [1].
Кроме того, к особенностям советского дискурса в произведениях Маяковского можно отнести слова: «Революция», «Ленин», «Коммунизм». В доказательство своих выводов мы обратились к толковому словарю «Языка совдепии». Так, значение слова «Революция» обозначает «коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества, приводящий к смене общественного строя. В словаре также есть ссылки на значения слов «Пролетарская революция» (революция рабочего класса), «Мировая социалистическая революция» (социалистическая революция в масштабах планеты) и Великая Октябрьская социалистическая революция (революционный переворот в России в ноябре (октябре) 1917 года) [2].
Значение слова Ленин обозначено как «революционер, продолжатель учения К. Маркса и Ф. Энгельса, организатор Октябрьского вооруженного восстания, возглавлял ЦК партии и Совет Народных Комиссаров» [2].
Коммунизм – это гипотетичский общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства [2].
Большинство фраз Маяковского, вырванных из контекста стихотворений, также получили большую популярность в народе. Вспомним самые знаменитые из них, которые впоследствии стали лозунгами развитого социализма: «Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить», стихотворение «Комсомольская», «Ленин и теперь живее всех живых» (цитата из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин» 1924 – является перефразировкой евангельской фразы об Иисусе), «Мы говорим – Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим – партия, подразумеваем Ленин» (цитата из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин» 1924).
Раннее творчество Маяковского, как и, собственно, вся политика послереволюционной России, носит агитационный характер. Приведем в пример такие знаменитые стихотворения поэта как: «Левый марш», призывающий советских матросов бороться с войсками Антанты, стихотворение «Приказ по армии искусства», «9-е января» и другие.
В этих стихотворениях автор часто прибегает к словам, имеющим политическое значение, которые активно употреблялись в первых десятилетиях XX века. К ним можно отнести такие слова как: «враг», «буржуи», «рабочие», «коммуна», «товарищи» и др. – значение которых можно также найти в толковом словаре языка совдепии. Примечательно, что и такие слова как «молоткастый» и «серпастый», придуманные Маяковским «авторские неологизмы», и использованные в произведении «Стихи о советском паспорте», вошли в данный словарь. Тем самым мы еще раз убеждаемся, что творчество поэта во многом способствовало формированию политической лексики раннего Советского Союза.
Говорить о вкладе Маяковского в формирование политического «слова» можно бесконечно. Стоит только упомянуть о работе поэта в «Окнах РОСТА», количество нарисованных плакатов, написанных лозунгов невозможно пересчитать. Это титанический труд, о котором сам Маяковский говорил: «Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов …Это – моя часть огромнейшей агитработы – окон сатиры РОСТА». Итак, подводя итоги нашего труда, можно уверенно говорить, что в политическом дискурсе раннего советского периода отражены поэтические особенности Владимира Маяковского, в частности, появление политических неологизмов, лозунговости, авторское видение политической борьбы против «врага», возвеличивание коммунизма и «Товарища Ленина».