Статья:

Особенности индонезийского батика

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Пасечник Е.Д. Особенности индонезийского батика // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(46).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности индонезийского батика

Пасечник Елизавета Дмитриевна
студент, Национальный Технический Университет Украины, «Киевский Политехнический институт имени Игоря Сикорского», Украина, г. Киев

 

Индонезия известна своим батиком с IV века. Индонезийские техники исполнения и дизайн самого батика столь же многочисленны и многогранны, как и его острова. Расцветка и орнамент текстиля различаются в зависимости от деревень и этнических групп, располагающихся на разных островах. Несколько яванских деревень сохранили свое наследие в течении сотен лет.

 

Рисунок 1. Пример батика

 

Дискуссии о зарождении искусства батика на острове Ява продолжаются и в настоящее время. Каждый эксперт имеет своё собственное мнение: Руфаер (1900), а также Прингади (1912) утверждают, что искусство батика пришло из Индии с приходом купцов. Батик начал активно внедряться в культуру жителей острова и влиять на развитие искусства. Стены знаменитых храмов Боробудур, Прамбанан и некоторых храмов на Бали украшает этот вид росписи.

В то же время другие археологи считают, что искусство батика, которое стало неотъемлемой частью Яванской культуры, заняло весьма длительный период культурной трансформации. Он возник из местной культуры, в ходе развития находился под сильным влиянием китайской и европейской культуры. Батик возник задолго до того, как иностранное влияние пришло в Индонезию.

Для яванцев батик – это не просто популярный способ оформления текстиля, он имеет глубокое философское значение, которое принимает и понимает каждый яванец от колыбели до могилы. Когда рождается ребёнок, батик используется для обертывания новорожденного, а также для фиксации к телу матери при движении. Во время свадебной церемонии - это неотъемлемая часть свадебного костюма жениха и невесты, а также участников празднества. И, наконец, в конце жизни, батик используется для покрытия тела во время погребения.

Батик продолжает существовать на протяжении многих лет и показывает признаки становления и еще большего распространения, благодаря динамичному развитию в технологических, эстетических и экономических аспектах. Несмотря на многочисленные взлеты и падения в индонезийской экономике, искусство батика продолжает процветать и в этом столетии.

Символизм в дизайне батика

В Яванской культуре батик символизирует философию о важности жизни, рождении, браке и смерти. Батик - это важная часть каждого из этих этапов в жизни человека. Такие объекты, как цветы, деревья, птицы, листья, бабочки, рыбы, насекомые и геометрические формы, являют собой богатый символический смысл. Хоть и существует тысячи различных конструкций и композиций батика, особенности дизайна традиционно были связаны с праздниками и религиозными церемониями.

Большинство мотивов позаимствованы у природы. Они представляют собой религиозные или мистические символы, связанные с ранними религиозными убеждениями яванского народа, а затем и индуизма.

Модернизация и эволюция батика

Современный батик развился из традиционного искусства. Классические мастера добросовестно придерживались всех технологий на протяжении веков и передавали свой опыт из поколения в поколение. Это также проявляется в использовании цветовой палитры. В наше время мастера больше не зависят от натуральных красителей и имеют свободу выбора в широком цветовом спектре химической краски. Тем не менее, для создания современного батика по-прежнему используют традиционные инструменты. Таким образом, горизонты батика расширяются, но в основе искусства всё таки лежат традиции.

Процесс создания батика сохраняется на протяжении многих веков, но он не теряет своей популярности и остается таким же актуальным. Традиционный батик использовался для создания облегающих юбок или блуз, которые являются неотъемлемой частью индонезийского костюма. В наше время батик используют не только как элементы одежды, но также как предметы интерьера такие как: скатерти, обивки дивана, наволочки, покрывала, чехлы на мобильные телефоны и бытовые принадлежности. Кроме того, современные художники создают картины на текстиле, которые широко используются в интерьерах офисов, гостиниц и других общественных мест.

Батик в промышленности

Батик начал развиваться после индонезийской независимости. Главным моментом развития батика во второй половине ХХ столетия является развитие местной индустрии моды, повлиявшей на текстильную промышленность региона. В настоящее время большая часть батика на мировом рынке составляет производственный текстиль, но остается узкий рынок высококачественной, ручной работы, которую до сих пор изготавливают в Индонезии.

Правительство Индонезии полностью поддерживает культурные традиции и дает возможность обществу узнать об этом искусстве. Батик – особенное ручное искусство, которое нуждается в сохранении и защите.

На самом деле индустриализация уже подавила большинство мелких ремесленников в деревнях. Это привело к урбанизации и уничтожению батика, как народного искусства. К счастью, некоторые ремесленники продолжают развивать дело своей жизни.

Индонезийское правительство активно поощряет и поддерживает народное искусство батика, так как с ростом его популярности на западных рынках батик стал символом страны.

После Второй мировой войны производство индонезийского батика значительно замедлилось из-за отсутствия сырья. В 1948 г. правительство новой Республики Индонезия инициировало создание Федерации индонезийских кооперативов батика в Джакарте для поддержки производителей батика.

В 1955г. правительство ввело особые условия для удешевления хлопкового материала (основного материала для создания батика) для индонезийцев с низкими доходами.

Печатный станок для батика

Влияние современных технологий на производство текстиля привело к появлению печатных станков воспроизводящих рисунок на хлопчатобумажных и синтетических тканях. Однако, массовое производство батика не в состоянии передать философский смысл и отобразить нюансы духовной жизни народа и художника, создающего произведение искусства.

 

Рисунок 2. Штамповый батик

 

Рисунок 3. Ручной батик

 

Появление печатного и штампового батика пагубно повлияло на традиционных мастеров, использующих темные цвета в сочетании с монотонными композициями. Производственный батик намного дешевле по сравнению с ручной работой. Кроме того, профессиональные дизайнеры объединяют контрастные цвета и современные орнаменты на текстиле, что усиливает спрос у молодого поколения.

Индонезийские модельеры настойчиво вводят батик на мировую арену моды. Они делают многое для продвижения индонезийского искусства батика в его классических и современных формах. Замысловатые композиции, полученные техникой окраски ценятся во всем мире, а также являются источником вдохновения для международных дизайнеров одежды и текстиля.

Молодое поколение с энтузиазмом использует батик в современной жизни, как элементы повседневного и праздничного костюма.

Индонезийский музей батика

Музей был официально открыт президентом Сусило Бамбанг Юдхойоно 12 июля 2006 года в Пекалонган (центральная Ява). Целью создания музея является расширение индонезийского промышленного батика до мирового уровня, предоставляя комплексную информацию об индонезийском батике, включая сырье, материалы, красители, дизайн, мотив, техники производства. Таким образом правительство сохраняет культурное наследие батика и развивает экономику местного населения.

В галерее представлено около трехсот разнообразных полотен батика, которые предоставили люди со всей Индонезии. Эти коллекции продемонстрированы в Пекалонган – северный узорчатый батик, а также второй выставочный зал с художественной росписью на ткани из других районов и областей Индонезии. Вскоре галерея будет соответствовать всем мировым стандартам.

 

Список литературы:
1. Давыдов, С. Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия [Текст] / С. Г. Давыдов. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. 2006 – 184 с.
2. Лыкова Е. С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников [Текст] / Е. С. Лыкова // Проблемы художественного образования. – Омск: Изд-во ОмГУ, 1997. – С. 40–46.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – 22-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с.
4. Гильман Р. А. «Художествення роспись ткани». Москва, 2004 г.
5. Энциклопедия художника «Искусство батика». Москва, 2000 г.