Статья:

Образ героини-Творца в романе Дины Рубиной

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Лахтина М.А. Образ героини-Творца в романе Дины Рубиной // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(46).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Образ героини-Творца в романе Дины Рубиной

Лахтина Мария Александровна
студент Нижнетагильского социально-педагогического института, НТГСПИ, РФ, г. Нижний Тагил
Журавская Ольга Сергеевна
научный руководитель, канд. филол. наук, Нижнетагильский социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил

 

В данной статье рассматривается способ разработки персонажа-Творца в произведениях Дины Рубиной. Материалом для исследования послужила книга «Почерк Леонардо». Текстовый анализ доказывает, что благодаря использованию в композиции романа техники зеркального лабиринта автор показывает трагедию героя-Творца, дар которого уничтожает свободу его личности.

Прозу Дины Рубиной отличает многогеройность, среди героев её повестей и романов нет ни главных, ни второстепенных. Возможно, это связано с биографией автора (у Дины Рубиной консерваторское образование, ее сестра – музыкант, а ее отец и ее муж – художники), – в большинстве художественных текстов присутствует персонаж с непреодолимой тягой к творчеству. Таким образом, тема творческой личности - одна из основных в прозе Д. Рубиной. Наверное, еще и потому, что «в тексте рубинского повествования присутствует Главный Творец, заведующий небесным путевым ведомством»: он «и билеты выдает, и сам же их компостирует» [4, с. 72].

В «Почерке Леонардо» каждая тема задается при помощи эпиграфов. Каждый из трех определяет направление развития сюжета и интерпретацию темы. Повествование в романе ведется далеко не однолинейно, но оно классическим образом рассказывает о детстве героини, ее взаимоотношениях с родителями, соседями и учителями. Сюжет романа создается при помощи фрагментов, но это дает возможность посмотреть на жизнь героини глазами сквозных персонажей в разное время развития сюжета романа. Эпизоды часто расставлены контрастно, и достаточно нескольких фрагментов, чтобы показать основные черты характера героев и социально-бытовые особенности времени.

Повествование в романе ведется на контрапункте – подчеркнутом несоответствии приземленной действительности и проявления чуда. Например, таким образом подается посещение героиней футбольного матча. В детстве главная героиня попадает с отцом на футбол: «У входа на стадион толпа растет... Рев стотысячных трибун накатывает и спадает. И Аня тоже «болеет», хотя всегда знает, с каким счетом, кому сейчас гол забьют и кому судья назначит штрафной. Раньше она думала, что все знают. Оказывается – нет, хотя это ведь так просто: внутри перед глазами выкладывается зеркальный тоннель. В конце зеркального тоннеля возникает круг, где пульсируют цифры, или слова, или фигура». Именно на матче начинает проявляться ее провидческий талант, который становится ее проклятьем. «Простые люди поговаривают, будто гениальность есть сумасшествие или юродство, и всякий одаренный по-своему блажен. Богом, дьяволом, судьбой или какой другой непостижимой силой явлен он миру – загадка. Но человечество непрестанно задается вопросами о том, откуда приходят гении и почему так нечасто родятся, что делает их отличными и почему они исчезают, не рассказав о главном» [3]. Именно эти фразы говорят читателю, что героиня получила особый дар – видеть суть и создавать реальность, а потому ее можно считать Творцом. Несколько определений слову «Творец» дается в словаре Т.Ф. Ефремовой: Творец – м. Бог как высшее существо, которое – по религиозным представлениям – создало мир; Создатель. Творец – м. Тот, кто в процессе творчества создал что-л. материально или духовно ценное. Творец – человек, который может себя преодолеть, заставить окружающий его мир принимать таким, какой он есть [2]. Жизнь Анны предопределяется её видениями, потому что она Творец по своему рождению и еще с детства знала, кем она будет: «Навстречу ей по канату во внутреннем зеркале – в том, которое чуть выше глаз, – шла она, сама Нюта, с длинной палкой наперевес. Как вот эта Дюймовочка! Но не сейчас, не скоро» [3].

В романе «Почерк Леонардо» художественное пространство становится похожим на зеркальный лабиринт со множеством дробящихся отражений, т.к. повествование ведется и от лица автора, и от лиц двух мужей главной героини (в форме разговора инспектором Интерпола с Володей и писем к главной героине от Семена), возникает так называемый «текст в тексте». Рассказы мужей настолько не похожи друг на друга, что возникает даже противопоставление на уровне стиля текста: в первом случае слог грубоват, во втором – гладкий и проникновенный. Такая композиция как бы удваивает содержание романа и способствует проявлению одной из характерных черт идиостиля Д. Рубиной – частой смены тональности характеристик персонажа.

«… Он уверял, что она – ангел. Смешно, конечно? Не в том смысле, что типа как с неба ангел, а, мол, природа ее родственна неким существам, которые в народном сознании фигурируют как ангелы-архангелы всякие… ну и прочая небесная братия. Что люди в них верят, потому что время от времени такие существа действительно появляются на земле среди людей…» – говорит Владимир о главной героине Анне [3]. Но эта особенность сродни гениальности делает Анну почти не способной к нормальному (привычному) контакту с людьми. Принцип ее жизни сравним только с жизнью монаха в миру. Д. Рубина будто подчеркивает идентичность понятий: творец – гений – святой – ангел.

Все повествование связано с иллюзией и магией зеркал, зеркало метафоризирует переход в потусторонний мир из мира живых, в нем часто отражается то, чего Анна вовсе не ожидает увидеть, например, страшная смерть Элен – возлюбленной Женевьевы или обрыв лонжи и гибель на арене одаренной воздушной гимнастки. Героиня пытается предостеречь людей от того, что явилось ей в зеркале как предсказание их будущего, но никто не слушает её слов. Но когда пророчество сбывается, о них вспоминают, и Анну обвиняют занятиях черной магией, ее проклинают, Женевьева же вообще пытается ее убить. Нюта старается не проявлять своего дара, с головой погружается в цирковой быт, в каскадерские страсти, чтобы не услышать новых вопросов о будущем близких и не увидеть в зеркале ответ, а еще лучше - смешаться с обычными людьми и жить как все.

Дина Рубина пишет: «Зеркала. Зеркала – это же не новый ход. А зеркальность… Вы знаете, меня уже давно интригуют близнецы. Как элемент зеркальности. Значит, природа настроена на зеркальность изначально. Зачем создавать одинаковых людей? Ведь это противоречит природе и творческому процессу, творению Господа Бога. Зачем?» [1]. Изображения, возникающие в зеркале, вызывают страх и тоску, они заставляют героиню постоянно прятать свой дар, и все, что соединяет Анну с людьми, – это любовь к фаготисту Сене и мастеру оптических иллюзий Элиэзеру.

Элиэзер сыграл немаловажную роль в жизни главной героини. Это был первый человек, который восхитился ее даром, ее почерком Леонардо, который помог ей встать на свой путь: «И тут она застыла. В аккуратной красной рамке, на тетрадном литке, ее запретным правильным почерком –его-то она мгновенно промахнула взглядом, - было написано: «Занимательное Зеркалье!». И когда она написала Элиэзеру на доске фразу зеркальным почерком, он воскликнул: «Ребенок, ты гений?». Этот большой и взрослый человек смог увидеть и понять натуру Творца в Анне, поддержать ее в трудные минуты.

В романе «Почерк Леонардо» мотив зеркальности реализуется и через историю знакомства главной героини с мужьями: оба героя впервые видят героиню 5-летней девочкой во время встречи с ее родителями. Много лет спустя происходили их настоящие знакомства: героиня сама искала встречи с этими героями.

Кроме того, в «Почерке Леонардо» зеркало реализует ряд существующих в культуре смысловых потенций. Во-первых, зеркало всегда отождествлялось с дверью между естественным и сверхъестественным мирами, поэтому в романе зеркало становится средством связи героини с умершей мамой. Во-вторых, зеркало удваивает художественное пространство: во «внутреннем зеркале» главная героиня видит будущее, которое переплетается с событиями в реальном времени. В-третьих, одна из функций зеркала – это удержание души человека, смотрящего в него, лишение свободы, в романе ценой за обладание даром предвидения, реализованного посредством внутреннего зеркала, становится потеря свободы его обладателя.

Эта идея о высокой цене дара – потере свободы, выражается в схожести судьбы героя-Творца с судьбой заключенного: обладание способностями, превышающими возможности обычного человека, так же незаконно, как совершенное преступление. В результате Творец, Художник, как преступник, лишается свободы и независимости, выносится приговор по его делу и определяется срок, удержание в заключении носит принудительный характер, нахождение под круглосуточным контролем и присмотром становится причиной поиска выхода из заключения, стремления освободиться. В конце концов главная героиня понимает, что «… она <…> осталась, обреченно одна перед ужасающей бездной, куда распахивались – всегда внезапно – ее зеркала» - вот она цена за обладание даром: вечное заключение, нахождение в его власти.

Сколько бы Анна не пыталась освободиться от своего дара, она прикована к нему железными кандалами, как заключенная. Обладание даром заключается в ощущении Творцом своей несвободы от источника дара – Бога, который имеет абсолютную власть по отношению к нему. Бог предстает «судьей»/«стражем»; подобно заключенному, одаренный герой совершил преступление – стал обладателем способностей, превышающих возможности обычного человека, за что наказывается лишением свободы, принудительным удержанием в заключении.

 

Список литературы:
1. Гарт Давид «Почерк Леонардо» Дины Рубиной: истории и История/ http://booknik.ru/context/?id=27013&articleNum=2&print=.
2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный, – М.: Русский язык, 2000.
3. Рубина Д. Почерк Леонардо. – Москва: Эксмо, 2014. https://www.livelib.ru/book/1001079663-pocherk-leonardo-dina-rubina.
4. Рубина, Д.И. На солнечной стороне улицы: Роман / Д.И. Рубина. – М.: Эксмо, 2006.