Магниевый дефицит – как одна из причин акушерских осложнений
Секция: Медицина и фармацевтика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Магниевый дефицит – как одна из причин акушерских осложнений
Актуальность: По данным многоцентрового исследования, проведённого в России, магниевый дефицит установлен у 81,2% беременных. В ходе исследования было продемонстрировано, что пероральный прием органических солей магния до 25 недель беременности приводит к снижению риска ряда акушерских осложнений: преждевременных родов на 27%, рождения детей с низкой массой тела на 33%, угрозы прерывания беременности на 62%. (Г.Б. Дикке, 2017). В Германии в результате исследования был определён дефицит магния среди женщин разной возрастной группы: 56,4% в возрасте 14-18 лет; 38,3% - у 19-24-летних; 26,5% - у 25-34-летних.
Ключевые слова: физиологическая беременность, гипомагниемия, дефицит магния, осложнения беременности.
Магний – важнейший микроэлемент, физиологический антагонист кальция, являющийся регулятором многих биохимических и физиологических реакций организма. Магний содержится в высоких концентрациях в различных органах и тканях: в мозге, мышцах, миокарде, но наибольшее его количество определятся в плаценте.
Это обусловлено высокой концентрацией митохондрий в плаценте, которая является центром энергетического метаболизма, важного как для плода, так и для материнского организма. Не малоизвестном является факт, что плацента синтезирует более 150 белков и гормонов, а 70% из них являются магнийзависимыми. Это является одной из основных причин повышенной потребности в магнии у беременных женщин: им требуется не менее чем в 1,5 раза больше магния в сутки, чем небеременным. Это также обусловлено определёнными изменениями в организме женщины, повышенным выведением магния почками, ростом и развитием плода, что позволяет рассматривать беременность, как состояние «физиологической гипомагниемии» (К. Дадак, 2013).
Первое назначение магния было проведено французским акушером М. Бертраном в 1906 году для снятия судорог у беременных с эклампсией. Несколько позже магний стал использоваться при невынашивании беременности. Но в современном акушерстве обозначилась другая сторона проблемы – хронический магниевый дефицит, часто встречаемый у беременных женщин (рисунок 1).
Рисунок 1. Последствия дефицита магния при беременности
Недостаток магния в организме приводит к состоянию повышенной нервной возбудимости клетки: это особенно заметно на миоцитах, основной функцией которых является деполяризация. При дефиците магния происходит нарушение деполяризации мышечных клеток, что проявляется избыточностью процессов сокращения по отношению к процессам расслабления. Основными ранними клиническими проявлениями гипомагниемии являются мышечные подергивания и судороги, чаще всего в икроножных мышцах. Также могут наблюдаться аритмии, повышенная возбудимость, утомляемость, головокружение, чувство тревоги и беспокойства (О.А. Громова, Е.Ю. Лисицына, И.Ю. Торшин, О.Н. Грачёва, 2011).
Магниевый дефицит причастен к развитию одного из самых грозных осложнений беременности – эклампсии, развивающейся на пике гипомагниемии. Дефицит магния приводит к нарушению процессов плацентации и угрозе прерывания беременности на ранних сроках. Если происходит нарушение формирование плаценты, но без прерывания беременности – нарушается полноценный кровоток в системе «мать – плацента – плод» и как следствие, развитие фетоплацентарной недостаточности.
Нормальный газообмен между организмом матери и плода обеспечивается адекватным состоянием маточно-плацентарного кровотока и фетоплацентарного комплекса, но на фоне недостатка магния может наблюдаться задержка роста плода.
В результате дефицита магния повышается сократимость матки, что может спровоцировать преждевременные роды.
Это связано с тем, что магний участвует в поддержании электрического равновесия клетки, и при недостатке магния клетка находится в состоянии повышенной возбудимости: кальциевые каналы открываются, а из саркоплазматического ретикулума выходят ионы кальция, запускающие взаимодействие актина с миозином, и в результате происходит сокращение миометрия. Гипомагниемия может привести к спазму сосудов и тромбозам в сосудистом русле.
С патогенетической точки зрения это связано с тем, что при дефиците магния наблюдается снижение протективного действия магния на эндотелий сосудов: уменьшается выработка простациклина и оксида азота, а также нарушается подавление тромбоксана А2. Вследствие недостатка оксида азота не проявляется его мощный эндогенный сосудорасширяющий эффект, и не происходит торможения агрегации и адгезии тромбоцитов ((Е.А. Горбатова, И.Ю. Ильина, Ю.Э. Доброхотова, 2012).
Стоит отметить, что магний – жизненно необходимый микроэлемент. Применение препаратов магния в акушерской практике устраняет патогенетические звенья акушерской патологии (угроза прерывания беременности и преждевременные роды, лечение и профилактика поздних гестозов беременных, повреждении мозга у плода), улучшая не только маточно-плацентарно-плодовое, но и церебральное кровообращение.
Накопленный опыт показывает, что хронический дефицит магния сопряжен с патологическим течением беременности и неблагоприятными исходами в отношении матери, плода и новорожденного, и должен быть заблаговременно, не дожидаясь развития ургентных ситуаций, с самых ранних сроков беременности компенсирован приёмом специальных препаратов органического магния.
Терапия современными пероральными препаратами магния приобретает особое значение как на этапе подготовки к беременности, так и во время гестации, вследствие высокой биодоступности магния в этих препаратах, их высокой эффективности и безопасности как для матери, так и для плода. В то же время следует признать, что по многим аспектам применения магния в акушерской практике не достигнут консенсус, что требует дальнейших качественных научных исследований (О.П. Алексеева, А.В. Клеменов, О.И. Гусева, О.Н. Ткачева, Л.Е. Мурашко, 2004, Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, Москва).