Маркетинговые исследования ассортимента селеносодержащих биологически активных добавок в аптеках г. Пензы
Секция: Медицина и фармацевтика
XIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Маркетинговые исследования ассортимента селеносодержащих биологически активных добавок в аптеках г. Пензы
Селен (Se) — эссенциальный элемент, является необходимым элементом для осуществления иммунологических процессов, для нормального функционирования антиоксидантной системы, монооксигеназной системы печени.Дефицит селена может приводить к психическим нарушениям, способствовать увеличению вирулентности вирусов и снижению защиты организма от некоторых видов рака. Норма в сыворотке крови 0,07–0,12 мкг/мл.
Цель исследования –изучение аптечного ассортиментаи объемов продаж селеносодержащих биологически активных добавок (БАД) ваптеках города Пензыза первое полугодие 2019 года. В целях сохранения конфиденциальности в работе аптекам условно присвоены названия «Аптека №1» и «Аптека №2».
Согласно реестру продукции, прошедшей государственную регистрацию [1], биологически активные добавки, в состав которых входит селен, составляют на сегодняшний день 1370 наименований.
Для анализа был изучен ценовой спектр данных БАД и для выявления продуктов, пользующихся высоким спросом, проведен расчет объема продажв двух аптеках.
Рисунок 1. Сравнительный анализ цены селеносодержащих БАД в Аптеке №1 за первое полугодие 2019 г.
По полученным данным в аптечном ассортименте Аптеки №1 преобладают товары российского производства – «Витрум Плюс», «Дрожжи пивные ТМ с селеном», «Селен Vitalife»,«Селен-актив»,но самым продаваемым продуктом от объема продаж является «Селцинк "Плюс"» фирмы «PRO.MED.CS Prahaa.s.»(Чешская Республика) (рис. 2).
Рисунок 2. Сравнительный анализ продаж селеносодержащих БАД в Аптеке №1 за первое полугодие 2019 г.
Проведенный анализ позволил установить, что цены на препараты изучаемого сектора рынка в Аптеке №1 значительно ниже, чем в Аптеке №2 (рис. 1, 3).
Рисунок 3. Сравнительный анализ цены селеносодержащих БАД в Аптеке №2
В Аптеке№2 также преобладают отечественные средства, а товаром с более высокой покупательской способностью является «Витрум Плюс», произведенный в США.
Рисунок 4. Сравнительный анализ продаж селеносодержащих БАД в Аптеке №2 за первое полугодие 2019 г.
Дополнительные сведения, полученные от Аптеки № 2, отражаютзначительные повышения спроса на данные товары в 2019, в сравнении с 2018 г., в частности: объем продаж «Мульти-табс. Классик» увеличился в 4,5 раза; продажа «Витрум Плюс» увеличилась в 7 раз, а«Селен-актив» в 4 раза.Однако спрос на другие селеносодежащие БАД в аптечном ассортименте уменьшился от 14 до 30%.
В результате проведенных исследований установлено, что ассортимент анализируемых средств формируется аптеками произвольно на основе сложившегося спроса и покупательной способности населения. В обеих аптеках основой ассортимента селеносодержащих БАД являются добавки, которые известны конечному потребителю, пользуются хорошей репутацией и рекламной поддержкой (Селен Vitalife, ВМК Виталайф д/детей таб. Жев). Несмотря на выявленные различия, обе аптеки способны удовлетворить спрос конечных потребителей в БАД, содержащих селен.