Статья:

Уровень привыкания к алкоголю среди школьников 9-11 классов

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Костанов Д.Р., Ребров Д.А. Уровень привыкания к алкоголю среди школьников 9-11 классов // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/4(27).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Уровень привыкания к алкоголю среди школьников 9-11 классов

Костанов Даниил Романович
студент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск
Ребров Дмитрий Артурович
студент, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск
Лопухова Виктория Александровна
научный руководитель, д-р мед. наук, профессор, Курский Государственный Медицинский Университет, РФ, г. Курск

 

Актуальность исследования. Самым распространенным психоактивным веществом, употребляемым молодежью, является алкоголь. Согласно исследованию, проведенному независимым научным комитетом по изучению наркотических веществ (Independent Scientific Committee on Drugs), в котором вред от приема двадцати психоактивных веществ оценивался по шестнадцати критериям (непосредственный вред принимающему, риск возникновения зависимости, социальное воздействие и др.). Уровень вреда от употребления алкоголя занимает первое место, превышая уровень вреда от таких наркотических веществ, как героин и другие [2]. Отдельной проблемой является употребление алкоголя в подростковом возрасте. Злоупотребление алкоголем влияет на все стороны внутреннего мира подростка, определяя его отношения с другими людьми, вызывая расстройства личности, которые сопровождаются ухудшением здоровья. Распространению алкоголизма среди подростков способствуют особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, алкогольные традиции [1].

Целью исследования является оценка уровня проблем связанных с алкоголем (ПСУА) среди школьников старших классов. Выявление цели первого употребления алкоголя и мотивы последующего его приема.

Материал и методы: было проведено анонимное анкетирование с помощью онлайн системы для создания опросов и анкет Survio.com школьников 9-11 классов. Степень риска употребления алкоголя оценивалась с помощью теста AUDIT – Alcohol Use Disorders Identification Test. Статистическая обработка производилась с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel 2007.

Результаты и обсуждения. В исследовании приняли участие 38 учащихся 9-11 классов. Было опрошено 30 девушек и 8 юношей. С помощью теста AUDIT был оценен уровень ПСУА. Согласно результатам, 21 человек (55,26%) воздерживались от принятия алкоголя. 14 опрошенных (36,84%) употребляют алкоголь менее 1 раза в месяц. 2-4 раза в месяц употребляют алкоголь 3 опрошенных (7,89%). Общий удельный вес лиц, принимающих алкоголь, составил 44,74%. Удельный вес лиц, принимающих алкоголь, среди парней (25,0%) был в 2 раза меньше, чем среди девушек (50,0%). У трех (7,89%) опрошенных был выявлен повышенный уровень ПСУА.

На вопрос, когда впервые был употреблен алкогольный напиток 14 опрошенных (36,84%) указали возраст 15-16 лет, восемь опрошенных (21,05%) указали возраст 13-14 лет и 8 опрошенных (21,05%) указали возраст 11-12 лет, а 6 опрошенных (15,79%) впервые попробовали алкоголь ранее 10 лет. На вопрос о случайном приеме алкоголя в несознательном возрасте положительный ответ дало 17 опрошенных (44,74%). Так же нами были оценены мотивы употребления алкоголя среди школьников и причины первого случая употребления алкоголя. Причинами первого употребления являлись: любопытство (18 опрошенных, или 47,36%), случайное принятие алкоголя (5 опрошенных, или 13,16%), с целью повышения самооценки и самоутверждения (1 опрошенный, или 2,63%), чтобы почувствовать себя взрослым (1 опрошенный, или 2,63%), по примеру друзей (2 опрошенных, или 5,26%), по предложению родителей (3 опрошенных, или 7,90%). Целями дальнейшего употребления алкоголя среди школьников являются: получение удовольствия (5 опрошенных, или 13,16%), чтобы чувствовать себя более свободно в компании (5 опрошенных, или 13,16%), чтобы перестать нервничать (4 опрошенных, или 10,53%), для повышения самооценки и самоутверждения (2 опрошенных, или 5,26%), один опрошенный не смог определить цель употребления алкоголя (2,63%). У лиц, употребляющих алкоголь доля друзей, которые употребляют алкоголь равна 88, 24%. Доля друзей, употребляющих алкоголь, среди лиц, которые воздерживаются от употребления алкоголя составляет 76,19%. Отсюда можно предположить, что влияние друзей является предпосылкой для употребления алкоголя. Однако на вопрос о том, если предложат выпить в компании 4 опрошенных (10,53%) ответили, что согласились бы выпить, 25 опрошенных (65,79%) – отказались бы и 9 опрошенных (23,68%) затруднились ответить. Также опрошенных просили оценить эффективность профилактических бесед. 6 опрошенных (15,79%) считают профилактические беседы очень эффективными, 4 опрошенных (10,53%) – эффективными, 8 опрошенных (21,05%) считают эффективность незначительной и 15 опрошенным (39,47%) трудно оценить их влияние.

Выводы. Процент непьющих школьников незначительно превышает пьющих. Однако выявлено, что девушки употребляют алкоголь в 2 раза чаще, чем юноши. Также отмечается взаимосвязь с употреблением алкоголя в компании. 15 опрошенных набрало от 1 до 7 баллов по тесту AUDIT, что свидетельствует о минимальном риске алкоголизма. У двух опрошенных было 13 баллов (8-15 баллов) и они являются установившимся типом потребителя, такое употребление алкоголя несет с собой в будущем высокий риск ущерба здоровью.

 

Список литературы:
1. Палачева Т.И. Личностные особенности подростков с различным отношением к алкоголизации // Казанский педагогический журнал. 2014. № 5 (106). С. 165-171. 
2. Nutt DJ [et.al.]. Drug harms in the UK: a multicriteria decision analysis // Lancet. 2010. № 376. P. 1558-1565.