Статья:

Коррекция осанки у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Крылова О.В. Коррекция осанки у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/5(5).pdf (дата обращения: 19.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррекция осанки у детей младшего школьного возраста средствами художественной гимнастики

Крылова Олеся Валентиновна
магистрант «Дальневосточный федеральный университет» РФ, г. Владивосток
Козявина Нина Валентиновна
научный руководитель, канд. мед. наук, Школа искусства культуры и спорта, Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. Существует проблема по Дальневосточному региону касательно в городе Владивостоке, за последние годы отмечается тенденция ухудшения состояния опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. Укрепление и сохранение здоровья ребёнка выступает основой его дальнейшего полноценного развития. На сегодняшний день, к сожалению, забота о здоровье школьников носит не первостепенное значение, поскольку в нынешних условиях в учебно-воспитательном процессе происходит существенное увеличение психоэмоциональной и интеллектуальной нагрузки, при этом недостаточно информации как с этой проблемой бороться.

Данная ситуация является проблемной, поэтому актуальными будут являться исследования, направленные на поиск эффективных путей и решений.

Ключевые слова: коррекция осанки детей младшего школьного возраста, разработать методику упражнений, средствами художественной гимнастики.

 

По данным статистики в настоящее время наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. За последнее десятилетие заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла приблизительно на 36,2%.

У более чем 50% детей наблюдаются функциональные отклонения в состоянии организма, из них у 30-40% имеются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз).

Между тем, очевидна важность правильной осанки в жизнедеятельности ребенка.

Собственно на данном возрастном этапе, когда формируется опорно-двигательный аппарат, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной выступает задача развития правильной осанки, поиска действенных методик и методов для её достижения.

В качестве традиционного средства развития правильной осанки до сих пор считается лечебная физическая культура (ЛФК). Как и все в медицине, средства ЛФК, подлежали многократному и тщательному исследованию, и были признаны эффективными. Тем не менее необходимо отметить, что возникновение рекомендаций по поводу коррекции осанки вышеуказанными способами, ни коем образом не снижает степень остроты ситуации, поскольку на протяжении длительного периода времени наблюдается постоянная тенденции роста числа детей младшего школьного возраста, у которых наблюдается нарушение осанки.

По результатам исследований А.А. Потапчук и С.О. Филлиповой было выявлено, что на занятиях ЛФК, которые проводились в образовательных учреждениях, зафиксирован упадок интереса детей к двигательной деятельности лечебного характера из-за её однообразности.

Подобные обстоятельства делают необходим поиск новых подходов и средств физического воспитания, которые, оказывая определенные воздействия на мотивационно-эмоциональную сферу, формируют стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно воздействуют на развитие осанки.

К подобным средствам, на основании проведенных исследований, целесообразно отнести упражнения по художественной гимнастике, которые не только развивают двигательную систему, но и достаточно широко в целом воздействуют на личность ребёнка.

Посредством подобных упражнений решаются разные задачи физического воспитания: развитие гибкости, формирование культуры движений, укрепление «мышечного корсета», совершенствование координации, профилактика плоскостопия.

Следовательно, применение художественной гимнастики как средства физического воспитания детей младшего школьного возраста выступает весьма эффективным.

Однако ряд вопросов все еще остаётся не разрешен. В том числе, в достаточной мере не исследовано воздействие упражнений по художественной гимнастики на опорно-двигательный аппарат ребенка, не выработана методика использования этих упражнений для развития осанки у детей младшего школьного возраста, нет единой точки зрения касательно особенностей преподавания художественной гимнастики в школьном учреждении.

Следовательно, с одной стороны, сформировалась необходимость научного обоснования действенного применения элементов художественной гимнастики для развития правильной осанки у детей младшего школьного возраста, с другой - отсутствуют разработки, в которых главным звеном выступает использование специальных упражнений художественной гимнастики, что и предопределяет актуальность данного исследования. На основании анализа актуальности и противоречий была выявлена проблема, заключающаяся в обосновании подходов к использованию художественной гимнастики оздоровительной направленности для физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях ШОУ.

В качестве объекта исследования выступает процесс физического воспитания и образования младших школьников.

Предметом исследования выступает методика использования художественной оздоровительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений осанки у младших школьников (7-10 лет).

Целью исследования выступает разработка методики использования художественной оздоровительной гимнастики для формирования осанки у детей младшего возраста (7-10 лет) и оценка результативности её непосредственного применения в физкультурно-оздоровительной работе.

Гипотеза. Использование художественной гимнастики в физическом воспитании детей младшего школьного возраста поспособствует повышению его результативности и проявит положительное воздействие на динамику показателей физического и психического развития, здоровья, физической подготовленности детей при соблюдении определенных условий: а) определения средств художественной гимнастики, выступающих приемлемыми по возрастным возможностям и фактическому физическому состоянию детей 7-10 лет, которые непосредственно направлены на осуществление задач, обращенных на развитие правильной осанки; б) повышения доли базовых упражнений оздоровительной направленности посредством сокращения средств специализированной подготовки; в) разработки программы, первая из которых содержит материал по профилактике нарушений осанки непосредственно на уроках физической культуры, а вторая, систему домашних заданий, позволит выявить лучшее содержание и методику профилактики нарушений осанки младших школьников.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут применяться:

·     специалистами по физической реабилитации в условиях дневного стационара или поликлиники;

·     учителями в общеобразовательных школах;

·     учителями в оздоровительных школах для детей младшего школьного возраста, которые имеют дефекты осанки.

Применение на практике разработанной методики упражнений художественной гимнастики способствует повышению эффективности проведения занятий физического воспитания в школьном учреждении, посредством формирования необходимых условий оптимизации процесса освоения «школы» движений, развития внимания, памяти, воображения, воспитания творческих и эстетических способностей детей, повышения интереса к занятиям физическими упражнениям.

Теоретическая значимость. Исследовательские материалы о факторах, которые определяют нарушение осанки младших школьников, методику профилактики и коррекции данных нарушений на основании применения средств художественной гимнастики, развития эстетических, творческих и психических способностей обогащают новыми данными теорию и методику школьного физического воспитания.

Задачи исследования:

1. Исследовать проблему использования оздоровительных упражнений художественной гимнастики для развития осанки у младших школьников.

2. Выявить средства художественной гимнастики, понятные возрастным возможностям, фактическому физическому состоянию детей, и которые направлены на непосредственное осуществление задач школьного физического воспитания.

3. Сформировать методику упражнений оздоровительной художественной гимнастики для физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях школьного учреждения.

4. Проанализировать результативность использования методики художественной оздоровительной гимнастики в процессе физического воспитания     детей 7–10 лет.

 

Список литературы:
1. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб.: РГПУ, 2002. - 336 с.
2. Потапчук, А.А. Средства лечебной физкультуры в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис. д-ра мед. наук. СПб, 2005. 36 с.