Статья:

ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Скиданова Э.Д. ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/3(57).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Скиданова Элина Денисовна
студент, ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, РФ, г. Краснодар
Филимонов Олег Александрович
научный руководитель, канд. мед. наук, преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО «Семейная стоматология» Краснодарский край, РФ, г. Краснодар

 

Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонично развитого человека, внешним выражение его телесной красоты и здоровья. Переоценить значение хорошей осанки трудно: это не только основа стройной и красивой фигуры, но и здоровый позвоночник от которого во многом зависит состояние всего организма.

По результатам исследований по России и г. Краснодару практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1-4% от всего детского населения, то есть, в среднем 4 ребенка из 5-ти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата (от 60 до 80%).

В литературе приводится множество причин развития столь плачевной ситуации: травмы в период родов, нарушение экологии, несбалансированное питание, информационные перегрузки детей, снижение двигательной активности (гипокинезия), нарушение режима дня, фоновые заболевания (гастрит, холецистит, опущение почек, нарушение зрения, плоскостопие и др.). Проанализировав ситуацию, сложившуюся в России и Краснодарском крае, мы решили исследовать осанку студентов нашего колледжа.

Поставили цель: выявление студентов с нарушением осанки и проведение ее коррекции физическими упражнениями.

Задачи:

  1. Составление анкеты для студентов по выявлению факторов риска нарушений осанки и проведение анкетирования студентов II-IV курсов.
  2. Анализ данных анкетирования для выявления студентов, входящих в группу риска по нарушению осанки.
  3. Систематизация теоретических знаний и формирование умений обследования пациентов с нарушениями осанки, проведение обследования студентов медицинского училища.
  4. Анализ полученных результатов, выводы, рекомендации.
  5. Разработка комплекса специальных упражнений для коррекции и профилактики нарушений осанки.
  6. Подготовка и проведение бесед, памятки для родителей и студентов по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Анкетирование, анализ анкет и обследование студентов силами студентов колледжа.

Проанкетировано 135 человек, в том числе 45 (34%; студентов II курса и 90 (66%) — IV. Факторы риска развития нарушений осанки выявлены у 103 (76%) человек, в том числе у 35 (26%) второкурсников и у 68 (50%) студентов IV курса.

При анализе анкет определены факторы риска развития нарушений осанки: фоновые заболевания, нарушение питания, режима дня, малоподвижный образ жизни и др. (табл. 1), Из фоновых заболеваний чаще всего встречались гастрит: у студентов II курса — в 32 случаях; IV — в 45; плоскостопие: у студентов II курса — в 21 случае, IV — в 55.

 

Таблица 1.

Факторы риска развития нарушений осанки у студентов медицинского училища

Факторы риска

Число студентов

II курс

IV курс

Фоновые заболевания

Г астрит

32

45

Холецистит

7

20

Опущение почек

5

7

Частые ОРВИ

15

25

Нарушение зрения

12

20

ВСД:

4

8

Бронхиальная астма

2

2

Плоскостопие

21

55

Прочие факторы

Несбалансированное питание

28

40

Г иподинамия

30

63

Нерациональные занятия спортом

15

27

Нарушение гигиены труда и учебы

25

42

 

Прочие факторы риска были представлены:

  • гиподинамией у студентов II курса — в 30 случаях, IV — в 63;
  • нарушениями гигиены учебных занятий: на II курсе — у 25 человек, на IV — у 42.

Из обследованных нормальную осанку имели только 32 (24%) студента, в том числе 10 (7%) студентов II курса и 22 (16%) — IV.

Выявлены следующие виды нарушения осанки: сутулая спина; круглая спина; плоская; кругловогнутая (табл. 2).

Таблица 2.

Виды нарушения осанки

Показатель

Число обследованных (абс. и в %)

II курс

IV курс

Всего

 

45

34%

90

66%

135

100%

Нормальная осанка

10

8

22

16

32

24

Нарушения осанки

35

26

68

50

103

76

Виды нарушений осанки

Сутулая спина

6

4

10

7

16

11

Круглая спина

6

4

19

14

25

19

Плоская спина

6

4

11

8

17

13

Кругловогнутая спина

17

14

28

21

45

33

 

При осмотре обращали внимание на положение головы и шейно-плечевых мышц, на неодинаковый уровень углов лопаток. Например, у пациента уменьшен наклон таза, определяется слабовыраженный грудной кифоз; мышцы остистых отростков смещены влево. Форма нарушения осанки - плоская спина, II степень тяжести. Рекомендованы физические упражнения для формирования правильной осанки и нормализации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Показано укрепление мышц поясничного отдела позвоночника, передней и задней поверхности бедер, брюшного пресса. Противопоказаны упражнения с отягощением, поднимание тяжестей.

Чаще всего при осмотре обнаруживались такие виды нарушения осанки, как кругловогнутая и круглая спина: кругловогнутая — у 45 (33%) обследованных: на II курсе - у 17 (14%), на IV - у 28 (21%); круглая спина - у 25 (19%): на II курсе — у 6 (4%), на IV - у 19 (14%).

Исследование позволило заключить, что основными причинами нарушения осанки у студентов медицинского училища являются:

  • недостаточный уровень знаний о важности сохранения правильной осанки и охране

здоровья;

  • невыполнение режима дня;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие рационального режима чередования труда и отдыха;
  • низкая двигательная активность;
  • неправильно подобранная мебель (рабочий стол, стулья, кровать);
  • фоновые заболевания (гастрит, холецистит, нарушения зрения,плоскостопие).

От 76 до 78% студентов имеют нарушения осанки различной формы и степени тяжести и нуждаются в ее коррекции, что соответствует статистическим данным по Красноярску [5], Краснодару, Краснодарскому краю и России в целом.

Для профилактики и коррекции нарушений осанки членами кружка разработаны памятки для родителей и студентов; специальный комплекс физических упражнений (необходимо выполнять 2-3 раза в течение дня и во время занятий).

 

Список литературы:
1. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. — М.: Медицина, 1980.
2. Дубровский В.Л, Лечебная физкультура. Учебник для вузов. — М., 2004.
3. Епифанов В.А. Лечебная физкультура. - М.: Медицина, 2001.
4. Захарова Л.И., Двойников С.И., Рябчикова Т.В. и др. Сестринское дело в педиатрии. Руководство. - Самара: ГП Перспектива, 2000.
5. Л.И. Новикова, С.И. Степанова, Е.Ю. Шарайкин. Роль медицинской сестры в выявлении, профилактики и коррекции осанки у студентов медицинского училища.  Сборник научно-методических статей преподавателей Красноярского медицинского техникума. – Красноярск: 2012.