ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Секция: Медицина и фармацевтика
LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
В настоящее время практически каждое учреждение системы профессионального образования осознает необходимость организации воспитательно-образовательного процесса с позиции сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. А это означает, что каждое направление деятельности образовательного процесса, каждая применяемая воспитательно-образовательная технология должна быть здоровьесберегающей [1].
В связи с этим становится очевидным, что задача здоровьесберегающей педагогической деятельности в медицинских образовательных учреждениях является особенно актуальной. Обеспечение формирования современного мировоззрения с применением здоровьесберегающих методик и технологий, на базе чего у будущих работников медицинского звена развиваются заботливое и бережное отношение не только к своему собственному здоровью, но и здоровью будущих пациентов [2]. Формирование культуры здоровья студентов и ее эффективность определяются следующими компонентами:
- компетентность в сфере здоровьесбережения (наличие знаний о составляющих здоровья, здоровом образе жизни, факторах риска, владение оздоровительными технологиями);
- принятие студентами культурных норм здоровья (мотивация, поведенческий уровень, опыт самоуправления своим здоровьем).
По определению Э.М. Казина, все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни, определяются как здоровьесберегающие образовательные технологии.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы:
- Медико-гигиенические технологии. Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относят к компетенции медиков, к системе здравоохранения. И хотя понятие здоровье - краеугольное в медицине, на практике медики давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями, ориентированы на работу с больными людьми, на диагностику и лечение болезней или восстановление после перенесенного заболевания.
- Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие обучающихся.
- Экологические здоровьесберегающие технологии. Воспитание у молодежи любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.д. Обладают мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье обучающихся.
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранения жизни, требования и рекомендации специалистов по охране труда подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
- Образовательные здоровьесберегающие технологии - составляющие основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики и являющиеся наиболее значимыми по степени их влияния на здоровье обучающихся. Их главный отличительный признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Они подразделяются на три группы:
1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой преподавателя на занятии, воздействием, которое он оказывает в течение 45 и более минут на студентов.
3. Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие проведение организационно-воспитательной работы с обучающимися после занятий, просвещение их родителей [3].
В качестве основополагающих принципов использования образовательных здоровьесберегающих технологий, применяемых на занятии, можно выделить следующие:
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса что предусматривает:
- атмосферу доброжелательности,
- веру в силы обучающегося,
- индивидуальный подход,
- создание для каждого обучающегося ситуации успеха.
2. Творческий характер образовательного процесса, предусматривающий использование активных методов и форм обучения.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
4.Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
5. Учет системного строения высших психических функций.
6. Принцип целостности.
7.Рациональная организация двигательной активности.
8. Обеспечение адекватного восстановления сил, предусматривающее:
- смену видов деятельности,
- регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления,
- смену произвольной и эмоциональной активации.
9. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Особенности образовательных здоровьесберегающих технологий:
- учет анатомо-физиологических особенностей организма обучающегося,
- учет психологических особенностей обучающегося,
- учет состояния здоровья обучающихся,
- обеспечение развития личности в учебной деятельности,
- ставка на позитивные начала в обучающемся,
- формирование знаний, умений, навыков,
- осознание обучающимся успешности обучения,
- обеспечение стимулирующей роли оценки,
- обеспечение здоровьесберегающей направленности содержания дисциплины.
Педагогические технологии, обладающие функциями здоровьесбережения:
- Технологии адаптивной системы обучения:
- модульное обучение,
- разноуровневое обучение.
- практическое обучение профессиональной деятельности,
- Игровые технологии.
- Личностно-ориентированное обучение.
- Коллективный способ обучения.
- Тестовые технологии.
Требования к организации занятия с использованием образовательных здоровьесберегающих технологий:
- Комплексное планирование наиболее важных задач образования, воспитания и развития.
- Конкретизация задач, касающихся вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
- Выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения.
- Определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности.
- Выбор наиболее рациональных методов (словесных, наглядных, практических), не менее 3-х за одно занятие при оптимальном их чередовании через 10-15 мин. и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки.
- Здоровьесберегающим элементом занятия считается наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. К таким методам относятся:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.),
- активные методы (обучающийся в роли преподавателя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, обучающийся как исследователь),
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
- Оптимальным количеством видов учебной деятельности (опрос, решение задач, объяснение, демонстрация, выполнение алгоритмов практических манипуляций, дискуссия, беседа и др.), используемых на занятии считается 4-7 за одно занятие. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не должна превышать более 10 мин. и оптимальная частота чередования видов учебной деятельности должна проводиться через 7-10 мин. Однообразный материал и однообразная деятельность возбуждают одни и те же мозговые центры, приводя к быстрому развитию в них охранительного торможения и появлению признаков утомлению обучающихся и наоборот, частая смена одной деятельности другой потребует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий[4].
- Создание благоприятных условий и морально-психологического климата в учебном заведении.
Подводя итог необходимо подчеркнуть, что важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия образовательного учреждения, семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого — мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.