Статья:

Гиперкинетические расстройства у детей младшего школьного возраста

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Хышова В.А., Анагадонов Б.Г. Гиперкинетические расстройства у детей младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/5(44).pdf (дата обращения: 11.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Гиперкинетические расстройства у детей младшего школьного возраста

Хышова Виктория Александровна
студент педиатрического факультета, Иркутский государственный медицинский университет, ИГМУ, РФ, г. Иркутск
Анагадонов Борис Георгиевич
студент педиатрического факультета, Иркутский государственный медицинский университет, ИГМУ, РФ, г. Иркутск
Мартынович Наталья Николаевна
научный руководитель, д-р мед. наук, проф., заведующая кафедрой педиатрии №1, Иркутский государственный медицинский университет, ИГМУ, РФ, г. Иркутск
Гайдукова Марина Анатольевна
научный руководитель, врач-невролог ОГБУЗ ИДГП №3, РФ, г. Иркутск

 

Были изучены 60 форм развития ребенка с диагнозом СДВГ. Проанализирован акушерский анамнез матерей и социальный статус семьи. Выявлены основные осложнения в течение беременности и родов. Изучено нервно-психическое развитие детей на первом и третьем году жизни. И адаптационные возможности у детей с данным диагнозом.

Выявлено, что взрослый возраст матери, неполная семья, наличие в анамнезе абортов и осложнений в течение беременности и родов приводит к перинатальному гипоксическому повреждению мозга у новорожденного. Это является морфологическим субстратом для развития СДВГ. Каждый 4-й ребенок не посещал ДДУ из-за трудности адаптации.

В последнее время специалистами многих сфер отмечается тенденция увеличения числа детей, неспособных справляться со школьными нагрузками. Неуспеваемость таких детей связанна с невнимательностью и неусидчивостью. Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности отстают по школьным программам, имеют трудности в освоении навыков чтения и письма при сохранном или даже повышенном уровне интеллекта[7]. Актуальность проблемы СДВГ чрезвычайно велика. Во-первых, дети, которым был поставлен диагноз «Гиперкинетического расстройства поведения», трудно обучаемы. Они не могут концентрировать свое внимание на уроках и заданиях. В дошкольном возрасте такие дети гиперактивны, они чаще своих сверстников наносят себе различные увечья. В школьные годы данное расстройство может потенциально приводить к неуспеваемости и асоциальному поведению подростка, что приводит к снижению качества жизни, как ребенка, так и его родителей[5]. Медико-социальная значимость данной проблемы так же, достаточно велика, потому что затрагивает сферу профессиональных интересов не только специалистов неврологов, психиатров и педиатров, но и педагогов – воспитателей[1;2;6]. Данные о распространенности СДВГ и особенностях возрастной динамики в разных странах отличаются широкой вариабельностью: от 1–3% в Великобритании до 4–20% в США. В России до сих пор отсутствуют эпидемиологические данные о частоте встречаемости СДВГ. По данным Ю.С. Шевченко (2004), диапазон колебаний 24–40%, по данным Н.Я. Семаго, – от 2 до 20 в детской популяции. По материалам Н.Н. Заваденко – от 4 до 9,5%. В целом по России, по данным различных авторов, распространенность синдрома колеблется от 2 до 47%. Столь значительный разброс подтверждает актуальность изучения этого расстройства. СДВГ по современным представлениям является мульти факториальным заболеванием. В настоящее время существуют нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома [4]. По результатам исследования И.И. Заваденко, возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, из-за генетических причин – в 57%, негативное действие внутрисемейных факторов прослеживается в 63% [3]. Нейробиологами высказывается предположение о существующем у детей с СДВГ нарушении обмена дофамина и норадреналина, участвующих в модуляции основных высших психических функций [8; 9]. Они влияют на деятельность центра контроля и торможения двигательных и эмоциональных процессов, центр программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти. Согласно этой гипотезе, возникновение синдрома связано с изменением нейротрансмиттерных связей между префронтальными отделами и хвостатым ядром.

Нами было проведено исследование с целью выявления основных перинатальных факторов, которые могли привести к развитию гиперкинетических расстройств поведения у ребенка. И изучить клинические проявления данного расстройства у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы: Был проведен ретроспективный анализ 60 форм №112 с диагнозом МКБ X G96.8. В возрасте от 7 до 10 лет на базе в ОГБУЗ ИДГП №3 (главный врач Дядькина Е.Е.) г. Иркутска. Математическая обработка полученных данных производилась общепринятыми статистическими методами с помощью компьютерных программ Statistika 6.0, MicrosoftExcel. Проводилось вычисление средних величин и ошибки среднего. Полученные данные были проанализированы на значимость различий с помощью критерия Стьюдента при уровне значимости 95% (р<0,05).

Результаты: Выборочная совокупность включала в себя детей в возрасте от 7 до 10 лет (средний возраст изучаемой группы 8,4±1,1 года). Значимая связь развития гиперкинетического расстройства поведения с полом ребенка не установлена. Так диагноз G96.8 с одинаковой частотой регистрировался как у девочек (48%), так и мальчиков (52%). Средний возраст матерей в группе изучаемых на момент рождения составил 33,1±2,4 года. Акушерский анамнез был представлен следующим образом: 70% матерей имели 1 или несколько медицинских абортов в анамнезе.

 

Рисунок 1. Акушерский анамнез матерей

 

Угроза прерывания беременности (УПБ) была зарегистрирована у 37,16%, токсикоз в течение всей беременности наблюдался у 19,3% женщин, маловодие и многоводие и другие нарушения регистрировались в 17,5% случаев. Перенесенные ОРВИ во время беременности наблюдалось у 9,4% женщин. Лишь у 10,3% рожениц беременность протекала без особенностей.

Таблица 1.

Осложнения в течении беременности

 

 I триместр

II триместр

III триместр

УПБ

38,3%

31,6%

41,6%

Токсикоз

33,4%

20,1%

23,4%

ОРВИ

8,3%

11,6%

8,3%

Другие нарушения

 -

21,6%

19,8%

Без особенностей

20%

15,3%

7,2%

 

У 68,7% женщин были естественные роды. Из них: интранатальный период был удлинен у 90% (36 человек) исследуемых рожениц. Средняя длительность интранатального периода составляет =597 ± 16,94 минут. Внутриутробная гипоксия была зарегистрирована у 83,3% (50 детей). Перинатальная энцефалопатия была зарегистрирована у 87% (52 ребенка) из исследуемой группы.

Таблица 2.

Распределение по формам ПЭП

Легкая форма

Общая симптоматика

37,5%

Очаговая симптоматика

28,5%

Среднетяжелая форма

Общая + очаговая симптоматика

17,8%

Гидроцефалия

14,2%

Тяжелая форма

Генерализованный отек мозга

1,7%

 

Социальный статус родителей играет не последнюю роль в развитии СДВГ у детей. Так в нашем исследовании видно, что дети, родившиеся в неполной или асоциальной семье более подвержены данному расстройству – 41 ребенка (68,3%). В данной группе детей задержка нервно-психического развития на первом году жизни наблюдалась у 60% детей (36 человек). В 3 года отставание по НПР наблюдалось у 42% детей (25 человек). Задержка речевого развития наблюдалась у каждого третьего ребенка. В изученной группе лишь 14 детей посещали детские дошкольные учреждения (ДДУ), достоверно 22 ребенка не посещали ДДУ из-за трудности адаптации, что проявлялось в повышении инфекционного индекса от 0,8 до 1,2 и отставание по массе тела от средних центилей для данной возрастной группы.

Выводы: Таким образом было выявленно, что взрослый возраст матери, наличие в анамнезе абортов и осложнений в течение беременности и родов приводит к перинатальному гипоксическому повреждению мозга у новорожденного. Эти повреждения являются одной из причин формирования неврологических нарушений по типу синдрома двигательной вегетативной гиперактивности, что обуславливает формированию когнитивных нарушений и трудности адаптации во взрослой жизни. Каждый 4-й ребенок не посещал ДДУ из-за трудности адаптации. Учитывая формирование важных прогрессивных изменений познавательной деятельности именно в этот возрастной период, такие дети требуют обязательной медикаментозной коррекции по СДВГ с последующим посещение ДДУ или посещения специальных групп детских дошкольных учреждениях, где работают подготовленные педагоги-воспитатели.

 

Список литературы: 
1. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семенова О.А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ / Экспертный доклад. – М., 2007. М – 42 с. 
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гипер активных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 96 с. 
3. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н.Н. Заваденко. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
4. Лохов, М.И. Анализ особенностей электроэнцефалограммы у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью / Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина // Журнал Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – Т. 2. – № 2. – 2005. С. 27–38.
5. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. – М.: Генезис, 2010. 336 с.
6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. 
7. Barkley R. A. Taking charge of ADHD. New York: Guilford press 1995. 
8. Flor-Henry, P. Cerebral basis of psychopathology / P. Flor-Henry. – Wright, Boston etc., 1983. – 254 с.
9. Itil, T.M. The significance of quantitative pharmacy EEG in discovery and classification of psychotropic drugs / T.M. Itil // EEG Drug Res. – N. Y., 1982. – 131–150 с.