Статья:

Девиантное поведение подростков, а также их взаимодействие в социальных сетях

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Юречко Ю.С. Девиантное поведение подростков, а также их взаимодействие в социальных сетях // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/6(6).pdf (дата обращения: 28.11.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Девиантное поведение подростков, а также их взаимодействие в социальных сетях

Юречко Юлия Сагитовна
студент, БУ «Нижневартовский медицинский колледж», РФ, г. Нижневартовск
Старкова Ольга Владимировна
научный руководитель, преподаватель БУ «Нижневартовский медицинский колледж», РФ, г. Нижневартовск
Лихачёва Елена Серафимовна
научный руководитель, преподаватель БУ «Нижневартовский медицинский колледж», РФ, г. Нижневартовск

 

Девиантное поведение подразумевает под собой отклонение от обще­принятых норм. Обычно к формам девиантного поведения относят преступность, азартные игры, алкоголизм, проституцию, наркоманию, психическое расстройство и самоубийство. Причин по которым возникает девиантное поведение множество (теория физического типа, психоаналитическая теория, социологическая теория).

Девиации могут быть позитивными и негативными. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций. Негативные бывают двух видов: причиняющие вред другим и причиняющие вред себе. Как правило, все девианты имеют сразу несколько видов девиаций [4, c. 15].

Изучая статистику девиантного поведения за 3 года с 2015 по 2017, можно проследить снижение числа подростков страдающих алкоголизмом, но есть стойкие не уменьшающиеся показатель детской наркомании, из-за которой растет число подростков с заболеваниями ВИЧ и гепатит. Занятия проституцией подростками приводит к таким же заболеваниям. Снизился показатель прес­тупности среди детей и частота суицидов. Но всё равно все показатели, несмотря на то, что некоторые из них снизились, остаются на высоком уровне [1, c. 54].

Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду.

Таблица 1.

Статистика по формам девиантного поведения по России за 2015-2017 годы среди подростков 14-16 лет

Год

Форма Девиантного поведения среди подростков 14-17 лет

Алкоголизм

Наркомания

Проституция

Преступность

Оконченные суицидальные попытки (на 100 тыс. детей)

Женская

Мужская

2013

919000

333000

993000

311000

78500

3,8

2014

733000

208000

779000

284000

71900

3

2015

577000

143000

662000

252000

64300

2,7

 

Социальные сети – это платформы, онлайн-сервисы или вебсайты, которые предназначены для построения и организации социальных взаимоотношений. Участники этого сервиса занимаются наполнением этих социальных сетей. Мир социальных сетей расширяется и растет быстрыми темпами. В результате роста появляются как позитивные следствия, которые выражаются в решении актуальных проблем современного мира, так и негативные тенденции. Одним из следствий «сетевизации» общества является возникновение новых типов социальных структур и общественных отношений. Очень часто для того, чтобы найти единомышленников подростки используют различные социальные сети, будь то позитивные девиантные подростки, либо негативные. Так как мир социальных сетей растет и развивается подрастающее поколение восприняло этот мир с неоднозначными последствиями. В последнее время достаточно часто стали происходить массовые акции деструктивного характера с участием подростков среднего и старшего школьного возраста, чья деятельность была скоординирована с помощью сети Интернет.

Общесетевой ресурс социального взаимодействия молодого поколения склонного к девиантному поведению в социальных сетях формируется путем обмена информацией, которую целесообразно рассматривать в качестве определенного вида ресурсов. К таким ресурсам относятся: обмен фото и видео материалами, текстовыми сообщениями и аудиозаписями.

Факторы, детерминирующие девиантное поведение подростков в соци­альных сетях, являются:

·     Стремление к признанию в своей среде.

·     Стремление отличаться от широкой массы сверстников, либо наоборот примкнуть к группе единомышленников.

·     Самореализация и желание показаться на публике.

По своему назначению и роли сетевые социальные организации подростков можно классифицировать на социально-негативные, социально-позитивные и социально-нейтральные [3, c. 137].

Факторы вовлеченности подростков в неформальные подростковые сообщества в сети:

·     отсутствие в обществе условий для социализации личности подростков;

·     потребность в самоидентификации личности подростка;

·     отсутствие в неформальных подростковых организациях жёсткой системы социального контроля;

·     наличие в подростковых неформальных организациях возможностей и условий для проявления социальной активности.

Анализ сетевого социального взаимодействия подростков позволяет охарактеризовать характер социальных отношений в сетях неформальных подростковых групп как имеющий непостоянный характер с доминированием неоднородных ценностных ориентаций и статусов авторов данных отношений.

Характерные особенности социальных сетей:

· создание личных профилей;

· предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией, организация тематических сообществ;

· возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения [2, c.111].

Наиболее известные популярные социальные сети среди подростков: «В контакте», «Одноклассники», «Instagramm», «Facebook». Проведя некоторое время в социальной сети «В контакте» я нашла не мало «странных» групп, основными участниками которых являются подростки. Например: «Суицид», «Дурь», «Знакомство для подростков», «Вред школы» и т. п. Также в последнее время появились так называемые «игры на выживание», где подросткам предлагается пройти некоторое количество заданий, последним из них является: самоубийство.

 

Рисунок 1. Анализ сообществ самой популярной среди подростков сети «В контакте»

 

Многие зашифровывают свои названия и не все являются открытыми для любого пользователя. Также существуют не сообщества, а отдельные подростки, выставляющие на всеобщее обозрение свои «работы». Примером является случай в Хабаровске: когда девушки жестоким способом убивали животных, далее они выкладывали фотографии и видео издевательств в социальные сети. Следом за ним, из того же города Хабаровска молодой человек снял и выложил в Интернет видео издевательства над котенком по кличке Вася.

Подростки очень часто на своих страницах выкладывают фотографии, где они «веселятся» на крышах домов, на заброшенных стройках - «Заброшенки». Многие подростки возможно и не делали подобного, если бы не желание «выложить», «опубликовать» свои достижения на всеобщее обозрение. Они как бы «хвастаются» этим.

Основываясь на результатах опросов подростков 9 класса средней общеобра­зовательной школы города Нижневартовска и личного опыта, выяснено, что практически все подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план.

Высокий уровень влияния социальных сетей интернета характеризуется: частым пребыванием в социальных сетях, затратой на них большого количества времени, постоянной озабоченностью того, что происходит в социальных сетях. Ожидая очередного выхода в онлайн, подростки стали думать, что только в социальных сетях их поддерживают и понимают, социальные сети становятся единственным средством общения [5, c. 86].

 

Рисунок 2. Результаты анкетирования подростков 9 класса средней общеобразовательной школы города Нижневартовска

 

Изучив сообщества, в которых зарегистрировано очень большое количество подростков и просмотрев их общение в этих сообществах, я сделала вывод, что большая часть из них не находит понимания среди сверстников и близких им людей. Многие из этих подростков пока не являются «негативно - девиантными», но если они уже вступили в «негативные» организации социальных сетей – нужно обратить на них внимание. Также в ходе исследования было выяснено, что в некоторых сообществах среди участников зарегистрированы взрослые лица, являющиеся либо психологами, либо социологами. К примеру, когда в группе «Суицид» какой-либо подросток пишет о том, как бы он хотел уйти из этого мира без боли, подключается собеседник и ненавязчиво начинает с «суицидником» диалог, в ходе которого уводит его от таких мыслей. Таким образом, со стороны социальных сетей уже проводится работа, но с одной стороны проблема не может быть решена, необходимо действовать всесторонне. Родителям необходимо уделять время для своих детей. Возможно, хотя бы начать общаться, устраивать семейные вечера, семейные традиции.

Список литературы:
1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985.
2. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с, 2 л. ил.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.
4. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983.
5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1988.