Девиантное поведение подростков, а также их взаимодействие в социальных сетях
Секция: Медицина и фармацевтика
VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Девиантное поведение подростков, а также их взаимодействие в социальных сетях
Девиантное поведение подразумевает под собой отклонение от общепринятых норм. Обычно к формам девиантного поведения относят преступность, азартные игры, алкоголизм, проституцию, наркоманию, психическое расстройство и самоубийство. Причин по которым возникает девиантное поведение множество (теория физического типа, психоаналитическая теория, социологическая теория).
Девиации могут быть позитивными и негативными. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций. Негативные бывают двух видов: причиняющие вред другим и причиняющие вред себе. Как правило, все девианты имеют сразу несколько видов девиаций [4, c. 15].
Изучая статистику девиантного поведения за 3 года с 2015 по 2017, можно проследить снижение числа подростков страдающих алкоголизмом, но есть стойкие не уменьшающиеся показатель детской наркомании, из-за которой растет число подростков с заболеваниями ВИЧ и гепатит. Занятия проституцией подростками приводит к таким же заболеваниям. Снизился показатель преступности среди детей и частота суицидов. Но всё равно все показатели, несмотря на то, что некоторые из них снизились, остаются на высоком уровне [1, c. 54].
Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду.
Таблица 1.
Статистика по формам девиантного поведения по России за 2015-2017 годы среди подростков 14-16 лет
Год |
Форма Девиантного поведения среди подростков 14-17 лет |
|||||
Алкоголизм |
Наркомания |
Проституция |
Преступность |
Оконченные суицидальные попытки (на 100 тыс. детей) |
||
Женская |
Мужская |
|||||
2013 |
919000 |
333000 |
993000 |
311000 |
78500 |
3,8 |
2014 |
733000 |
208000 |
779000 |
284000 |
71900 |
3 |
2015 |
577000 |
143000 |
662000 |
252000 |
64300 |
2,7 |
Социальные сети – это платформы, онлайн-сервисы или вебсайты, которые предназначены для построения и организации социальных взаимоотношений. Участники этого сервиса занимаются наполнением этих социальных сетей. Мир социальных сетей расширяется и растет быстрыми темпами. В результате роста появляются как позитивные следствия, которые выражаются в решении актуальных проблем современного мира, так и негативные тенденции. Одним из следствий «сетевизации» общества является возникновение новых типов социальных структур и общественных отношений. Очень часто для того, чтобы найти единомышленников подростки используют различные социальные сети, будь то позитивные девиантные подростки, либо негативные. Так как мир социальных сетей растет и развивается подрастающее поколение восприняло этот мир с неоднозначными последствиями. В последнее время достаточно часто стали происходить массовые акции деструктивного характера с участием подростков среднего и старшего школьного возраста, чья деятельность была скоординирована с помощью сети Интернет.
Общесетевой ресурс социального взаимодействия молодого поколения склонного к девиантному поведению в социальных сетях формируется путем обмена информацией, которую целесообразно рассматривать в качестве определенного вида ресурсов. К таким ресурсам относятся: обмен фото и видео материалами, текстовыми сообщениями и аудиозаписями.
Факторы, детерминирующие девиантное поведение подростков в социальных сетях, являются:
· Стремление к признанию в своей среде.
· Стремление отличаться от широкой массы сверстников, либо наоборот примкнуть к группе единомышленников.
· Самореализация и желание показаться на публике.
По своему назначению и роли сетевые социальные организации подростков можно классифицировать на социально-негативные, социально-позитивные и социально-нейтральные [3, c. 137].
Факторы вовлеченности подростков в неформальные подростковые сообщества в сети:
· отсутствие в обществе условий для социализации личности подростков;
· потребность в самоидентификации личности подростка;
· отсутствие в неформальных подростковых организациях жёсткой системы социального контроля;
· наличие в подростковых неформальных организациях возможностей и условий для проявления социальной активности.
Анализ сетевого социального взаимодействия подростков позволяет охарактеризовать характер социальных отношений в сетях неформальных подростковых групп как имеющий непостоянный характер с доминированием неоднородных ценностных ориентаций и статусов авторов данных отношений.
Характерные особенности социальных сетей:
· создание личных профилей;
· предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией, организация тематических сообществ;
· возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения [2, c.111].
Наиболее известные популярные социальные сети среди подростков: «В контакте», «Одноклассники», «Instagramm», «Facebook». Проведя некоторое время в социальной сети «В контакте» я нашла не мало «странных» групп, основными участниками которых являются подростки. Например: «Суицид», «Дурь», «Знакомство для подростков», «Вред школы» и т. п. Также в последнее время появились так называемые «игры на выживание», где подросткам предлагается пройти некоторое количество заданий, последним из них является: самоубийство.
Рисунок 1. Анализ сообществ самой популярной среди подростков сети «В контакте»
Многие зашифровывают свои названия и не все являются открытыми для любого пользователя. Также существуют не сообщества, а отдельные подростки, выставляющие на всеобщее обозрение свои «работы». Примером является случай в Хабаровске: когда девушки жестоким способом убивали животных, далее они выкладывали фотографии и видео издевательств в социальные сети. Следом за ним, из того же города Хабаровска молодой человек снял и выложил в Интернет видео издевательства над котенком по кличке Вася.
Подростки очень часто на своих страницах выкладывают фотографии, где они «веселятся» на крышах домов, на заброшенных стройках - «Заброшенки». Многие подростки возможно и не делали подобного, если бы не желание «выложить», «опубликовать» свои достижения на всеобщее обозрение. Они как бы «хвастаются» этим.
Основываясь на результатах опросов подростков 9 класса средней общеобразовательной школы города Нижневартовска и личного опыта, выяснено, что практически все подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план.
Высокий уровень влияния социальных сетей интернета характеризуется: частым пребыванием в социальных сетях, затратой на них большого количества времени, постоянной озабоченностью того, что происходит в социальных сетях. Ожидая очередного выхода в онлайн, подростки стали думать, что только в социальных сетях их поддерживают и понимают, социальные сети становятся единственным средством общения [5, c. 86].
Рисунок 2. Результаты анкетирования подростков 9 класса средней общеобразовательной школы города Нижневартовска
Изучив сообщества, в которых зарегистрировано очень большое количество подростков и просмотрев их общение в этих сообществах, я сделала вывод, что большая часть из них не находит понимания среди сверстников и близких им людей. Многие из этих подростков пока не являются «негативно - девиантными», но если они уже вступили в «негативные» организации социальных сетей – нужно обратить на них внимание. Также в ходе исследования было выяснено, что в некоторых сообществах среди участников зарегистрированы взрослые лица, являющиеся либо психологами, либо социологами. К примеру, когда в группе «Суицид» какой-либо подросток пишет о том, как бы он хотел уйти из этого мира без боли, подключается собеседник и ненавязчиво начинает с «суицидником» диалог, в ходе которого уводит его от таких мыслей. Таким образом, со стороны социальных сетей уже проводится работа, но с одной стороны проблема не может быть решена, необходимо действовать всесторонне. Родителям необходимо уделять время для своих детей. Возможно, хотя бы начать общаться, устраивать семейные вечера, семейные традиции.