Статья:

ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИЙНОГО ТУРИЗМА В БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Конференция: LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Саможенова К.В. ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИЙНОГО ТУРИЗМА В БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(60). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/6(60).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИЙНОГО ТУРИЗМА В БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Саможенова Кристина Васильевна
студент, Курский государственный медицинский университет, РФ, г. Курск
Немеров Евгений Николаевич
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Курский государственный медицинский университет, РФ, г. Курск

 

Цель исследования: определить отношение студентов-медиков к эвтаназийному туризму на Западе.

Методы исследования: анкетирование, анализ.

При рассмотрении проблемы эвтаназийного туризма в биомедицинской этике необходимо установить, что понимается под понятием «биомедицинская этика». Биоэтика в широком смысле представляет собой раздел этики, который рассматривает человеческие отношения к живым организмам, тем самым затрагивающий нравственные аспекты, устанавливая правила ориентиры отношений человека к живым существам [1]. В статье данный термин рассмотрен в узком, биомедицинском, смысле, определяя этические принципы взаимодействия пациента и врача и накладывая на последнего определенные обязательства.

Одним из спорных вопросов, рассматриваемых биоэтикой, является вопрос эвтаназии.

Само понятие эвтаназия дословно переводится как «хорошая смерть» введено Ф. Беконом и означает намеренное умерщвление неизлечимого больного для облегчения страданий. Эвтаназия подразделяется на активную (введение специального лекарства) и пассивную (прекращение лечения). Также выделяют добровольную и принудительную. Обычно эвтаназия применяется в случаях неврологических (болезнь Альцгеймера), ревматических и онкологических заболеваний.

Для установления тенденции изменения отношения к эвтаназии необходимо проследить ее исторический путь. Так, Гиппократ в своей «клятве» завещал: «Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это», однако Платон в «Государстве» допускал убийство неизлечимо больного, стоики, в отличие от пифагорейцев, также оправдывали эвтаназию [3]. В 1973 в Нидерландах появился открытый вопрос о легализации эвтаназии, разрешенный, как и в Бельгии, в 2002 году, а в 2009 ­ в Люксембурге. В настоящее время к вышеназванным странам присоединились Австрия, Канада, Новая Зеландия, Испания, Швейцария, Италия, Германия, Колумбия, Мексика, ряд штатов США и Австралии. Пассивная эвтаназия также разрешена в некоторых странах Центральной и Южной Америки, Азии и Африки. Законодательно запрещена эвтаназия лишь в четырех странах мира: Кения, Белиз, Беларусь и Россия.

В связи с запретами на законодательном уровне или невозможностью проведения активной эвтаназии люди, страдающие от неизлечимых болезней, прибегают к так называемому эвтаназийному туризму, который представляет собой поездку в практикующие эвтаназию страны. Она включает в себя посещение врачей, сбор и подготовку документов для безболезненного умерщвления способом, зависящим от медицинской политики государства. [4]

Особой популярностью у «туристов» пользуется Швейцария, где законодательно разрешено выписывать смертельные лекарства иностранным гражданам, а также существуют компании, такие как «Dignitas», оказывающие до 600 услуг в год (стоимость начинается от 6000$). А в Мексике, где активная эвтаназия запрещена, существует препарат «Пентобарбитал», использующийся для эвтаназии животных, который мотивированные больные могут приобрести по доступной цене в ветеринарных клиниках для ухода из жизни.

В России в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» эвтаназия запрещена, однако еще в XIX веке адвокат А.Ф. Кони считал процедуру допустимой при соблюдении таких условий как добровольность, сознательность и невозможность спасения больного.

Для установления отношения к эвтаназии и эвтаназийному туризму будущих медицинских работников нашей страны было проведено анкетирование среди студентов Курского государственного медицинского университета.

В ходе данного анкетирования было опрошено 55 человек в основном в возрасте 18-26 лет (83,6%).

Так, исходя из количества положительных ответов (96,4%), данных на вопрос об отношении к концепции эвтаназии, предложенной Ф. Бэконом, почти все опрошенные поддерживают концепцию эвтаназии и относятся к ней положительно.

Согласно ответам, данным на вопрос о праве человека на добровольный уход из жизни, большая часть опрошенных (70,9%) считает, что данное право имеет место быть.

Большинство опрошенных достаточно осведомлена об отношении к эвтаназии на законодательном уровне, поскольку 85,6% опрошенных знают, что эвтаназия в России запрещена.

Что касается непосредственного отношения опрошенных к эвтаназийному туризму, то большая часть (43,6 %) относятся к нему нейтрально, 20 % - отрицательно, 20 % - не знают, что это, а количество положительных ответов составило лишь 12,7 %, что позволяет сделать вывод, что отношение к эвтаназийному туризму среди медиков больше отрицательно, нежели положительно.

Однако на вопрос о допустимости эвтаназийного туризма в рамках врачебной этики более 30% дали положительный ответ против 18,2 % отрицательных ответов, 9,1 % считают данные понятия несопоставимы, а у большинства опрошенных (41,8 %) данный вопрос вызывает затруднения.

Таким образом, в рамках опроса установлен высокий уровень осведомлённости студентов-медиков проблемой эвтаназии и эвтаназийного туризма, а также преимущественно положительное отношение к ней, что еще раз подтверждает тенденции, установленные исследованиями С.В. Быковой,, Б.Г. Юдина и Л.В. Ясной [2].

В заключении стоит отметить, что вопрос эвтаназии и эвтаназийного туризма крайне сложен в свете рассмотрения с различных точек зрения, как религиозно-нравственной, в основе своей выступающей категорически против, так и либеральной, делающей акцент на наличие прав и свобод человека, в том числе на смерть. Однако эвтаназия не является панацеей для тяжело больных людей, поскольку в России имеет место быть паллиативная помощь и хосписы, оказывающие помощь больным, снимая боль и улучшая качество жизни, а также существует отказ от реанимации.

 

Список литературы:
1. Александрова Д.П. Деонтологические проблемы в контексте биоэтики ­ Орел, 2015, ­ с. 1-5.
2. Быкова С.В., Юдин Б.Г., Ясная Л.В. Эвтаназия: Мнение врачей Биоэтика: принципы, правила, проблемы. ­Москва, 1998, ­ с. 366-371. 
3. Летов О.В. Этические проблемы эвтаназии [Электронный ресурс]. ­2007. ­ с.187-194. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-problemy-evtanazii-1.
4. Симонова Ж.Г. Эвтаназийный туризм: этические аспекты легального ухода из жизни. [Электронный ресурс]­ 2021.­ с. 187-194. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evtanaziynyy-turizm-eticheskie-aspekty-legalnogo-uhoda-iz-zhizni.